Дело № 2а-562/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2020 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,
при секретаре Ромашвили А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области к Алексеевой Л. В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015,2016,2017 годы, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС № 9 по Тверской области обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Алексеевой Л.В., представив сведения, что мировой судья отменил судебный приказ определением от 22.08.2019 в связи с поступившими возражениями должника.
Исковые требования мотивированы тем, что налогоплательщику начислен в соответствии со ст. 31 НК РФ земельный налог за 2015-2017 годы в размере 3604 руб. Ответчику отправлены налоговые уведомления и требования на уплату вышеуказанных налогов с указанием срока уплаты, однако ответчиком налоги в бюджет не уплачены.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный законом срок, налогоплательщику начислены пени по земельному налогу – 40,11 руб.
Представитель административного истца МИФНС России № 9 по Тверской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принял, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, поддержав исковые требования.
Административный ответчик Алексеева Л.В., извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив доводы иска, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регулируется главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Налогового кодекса РФ граждане обязаны платить законно установленные налоги. Конституционная обязанность по уплате налогов имеет публично правовой характер, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В силу п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
Исходя из положений ст.44 ч.3 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в связи с его уплатой. В то же время, согласно положениям ст. 48, 70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Указанной статьей предусмотрен порядок взыскания соответствующих пеней. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Обязанность по уплате налога возникает при наличии объекта налогообложения и принадлежности его ответчику.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним прав на земельный участок в ЕГРН, а прекращается эта обязанность со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ранее действовавшего) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей. Аналогичная норма содержится в законе «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Объектом налогообложения является земельный участок с кадастровым №.
Расчет земельного налога, содержится в налоговых уведомлениях в отношении земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, за период – 2015-2017 года. Недоимка начислена за 2015 г.- 1881 руб. по налоговой ставке 0,20, за 2016 г.- 1077 руб. по налоговой ставке 0,20, за 2017 год 646 руб. по налоговой ставке 0,30, итого 3604 руб.
В возражениях на судебный приказ ответчик оспаривала принадлежность ей земельного участка, полагала, что земельный налог начислен ошибочно, на те же причины несогласия с иском указано в телефонограммах.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, указанный земельный участок стоит на кадастровом учете с 2007 года, сведения об участке носят статус «актуальные, ранее учтенные», категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, площадь участка, поставленного на кадастровый учет под номером № - 1000 кв.м, его кадастровая стоимость – 538620 руб. Граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Права на данный земельный участок не зарегистрированы, что подтверждено уведомлением Управления Росреестра по Тверской области от 18.03.2020 (л.д. 47).
На судебные запросы администрацией Верхневолжского сельского поселения Калининского района Тверской области сообщено, что по данным дежурной кадастровой карты Алексеевой Л.В. принадлежит участок площадью 200 кв.м (по решению администрации № 46 от 1992, свидетельству № 637 за 1993).
Установлено, архивными копиями документов, предоставленными архивным отделом администрации МО Тверской области «Калининский район» подтверждено, что решением Верхневолжского сельского Совета народных депутатов от 17.12.1992 № 46 «О порядке использования земель, находящихся в ведении сельского Совета» гражданам, проживающим на территории сельского Совета, передавались в собственность имеющиеся у них и вновь выдаваемые земельные участки, гражданам, не проживающим на территории, - в пожизненное наследуемое владение. Как следует из свидетельства от 13.10.1993 на право собственности на землю, на бессрочное (постоянное) пользование землей Алексеевой А.В. предоставлен земельный участок 0,02 га (две сотки) для ведения приусадебного хозяйства.
Площадь и вид разрешенного использования предоставленного в 1992г. Алексеевой А.В. земельного участка не соответствуют данным объекта налогообложения, имеются значительные расхождения.
Проанализировав содержание правоустанавливающих документов и сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка – объекта налогообложения, суд отмечает значительное расхождение площади объекта, а также иной вид разрешенного использования. Данные документы содержат различные показатели налогооблагаемой площади земельного участка.
Утверждение налогового органа о принадлежности ответчику участка площадью 1000 кв.м не подтверждено. Допустимых доказательств относимости (идентичности) стоящего на кадастровом учете земельного участка к тому, что предоставлен был в 1992г. Алексеевой Л.В., нет.
Вопрос о технической ошибке в данных ЕГРН, основаниях внесения в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым № предметом рассмотрения не являлся.
Доказательств принадлежности ответчику земельного участка площадью 1000 кв.м с кадастровой стоимостью 538620 руб. не представлено, соответственно обязанность уплаты ею земельного налога в заявленной сумме на указанный в иске объект налогообложения не подтверждена.
Принимая во внимание порядок начисления земельного налога, определения кадастровой стоимости в целях налогообложения, суд полагает невозможным удовлетворение требований от суммы заявленной требований соразмерно площади участка истца по правоустанавливающим документам, последнее возможно было бы при принадлежности ей 1\5 доли в праве собственности на участок, стоящем на кадастровом учете, однако по правоустанавливающим документам ей принадлежит участок иной площади, что предполагает и иную кадастровую стоимость.
В связи с изложенным требования о взыскании земельного налога и пени не подлежат удовлетворению.
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Установлено, что налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Алексеевой Л.В. той же задолженности. Определением мирового судьи от 22.08.2019 судебный приказ отменен (л.д.7).
На основании ч.2 ст. 48 НК РФ с учетом отмены судебного приказа мировым судьей 22.08.2019, заявление о взыскании налога должно было быть подано в суд до 25.02.2020 включительно.
На основании ч.2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В данном случае срок обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности был пропущен всего лишь на несколько дней, но административный истец не просил о его восстановлении и не указал причины пропуска срока подачи иска в суд, таковых не усматривается. Пропуск срока обращения в суд с исковым заявлением является самостоятельным основанием к отказу в иске
Поскольку истец освобожден от государственной пошлины, в иске отказано, государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области к Алексеевой Л. В. о взыскании задолженности по земельному налогу на объект с кадастровым № площадью 1000 кв.м. за 2015,2016,2017 годы, пени, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Калининский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.В.Гуляева
Мотивированное решение составлено 10.06.2020.
Дело № 2а-562/2020