ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-562/2017 от 28.04.2017 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2017 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Сорокиной А.А.,

при секретаре Цыгановой Н.В.,

с участием

представителя административного истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Илларионовой Е.С.,

представителя административного ответчика Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Шуйская межрайонная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области по непроведению антикоррупционной экспертизы постановления администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 9 февраля 2017 года №15 «О результатах оценки эффективности реализации муниципальной программы Семейкинского сельского поселения за 2016 год» и обязать Администрацию Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 9 февраля 2017 года №15 «О результатах оценки эффективности реализации муниципальной программы Семейкинского сельского поселения за 2016 год».

Данные требования Шуйским межрайонным прокурором были мотивированы следующим: межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района. Проведенной проверкой установлено, что администрацией Семейкинского сельского поселения принято постановление от 9 февраля 2017 года №15 «О результатах оценки эффективности реализации муниципальной программы Семейкинского сельского поселения за 2016 год». Данное постановление обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт. В ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой в Администрации Семейкинского сельского поселения, установлено, что антикоррупционная экспертиза как проекта, так и постановления администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 9 февраля 2017 года №15 «О результатах оценки эффективности реализации муниципальной программы Семейкинского сельского поселения за 2016 год» не проводилась, хотя в силу прямого указания закона на Администрацию Семейкинского сельского поселения возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов независимо от деятельности иных субъектов на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами по результатам проведения или самостоятельной антикоррупционной экспертизы. На основании изложенного и в соответствии с действующим законодательством, ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» административный истец просит удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Шуйского межрайонного прокурора Илларионова Е.С. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, а также просила обязать Администрацию Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в срок до 31 декабря 2017 года провести антикоррупционную экспертизу указанного постановления.

Представитель административного ответчика Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО1 в судебном заседании пояснила, что исковые требования Шуйской межрайонной прокуратуры признает в полном объеме.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Согласно статьи 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

В статье 3 указанного Закона закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 4 данного Закона выявленные в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составленном при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона.

Из вышеизложенных норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Из материалов дела следует, что администрацией Семейкинского сельского поселения принято постановления администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 9 февраля 2017 года №15 «О результатах оценки эффективности реализации муниципальной программы Семейкинского сельского поселения за 2016 год».

Данное постановление обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт.

В соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.

В ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой в Администрации Семейкинского сельского поселения, установлено, что антикоррупционная экспертиза как проекта, так и постановления от 9 февраля 2017 года №15 «О результатах оценки эффективности реализации муниципальной программы Семейкинского сельского поселения за 2016 год» не проводилась.

В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупционных факторов, принятие мер по устранению которых, не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Таким образом, в силу прямого указания закона на Администрацию Семейкинского сельского поселения возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.

Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, бездействие Администрации Семейкинского сельского поселения, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта не основано на требованиях закона, является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, а также публичные интересы Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в области противодействия коррупции, исполнения Российской Федерацией принятых на себя обязательств в рамках Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции от 31 октября 2003 года.

Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путем возложения обязанности выполнить мероприятия, направленных на устранение обстоятельств, нарушающих права неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

В силу ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В данном случае судом указанных обстоятельств не установлено, в связи с чем суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы иных лиц, подтверждается доказательствами по делу.

С учетом изложенного, исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта в срок до 31 декабря 2017 года следует удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области по непроводению антикоррупционной экспертизы постановления администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 9 февраля 2017 года №15 «О результатах оценки эффективности реализации муниципальной программы Семейкинского сельского поселения за 2016 год».

Обязать Администрацию Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в срок до 31 декабря 2017 года провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 9 февраля 2017 года №15 «О результатах оценки эффективности реализации муниципальной программы Семейкинского сельского поселения за 2016 год».

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: подпись А.А. Сорокина

Решение в окончательной форме изготовлено 02 мая 2017 года.

Председательствующий: подпись А.А. Сорокина

СОГЛАСОВАНО

СУДЬЯ А.А.СОРОКИНА