ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-562/2022 от 28.07.2022 Тихвинского городского суда (Ленинградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2022 года

городской суд в составе председательствующего судьи Удюковой И.В.,

при секретаре ФИО1,

с участием административного истца - прокурора ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тихвинского городского прокурора к администрации муниципального образования сельское поселение Тихвинского муниципального района о признании бездействия незаконным, об обязании провести мероприятия по государственному и кадастровому учету и государственной регистрации прав на объект недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Тихвинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО сельское поселение Тихвинского муниципального района (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права муниципального образования на объект недвижимости - муниципальную квартиру, расположенную по адресу: , об обязании провести мероприятия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на указанный объект недвижимости.

В обоснование заявленных требований указано, что вышеуказанный объект недвижимости находится в распоряжении Администрации при этом его кадастровый учет до настоящего времени не проведен, право муниципальной собственности не зарегистрировано. Отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности приводит к неэффективному владению и использованию муниципального имущества, ограничивая возможность распоряжения им.

Прокурор просит суд признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права муниципального образования на объект недвижимости объект недвижимости и обязать Администрацию не позднее трех лет со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на объект недвижимости.

Административный истец помощник Тихвинского городского прокурора ФИО2 в судебном заседании иск поддержала, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Пашозерское сельское поселение ФИО3 исковые требования не признала, привела доводы в возражения по иску о том, что право муниципальной собственности на спорный объект возникло в силу закона, соответственно в соответствии с ч.2 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права не обязательна, является правом Администрации, но станет обязательна для органа местного самоуправления при возникновении необходимости его распоряжения, кроме того, удовлетворение иска повлечет ограничение конституционных прав ответчика на самостоятельное владение, пользование и распоряжение объектом недвижимости, позиция прокурора о том, что отсутствие кадастрового учета здания и государственной регистрации права влечет нарушение прав муниципального образования является субъективным необоснованным мнением истца.

Заслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Исходя из положений ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 года № 424.

Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов.

Согласно пункту 2 названного Порядка объектами учета в реестрах является находящиеся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (пункт 3 Порядка).

В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества (п.4).

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Из материалов дела следует и судом установлено, что объект недвижимости, а именно: муниципальная квартира, расположенная по адресу: ., находится в реестре муниципальной собственности, на кадастровый учет не поставлена, регистрация права муниципальной собственности не произведена.

Административный ответчик данное обстоятельство не отрицает.

Оценив по правилам ст.84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что Администрацией допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права муниципального образования на объект недвижимости и земельный участок под ним, что влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере владения муниципальным имуществом и нарушение прав неопределенного круга лиц.

Приведенные Администрацией в поддержку возражений доводы суд отклоняет как основанные на неверном толковании закона.

Осуществление ведения реестра муниципальной собственности в силу положений ч.2 ст. 131 Гражданского кодекса РФ не является тождественным государственной регистрации прав на такое имущество.

Более того, в силу пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения.

Как следует из частей 1,2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах.

Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет позволяет провести его окончательную индивидуализацию, создает определенность в отношениях по его использованию, позволяет исключить бесконтрольное состояние.

Кроме того, в соответствии с положениями п.1 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регистрации права собственности за органом местного самоуправления может осуществляться отдельно без одновременной постановки объекта недвижимости на кадастровый учет, но только при условии, что объект недвижимости уже поставлен на кадастровый учет.

Доводы административного ответчика о том, что государственная регистрация права на объекты недвижимости является правом, а не обязанностью правообладателя также подлежат отклонению.

Системное толкование указанных выше норм подлежат применению в совокупности с иными нормами, в том числе с вышеуказанными ч.5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.2 и 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципальной собственности, свидетельствующих о наличии у органа местного самоуправления обязанности принять меры к постановке объекта недвижимости на кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности, вместе с чем самостоятельное владение, пользование и распоряжение органом местного самоуправления муниципальным имуществом ограничивается и регламентировано Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми.

При этом само по себе удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, поэтому не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области муниципального управления.

В соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, суд считает указанный прокурором срок в три года со дня вступления решения суда в законную силу обоснованным и разумным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Тихвинского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение Тихвинского муниципального района , выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на объект недвижимости, а именно: муниципальную квартиру, расположенную по адресу: .

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение Тихвинского муниципального района не позднее трех лет со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав собственности на объект недвижимости, а именно: муниципальную квартиру, расположенную по адресу: .

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тихвинский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Удюкова

Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2022 года.

Судья И.В. Удюкова