Дело № 2а-5630/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2015 года г. Новосибирск
Ленинский районный суд г.Новосибирска в лице судьи Головачёвой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Акуловой Н.А.,
с участием административных истцов Купцовой Т.А., Скосырской С.В.,
представителя административного истца Железко Н.А. – Литвиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Железко Н.А., Купцовой Т.А., Скосырской С.В. к мэрии г.Новосибирска о признании недействительным постановления об утверждении проекта межевания застроенной территории и заключения по результатам публичных слушаний,
установил:
Железко Н.А., Купцова Т.А., Скосырская С.В. обратились в суд с административным иском к мэрии г.Новосибирска о признании недействительным постановления об утверждении проекта межевания застроенной территории и заключения по результатам публичных слушаний.
В обоснование иска в уточненной редакции заявления административные истцы указали, что являются собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>. Постановлением мэрии г.Новосибирска № 955 от 12.02.2015 были назначены публичные слушания по проекту постановления мэрии г.Новосибирска «Об утверждении проекта межевания застроенной территории в границах ул.Серафимовича, 3-го пер.Римского-Корсакова, 4-го пер.Серафимовича, ул.Степной в Ленинском районе, в границах проекта планировки центральной части Ленинского района». Многоквартирный дом истцов расположен на смежном земельном участке по отношению к застроенной территории, проект межевания которой подлежал утверждению на публичных слушаниях. Поскольку проект межевания застроенной территории был составлен с нарушением норм действующего законодательства, а именно, плотность застройки данного проекта больше допустимого в несколько раз, кроме того, нарушены нормы по обеспеченности местами для хранения автомобилей, являющиеся обязательными, то административными истцами до проведения публичных слушаний были представлены предложения по внесению изменений в утверждаемый проект, которые при условии их принятия позволяли привести проект в соответствие с существующими нормами. Содержание изменений, предложенных жителями, сводилось к уменьшению этажности возводимых многоквартирных домов, что позволило бы привести плотность застройки к нормативным показателям, а также к необходимости внесения изменений в границы образуемых и изменяемых земельных участков.
Истцы считают постановление, которым был утвержден проект межевания застроенной территории, незаконным, поскольку не был разработан и утвержден проект планировки застроенной территории, который должен был являться основой для разработки проекта межевания. Градостроительный кодекс РФ не предусматривает возможность подготовки проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории, в отношении которой заключен договор развития застроенной территории. Кроме того, в силу ч.9 ст.42 Градостроительного кодекса РФ вынесение на публичные слушания проекта межевания такой территории без проекта планировки территории не представляется возможным. Обязательное составление проекта планировки застроенной территории необходимо с целью определения местоположения объектов капитального строительства, которые будут возводиться на указанной территории, технических характеристиках этих объектов, включая показатели плотности застройки, которые так важны для всех проживающих на этой территории граждан. Земельный участок может использоваться исключительно в соответствии с его целевым назначением, его предоставление и эксплуатация допускаются только при условии полного соответствия возводимого на нем объекта градостроительным и земельным нормам, что подлежит обязательной проверке со стороны органа местного самоуправления. Одновременно с отсутствием разработанного проекта планировки застройщик делит предоставленный ему по договору земельный участок на три самостоятельных участка без какого-либо обоснования параметров и включает в экспликацию формируемых земельных участков 3 многоквартирных жилых дома этажностью до 25 этажей, а мэрия г.Новосибирска без проверки возможности возведения таких объектов и какого-либо законного обоснования утверждает такой проект. Считают, что утвердив данный проект, мэрия согласовала возведение этих объектов на указанном земельном участке с грубым нарушением предусмотренной законом процедуры.
Согласно произведенным по заявке административных истцов расчетам технико-экономических показателей застройки территории площадью 11700 кв.м., на спорном земельном участке возможно строительство жилого дома с общей площадью 10217,8 кв.м. и этажностью 3-12 этажей. Однако в обжалуемом постановлении на этом земельном участке предполагается строительство 3 многоквартирных жилых домов этажностью до 25 этажей. Утвердив указанный проект межевания, мэрия г.Новосибирска нарушила предусмотренную градостроительными нормами процедуру согласования, указав в обжалуемом проекте межевания возводимые на земельном участке объекты, которые подлежали обязательному указанию не в проекте межевания, а исключительно в проекте планировки этой территории, который также подлежал вынесению на публичные слушания. Утвержденный обжалуемым постановлением проект не подписан, не содержит информации о квалификации специалиста, разрабатывающего настоящий документ, не содержит графическую и описательную часть, координаты поворотных точек, привязку к адресным ориентирам и иные обязательные для проекта межевания параметры, которые установлены постановлением № 150 от 29.10.2002 «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации».
Истцы просят признать недействительным постановление мэрии г.Новосибирска № 3334 от 12.05.2015 «Об утверждении проекта межевания застроенной территории в границах ул.Серафимовича, 3-го пер.Римского-Корсакова, 4-го пер.Серафимовича, ул.Степной в Ленинском районе, в границах проекта планировки центральной части Ленинского района», признать недействительным заключение по результатам публичных слушаний по проекту постановления мэрии г.Новосибирска № 3334 от 12.05.2015 «Об утверждении проекта межевания застроенной территории в границах ул.Серафимовича, 3-го пер.Римского-Корсакова, 4-го пер.Серафимовича, ул.Степной в Ленинском районе, в границах проекта планировки центральной части Ленинского района».
В судебном заседании административные истцы Купцова Т.А., Скосырская С.В., представитель административного истца Железко Н.А. – Литвинова Е.А. требования и доводы административного иска поддержали в полном объеме, при этом, пояснив, что оспариваемым постановлением нарушаются их права, поскольку утвержденным проектом межевания нарушается плотность застройки. Их микрорайон перенаселен, не хватает школ, поликлиник, детских садов. Строительство на земельном участке трех многоквартирных домов, этажностью до 25 этажей, приведет к нехватке парковочных мест, мест для отдыха. Это все нарушает их права, как жителей микрорайона. Истцы принимали участие в публичных слушаниях, но их предложения не были услышаны. Заключение, принятое по результатам публичных слушаний, им стало известно, когда его опубликовали на официальном сайте мэрии г.Новосибирска.
Представитель административного ответчика – мэрии г.Новосибирска - в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил. В представленном письменном отзыве (л.д.62-63) представитель административного ответчика указал, что с иском не согласен. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Проект межевания застроенной территории в границах ул.Серафимовича, 3-го пер.Римского-Корсакова, 4-го пер.Серафимовича, ул.Степной в Ленинском районе был разработан в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами в области градостроительства. Оспариваемое постановление принято в соответствии с установленной законодательством процедурой, на основании соответствующих рекомендаций экспертов, а также результатов публичных слушаний, что свидетельствует о его законности. Требования об отмене проекта не могут быть удовлетворены, так как игнорирование результатов публичных слушаний, когда законом установлена необходимость их учета, будет явным нарушением норм материального права. Кроме того, мнение заявителей было учтено при рассмотрении проекта межевания территории на публичных слушаниях, о чем свидетельствует изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков, а именно, конечная редакция включает в себя виды разрешенного использования для трех земельных участков «многоквартирные 9-13 этажные дома». С целью соблюдения требований законодательства, в том числе строительных норм и правил, на которые ссылаются заявители, предписано организации, с которой заключен договор о развитии застроенной территории, представить последующий проект застройки земельных участков для общественного обсуждения с жителями в администрации Ленинского района г.Новосибирска. Утверждение о том, что спорный проект межевания предполагает плотность застройки 32 000 кв.м., не находит своего подтверждения, так как плотность застройки может быть определена только при проектировании конкретного многоквартирного дома. При этом учитывается не только этажность здания, но и иные характеристики. Кроме того, плотность застройки определяется количеством человек на 1 га, а не квадратными метрами, как указывают заявители. Обжалуемые акты лишь устанавливают виды разрешенного использования земельных участков в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов градостроительной деятельности. Таким образом, оспариваемый проект межевания территории принят в соответствии с действующим законодательством в пределах полномочий мэрии г.Новосибирска, права и законные интересы заявителей и третьих лиц данным правовым актом не нарушаются.
Представитель заинтересованного лица – ООО ПГ «Восток» - в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по адресу его места нахождения, указанному в Едином Государственном реестре юридических лиц, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав представителя административного истца Железко Н.А. – Литвинову Е.А., административных истцов Купцову Т.А., Скосырскую С.В., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что 26 марта 2015 года состоялись публичные слушания по проекту постановления мэрии г.Новосибирска «Об утверждении проекта межевания застроенной территории в границах ул.Серафимовича, 3-го пер.Римского-Корсакова, 4-го пер.Серафимовича, ул.Степной в Ленинском районе, в границах проекта планировки центральной части Ленинского района».
Из протокола публичных слушаний следует, что в них принимали участие административные истцы (л.д.113-115). Данное обстоятельство административными истцами не оспаривалось.
В ходе публичных слушаний Скосырская, Железко, УК «Союз-Комфорт» предложили включить в проект 9-13 этажность.
По результатам публичных слушаний сделано следующее заключение:
Считать состоявшимися публичные слушания по проекту постановления мэрии г.Новосибирска «Об утверждении проекта межевания застроенной территории в границах ул.Серафимовича, 3-го пер.Римского-Корсакова, 4-го пер.Серафимовича, ул.Степной в Ленинском районе, в границах проекта планировки центральной части Ленинского района»;
Процедура проведения публичных слушаний по проекту постановления мэрии г.Новосибирска «Об утверждении проекта межевания застроенной территории в границах ул.Серафимовича, 3-го пер.Римского-Корсакова, 4-го пер.Серафимовича, ул.Степной в Ленинском районе, в границах проекта планировки центральной части Ленинского района» осуществлена в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Положением о публичных слушаниях в г.Новосибирске, принятым решением городского Совета г.Новосибирска от 25.04.2007 № 562;
Проект постановления мэрии г.Новосибирска «Об утверждении проекта межевания застроенной территории в границах ул.Серафимовича, 3-го пер.Римского-Корсакова, 4-го пер.Серафимовича, ул.Степной в Ленинском районе, в границах проекта планировки центральной части Ленинского района» получил положительную оценку и рекомендуется к утверждению с учетом предложений, одобренных экспертами: в приложении к проекту межевания застроенной территории в границах ул.Серафимовича, 3-го пер.Римского-Корсакова, 4-го пер.Серафимовича, ул.Степной в Ленинском районе, в границах проекта планировки центральной части Ленинского района в графе «наименование земельного участка» таблицы «Экспликация формируемых земельных участков»: строки 1, 2 после слова «многоквартирные» дополнены словами «9-13-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками, многоквартирные 14-18-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками, многоквартирные»; строка 3 после слова «многоквартирные» дополнена словами «9-13-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками, многоквартирные».
ООО Промышленная группа «Восток» (организация, с которой заключен договор о развитии застроенной территории) предписано на стадии архитектурно-строительного проектирования объектов соблюдать действующее законодательство, строительные нормы и правила, местные нормативные правовые акты; представить проект застройки земельных участков для общественного обсуждения с жителями в администрации Ленинского района г.Новосибирска. (л.д.70-72).
Заключение по результатам публичных слушаний от 26.03.2015 опубликовано на официальном сайте г.Новосибирска 01 апреля 2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (аналогичные положения содержались в части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, действующей на момент предъявления иска в суд).
О вынесенном заключении по результатам публичных слушаний административные истцы узнали 26.03.2015, так как участвовали в публичных слушаниях.
С полным текстом заключения административные истцы были ознакомлены после его опубликования на официальном сайте г.Новосибирска – 01 апреля 2015 года.
С заявлением в суд об оспаривании указанного заключения по результатам публичных слушаний истцы обратились 15 июля 2015 года, то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока обращения в суд.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока административными истцами не заявлено, доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения в суд, не представлено.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Поскольку административными истцами пропущен срок обращения в суд с требованием о признании недействительным заключения по результатам публичных слушаний, в удовлетворении данного требования должно быть отказано.
Рассматривая требование о признании недействительным постановления мэрии г.Новосибирска № 3334 от 12.05.2015, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из содержания оспариваемого постановления (л.д.75) им утвержден проект межевания застроенной территории в границах ул.Серафимовича, 3-го пер.Римского-Корсакова, 4-го пер.Серафимовича, ул.Степной в Ленинском районе, в границах проекта планировки центральной части Ленинского района (приложение) в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Частью 5 указанной статьи определено, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:
1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
3) границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков;
6) границы территорий объектов культурного наследия;
7) границы зон с особыми условиями использования территорий;
8) границы зон действия публичных сервитутов.
В проекте межевания территории также должны быть указаны:
1) площадь образуемых и изменяемых земельных участков и их частей;
2) образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования или имуществу общего пользования;
3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 5.2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).
Утвержденный оспариваемым постановлением проект межевания земельного участка содержит чертеж межевания территории с отображением предусмотренных статьей 43 Градостроительного кодекса РФ элементов.
Доводы иска о том, что проект межевания не соответствует требованиям, установленным постановлением Госстроя РФ № 150 от 29.10.2002 «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», подлежат отклонению, поскольку разделом 3.2.2 указанного постановления не предусмотрены требования к его подписанию, указанию в проекте информации о квалификации специалиста, разрабатывающего данный документ, координат поворотных точек, привязки к адресным ориентирам.
Плотность застройки, на нарушение которой ссылаются административные истцы, не является составным элементом проекта межевания земельного участка, и не подлежит указанию в данном проекте.
Проект межевания земельного участка определяет лишь границы образуемых земельных участков. Параметры застройки данным проектом не утверждались. В нем указано лишь на вид разрешенного использования образуемых земельных участков. При этом указанный вид разрешенного использования не предполагает строительство на этих участках исключительно трех 25-этажных домов. Вид разрешенного использования предусматривает также возможность размещения на формируемых земельных участках многоквартирных 9-13-этажных жилых домов.
В соответствии с представленными административными истцами технико-экономическими показателями застройки территории, в границах спорного земельного участка площадью 11700 кв.м. можно построить жилой дом (дома) с общей площадью квартир не более 10217,8 кв.м. и этажностью 3-12 этажей.
Предусмотренный проектом межевания вид разрешенного использования земельного участка для строительства 9-13-этажных домов не противоречит указанным технико-экономическим показателям допустимой этажности.
Площадь квартир в каждом доме возможно рассчитать только на этапе проектирования конкретных жилых домов, поскольку вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение многоквартирных домов, в том числе, с помещениями общественного назначения. Сколько квадратных метров в данном доме будет занято квартирами, а сколько помещениями общественного назначения, проект межевания не предусматривает и не может предусматривать.
Учитывая, что утвержденный оспариваемым постановлением проект межевания не предполагает плотности застройки, доводы иска о нарушении данным постановлением прав административных истцов не нашли своего подтверждения.
Соответствие проектируемых зданий требованиям строительных норм и правил, в том числе местным нормативам градостроительного проектирования, устанавливается проектной документацией, изготавливаемой соответствующей организацией, которая в обязательном порядке проходит необходимую экспертизу.
В заключении, принятом по результатам публичных слушаний, ООО Промышленная группа «Восток» (организации, с которой заключен договор о развитии застроенной территории) предписано на стадии архитектурно-строительного проектирования объектов соблюдать действующее законодательство, строительные нормы и правила, местные нормативные правовые акты; представить проект застройки земельных участков для общественного обсуждения с жителями в администрации Ленинского района г.Новосибирска.
Ссылка административных истцов на возможную нехватку парковочных мест при застройке земельного участка, проект межевания которого утвержден, является их предположением, доказательств этому не представлено. Вид разрешенного использования земельных участков, предусмотренный в проекте межевания, предполагает размещение на указанных участках автостоянок, в том числе, подземных.
Доводы административного иска о том, что проект межевания разрабатывался без утверждения проекта планировки застроенной территории, опровергаются представленным в материалы дела проектом планировки центральной части Ленинского района, утвержденным постановлением мэрии г.Новосибирска № 8472 от 25.09.2014 (л.д.98-112), включающим в себя и территорию квартала Р-5, который определен как элемент планировочной структуры территории микрорайона Р района IV «Телецентр».
На основании этого проекта планировки был разработан проект межевания, о чем указано в оспариваемом постановлении мэрии г.Новосибирска № 3334 от 12.05.2015.
В соответствии с частью 9 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Из указанного положения закона следует, что на основании одного проекта планировки территории могут быть разработаны проекты межевания нескольких застроенных территорий.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что постановление мэрии г.Новосибирска № 3334 от 12.05.2015 «Об утверждении проекта межевания застроенной территории в границах ул.Серафимовича, 3-го пер.Римского-Корсакова, 4-го пер.Серафимовича, ул.Степной в Ленинском районе, в границах проекта планировки центральной части Ленинского района» принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий мэрии г.Новосибирска, с соблюдением порядка его принятия, не нарушает права и законные интересы административных истцов, в связи с чем, оснований для признания его незаконным не имеется.
Руководствуясь статьями ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Железко Н.А., Купцовой Т.А., Скосырской С.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд г.Новосибирска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 02 ноября 2015 года.
Судья (подпись) Н.В. Головачёва
Подлинник решения находится в административном деле № 2а-5630/2015 Ленинского районного суда г.Новосибирска.