Дело № 2а-5636/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2018 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска
в составе председательствующего судьи Н.В.Верияловой,
при секретаре В.Р.Умаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области к Хисаметдинову М.К. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России №4 по Ульяновской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Хисаметдинова М.К. задолженности по земельному налогу за 2016 года в размере 187 886 руб., пени в размере 206 руб. 67 коп.
В обоснование иска указывается, что ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №4 по Ульяновской области. Налогоплательщик имеет в собственности земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 25 321 кв.м.
В адрес ответчика было направлено налоговое уведомление №15053568 от 23.08.2017 об оплате земельного налога за данный земельный участок за 2016 год в размере 187 886 руб.
В связи с неуплатой налога ответчику выставлено требование №9146 от 06.12.2017об уплате земельного налога в размере 187 886 руб., пени в размере 206 руб. 67 коп. в срок до 23.01.2018. До настоящего времени задолженность не погашена, срок добровольной уплаты истек.
Истец просит взыскать с ответчика задолженность по земельному налогу и пени за 2016 год в общем размере 188 092 руб. 67 коп., в том числе земельный налог 187 886 руб., пени 206 руб. 67 коп.
В судебное заседание административный истец не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Хисметдинов М.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель административного ответчика по доверенности Ерофеева Ю.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что Хисаметдинову М.К. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
Расчет налогов осуществляется на основании кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 12 525 757 руб. 54 коп. Вместе с тем, согласно решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № от 15.10.2018, размер кадастровой стоимости установлен на основании рыночной стоимости и составляет 3 840 689 руб. 28 коп.
На основании п.4 ст.5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу, только если они улучшают положение налогоплательщика. Минфин России в своих письмах разъяснял, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, если улучшается положение налогоплательщика. В иске просила отказать.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как определено статьей 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 НК РФ.
В силу статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с положениями статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Согласно положениям статьи 66 ЗК РФ, регламентирующей оценку земли, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Из материалов дела следует, что Хисаметдинов М.К. является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый №, площадью 25 321 кв.м.
Согласно налоговому уведомлению № от 23.08.2017 Хисаметдинову М.К. за 2016 год рассчитан земельный налог в сумме 187 886 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 12 525 757 руб., со сроком уплаты до 01.12.2017.
В связи с неуплатой налога по данному уведомлению в срок, установленный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование №9146 по состоянию на 06.12.2017 об уплате земельного налога со сроком исполнения до 23.01.2018.
Направление как налогового уведомления, так и требования подтверждается списками внутренних почтовых отправлений, имеющимися в материалах дела. Требование об уплате налога, сбора, пеней и штрафов административным ответчиком в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением.
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога и пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога и пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога и пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Установлено, что 28.02.2018 налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу. Мировым судьей судебного участка №4 Ленинского судебного района г.Ульяновска 02.03.2018 был вынесен судебный приказ о вызскании с Хисаметдинова М.К. в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области земельного налога в размере 187 886 руб., пени в размере 206 руб. 67 коп. Определением мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г.Ульяновска от 08.10.2018 судебный приказ от 02.03.2018 отменен по заявлению должника. Исковое заявление подано административным истцом в суд 12.11.2018.
Указанные обстоятельства свидетельствует о соблюдении административным истцом установленного порядка и сроков для обращения в суд.
Согласно решению комиссии Управления Росреестра по Ульяновской области по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Хисаметдинова М.К. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, поданного на основании установления рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 3 840 689 руб. 28 коп. по состоянию на 01.01.2011, установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости, определенной в размере 12 525 757 руб. 54 коп., указанной в отчете №429/11 от 08.12.2011.
По результатам рассмотрения заявления комиссия решила определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке.
Между тем статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено два основания для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости;
2) установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с письмом Минфина России от 20.07.2017 № 03-05-04-01/46181 «О порядке учета сведений об измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении налоговой базы» в тех случаях, когда изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода вносится в Единый государственный реестр недвижимости на основании акта субъекта Российской Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, необходимо учитывать правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 2 июля 2013 г. № 17-П. Согласно указанному постановлению нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Кроме того, в соответствии с положениями абзаца 5 пункта 1 статьи 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Указанная налоговая норма, действующая с 01 января 2017 года, предоставляет налогоплательщику право на перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления любой ошибки при определении его кадастровой стоимости (как технической ошибки, так и кадастровой ошибки).
Определение кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости на основании решения комиссии Управления Росреестра по Ульяновской области по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № от 15.10.2018 является достаточным основанием для изменения налоговой базы по земельному налогу и перерасчета налога в пределах установленного законом периода, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для перерасчета Хисаметдинову М.К. земельного налога за 2016 год на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, исходя из установленной кадастровой стоимости земельного участка, равной 3 840 689 руб. 28 коп.
Таким образом, с Хисаметдинова М.К. подлежит взысканию земельный налог за 2016 год в сумме 57 610 руб. 33 коп.
Учитывая, что в установленные налоговым законодательством сроки административным ответчиком обязанность по уплате земельного налога не исполнена, с Хисаметдинова М.К. за период с 02.12.2017 по 05.12.2017, согласно выставленному требованию №9146 по состоянию на 06.12.2017 подлежат взысканию пени в размере 63 руб. 37 коп.
Исходя из суммы удовлетворенных исковых требований, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 930 руб. 21 коп.
Руководствуясь ст. ст. 180, 290, 294 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области к Хисаметдинову М.К. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области с Хисаметдинова М.К. задолженность по земельному налогу за 2016 года на земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый № в размере 57 610 руб. 33 коп., пени в размере 63 руб. 37 коп., в остальной части иска отказать.
Взыскать с Хисаметдинова М.К. в доход местного бюджета госпошлину в размере 1 930 руб. 21 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Вериялова