Дело № 2а-563/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Каслинский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,
при секретаре Корнауховой Н.В.,
с участием помощника Каслинского городского прокурора Преображенской К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каслинского городского прокурора Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Каслинского городского поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Каслинский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Каслинского городского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, а именно, признать незаконным бездействие администрации Каслинского городского поселения Каслинского района Челябинской области, выразившееся в непринятии административных регламентов, устанавливающих порядок и стандарт предоставления муниципальных услуг в сфере землепользования; возложить на администрацию Каслинского городского поселения обязанность включить в Реестр муниципальных услуг, выполняемых администрацией Каслинского городского поселения, муниципальные услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; предварительному согласованию предоставления земельного участка; предоставлению земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, на торгах; перераспределению земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; - разработать, утвердить и официально опубликовать (обнародовать) в порядке, установленном Уставом Каслинского городского поселения Каслинского муниципального района , административные регламенты, устанавливающие порядок и стандарт предоставления вышеуказанных муниципальных услуг.
Свое заявление мотивировал тем, что Каслинской городской прокуратурой в ходе мониторинга муниципальных правовых актов, регулирующих правоотношения, возникающие в сфере землепользования, проведена проверка соблюдения администрацией Каслинского городского поселения требований законодательства в части реализации возложенных полномочий в указанной сфере. Проверкой установлено, что администрацией поселения вопреки требованиям федерального законодательства не разработаны и не утверждены административные регламенты следующих муниципальных услуг в сфере землепользования: утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (ч.13 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, п.30 распоряжения Правительства РФ от 18 сентября 2019 года №2113-р «О Перечне типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления»); выдача разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута (ч.3 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, п.22 распоряжения Правительства РФ от 18 сентября 2019 года №2113-р); предварительное согласование предоставления земельного участка (ч.7 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, п.32 распоряжения правительства РФ от 18 сентября 2019 года №2113-р); предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, на торгах (ч.1 ст.39.3, ч.1 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, п.239 распоряжения Правительства РФ от 18 сентября 2019 года № 2113-р); перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (ч.2 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, п.29 распоряжения Правительства РФ от 18 сентября 2019 № 2113-р); предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (ч.2 ст.39.3, ч.1 ст.39.6, ст.39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, п.24 распоряжения Правительства РФ от 18 сентября 2019 № 2113-р); предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно (ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Закон Челябинской области от 28 апреля 2011 года №121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области», п.25 распоряжении Правительства РФ от 18 сентября 2019 года №2113-р). Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг) муниципальные услуги подлежат включению в реестр муниципальных услуг. В соответствии со ст.12 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. В названной норме также установлены требования к структуре административных регламентов. В силу ст.2 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги установлены в ст.14 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. В силу ст.13 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг разработку проекта административного регламента и его утверждение осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу. Муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований (ст. 2). В силу ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее -Закон №137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории городского поселения. В соответствии с ч.13 ст.11.10, ч.1, 2 ст.39.3, ст.39.5, ч.1 ст.39.6, ст.39.17, ч.2 ст.39.28, ч.3 ст.39.36, ч.7 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления осуществляют формирование и предоставление земельных участков. На основании изложенного, полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; предварительному согласованию предоставления земельного участка; предоставлению земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, на торгах; перераспределению земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляются уполномоченными органами местного самоуправления поселений, соответственно, являются муниципальными услугами. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 18 сентября 2019 года №2113-р утвержден Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, пунктами 22, 24, 25, 29, 30, 32, 239 которого предусмотрены вышеуказанные муниципальные услуги. По факту нарушения действующего законодательства ДД.ММ.ГГГГ городским прокурором главе Каслинского городского поселения внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства и законодательства об оказании муниципальных услуг. По результатам его рассмотрения исчерпывающих мер по устранению нарушений закона не принято, до настоящего времени администрацией Каслинского городского поселения не исполнена обязанность по разработке, утверждению, официальному опубликованию административных регламентов в указанной сфере, что нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе лиц, планирующих приобретение земельных участков, а также правообладателей земельных участков, планирующих возведение на земельных участках объектов капитального строительства, препятствует устойчивому развитию территории муниципального образования. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.19, 39, 218 КАС Российской Федерации, п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать незаконным бездействие администрации Каслинского городского поселения Челябинской области, выразившееся в непринятии административных регламентов, устанавливающих порядок и стандарт предоставления муниципальных услуг в сфере землепользования; возложить на администрацию Каслинского городского поселения Челябинской области обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: включить в Реестр муниципальных услуг, выполняемых администрацией Каслинского городского поселения, муниципальные услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; предварительному согласованию предоставления земельного участка; предоставлению земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, на торгах; перераспределению земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; - разработать, утвердить и официально опубликовать (обнародовать) в порядке, установленном Уставом Каслинского городского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области, административные регламенты, устанавливающие порядок и стандарт предоставления вышеуказанных муниципальных услуг.
В судебном заседании помощник Каслинского городского прокурора Преображенская К.А. на иске настаивала, просила требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации Каслинского городского поселения ФИО1. действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования, признала, пояснила, что услуги, которые необходимо включать в реестр муниципальных услуг оказывались и на сегодняшний день оказываются отделом по земельным отношениям администрации. Административный регламент, который необходим для утверждения, находится в стадии разработки, в связи с тем, что постоянно присутствуют изменения в законодательстве.С учетом того, что любой проект нормативно-правового акта необходимо размещать до его принятия на официальном сайте на срок 30 дней, для ознакомления и получения возможных возражений, также учитывая то, что необходимо его согласование с прокуратурой; муниципальные услуги (5 из 6 заявленных по исковым требованиям) входят в типовой перечень муниципальных услуг, осуществление которых предоставляется через МФЦ, то здесь также потребуется согласование порядка и способа предоставления услуг с МФЦ. Так как, у администрации заключено соглашение с МФЦ , а не Каслинского муниципального района, сначала необходимо будет внести изменения в перечень предоставляемых услуг, а также потребуется внесение изменений в условия соглашения взаимодействия между МФЦ и администрацией Каслинского городского поселения; принять данные регламенты администрация сможет только после согласования с МФЦ. В связи с этими обстоятельствами, просила увеличить срок исполнения решения суда до трех месяцев.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ за прокурором закреплено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования.
В соответствии с п.4 ст.27, ч.3 ст.35 "О прокуратуре РФ" прокурору предоставлено право обратится в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, если в ходе прокурорской проверки установлено, что их права нарушаются действиями (бездействием) граждан или организаций.
В судебном заседании установлено, что Каслинской городской прокуратурой проведена проверка достаточности принимаемых органами местного самоуправления Каслинского муниципального района мер по выявлению бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, постановке их на кадастровый учет и регистрации прав муниципальной собственности. Проверкой установлено, что в ходе мониторинга муниципальных правовых актов, регулирующих правоотношения, возникающие в сфере землепользования, проведена проверка соблюдения администрацией Каслинского городского поселения требований законодательства в части реализации возложенных полномочий в указанной сфере. Проверкой установлено, что администрацией поселения вопреки требованиям федерального законодательства не разработаны и не утверждены административные регламенты следующих муниципальных услуг в сфере землепользования: утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (ч.13 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, п.30 распоряжения Правительства РФ от 18 сентября 2019 года №2113-р «О Перечне типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления»); выдача разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута (ч.3 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, п.22 распоряжения Правительства РФ от 18 сентября 2019 года №2113-р); предварительное согласование предоставления земельного участка (ч.7 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, п.32 распоряжения правительства РФ от 18 сентября 2019 года №2113-р); предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, на торгах (ч.1 ст.39.3, ч.1 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, п.239 распоряжения Правительства РФ от 18 сентября 2019 года № 2113-р); перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (ч.2 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, п.29 распоряжения Правительства РФ от 18 сентября 2019 № 2113-р); предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (ч.2 ст.39.3, ч.1 ст.39.6, ст.39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, п.24 распоряжения Правительства РФ от 18 сентября 2019 № 2113-р); предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно (ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Закон Челябинской области от 28 апреля 2011 года №121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области», п.25 распоряжении Правительства РФ от 18 сентября 2019 года №2113-р).
Согласно постановления администрации Каслинского городского поселения от 24 апреля 2013 года №68, утвержден регламент Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг структурными подразделениями администрации Каслинского городского поселения и муниципальными учреждениями Каслинского городского поселения (л.д.10, л.д.11-14 порядок).
Согласно распоряжения администрации Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№р утвержден перечень массовых социально значимых услуг Каслинского городского поселения (л.д.15, л.д.16-17 перечень).
Согласно постановления администрации Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено прилагаемое положение о порядке ведения и использования реестра муниципальных услуг Каслинского городского поселения (л.д.18, л.д.19-22 положение, л.д.23 реестр).
Согласно постановления администрации Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден реестр муниципальных услуг, выполняемых администрацией Каслинского городского поселения (л.д.24, л.д.25-28 реестр).
Каслинским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ главе Каслинского городского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере оказания муниципальных услуг (л.д.29-32).
Согласно письма главы Каслинского городского поселения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, в настоящее время администрацией Каслинского городского поселения ведется работа по разработке и приятию административных регламентов оказания муниципальных услуг указанных в преставлении. Со стороны руководства администрации усилен контроль за устранением нарушений действующего законодательства РФ (л.д.33).
В соответствии со ст.37 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 20 июля 2020 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Согласно ст.12 Федерального закона от 20 июля 2020 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. П.2 установлены требования к структуре административных регламентов.
В силу ст.2 Федерального закона от 20 июля 2020 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В статье 14 Федерального закона от 20 июля 2020 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги.
В силу ст.13 Федерального закона от 20 июля 2020 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований (ст. 2).
В силу ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории городского поселения.
Распоряжением Правительства РФ от 18 сентября 2019 года №2113-р утвержден Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, пунктами 22, 24, 25, 29, 30, 32, 239 которого предусмотрены вышеуказанные муниципальные услуги
Неисполнение администрацией Каслинского городского поселения обязанности, по разработке, утверждению, официальному опубликованию административных регламентов в указанной сфере, что нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе лиц, планирующих приобретение земельных участков, а также правообладателей земельных участков, планирующих возведение на земельных участках объектов капитального строительства, препятствует устойчивому развитию территории муниципального образования, является ничем иным как бездействием, что является основанием для удовлетворения заявления прокурора в части признания такого бездействия незаконным.
Таким образом, бездействия администрации Каслинского городского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе лиц, планирующих приобретение земельных участков, а также правообладателей земельных участков, планирующих возведение на земельных участках объектов капитального строительства, препятствует устойчивому развитию территории муниципального образования.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что требования Каслинского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.178 КАС РФ, при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд считает необходимым установить срок исполнения ответчиком указанных требований в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.180, 272, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Каслинского городского прокурора , действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Каслинского городского поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Каслинского городского поселения, выразившееся в не исполнении обязанности по разработке, утверждению, официальному опубликованию административных регламентов в указанной сфере.
Возложить на администрацию Каслинского городского поселения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязанности:
- включить в Реестр муниципальных услуг, выполняемых администрацией Каслинского городского поселения, муниципальные услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; предварительному согласованию предоставления земельного участка; предоставлению земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, на торгах; перераспределению земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов;
- разработать, утвердить и официально опубликовать (обнародовать) в порядке, установленном Уставом Каслинского городского поселения , административные регламенты, устанавливающие порядок и стандарт предоставления вышеуказанных муниципальных услуг.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме, через Каслинский городской суд .
Председательствующий судья: Тропынева Н.М.