ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-563/20234АВГУ от 04.08.2023 Коряжемского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-563/2023 4 августа 2023 года

УИД29RS0010-01-2023-000888-75

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Цыбульниковой О.Е.,

при секретаре Мордовской Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Коряжме 4 августа 2023 года административное дело по административному исковому заявлению Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах осужденного Двораковского В.Г. к Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония УФСИН России по Архангельской области» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить осужденного средствами реабилитации инвалида,

установил:

Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Пономарев Р.В. в интересах осужденного Двораковского В.Г. обратился в суд с требованием к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония УФСИН России по Архангельской области» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить осужденного средствами реабилитации инвалида. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе плановой проверки деятельности исправительного учреждения выявлено нарушение прав инвалида Двораковского В.Г. в части необеспечения средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Просил признать бездействие административного ответчика в части необеспечения осужденного Двораковского В.Г. техническим средствами реабилитации инвалида незаконным, обязать ФКУ ИК-5 в месячный срок с момента вступления решения в законную силу обеспечить осужденного техническим средствами реабилитации.

По определению суда в качестве соответчика к участию в деле привлечена Федеральная служба исполнения наказания.

Двораковский Г.В. не явился, уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении не направил.

На основании статьей 150, 226 КАС РФ суд счел возможным дело рассмотреть при данной явке.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора г. Коряжмы Сбродов Н.П. поддержал исковые требования в полном объеме. Дополнительно указал, что Двораковский В.Г. содержится в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области, является инвалидом <данные изъяты> группы, которая установлена ему впервые ДД.ММ.ГГГГ. Инвалиду разработана индивидуальная программа реабилитации, согласно которой с ДД.ММ.ГГГГ обязаны предоставить средства реабилитации, указанные в ней. До настоящего момента какие-либо мероприятия ответчиком не выполнены, средства реабилитации не предоставлены, поэтому просил признать бездействие ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области незаконным, обязать в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инвалида средствами реабилитации, указанными в индивидуальной программе реабилитации.

Представитель административных ответчиков, заинтересованных лиц Трифанова Е.Н. не согласилась с заявленными требованиями по доводам, изложенным в возражениях. Дополнительно указала, что Двораковскому В.Г.<данные изъяты> группа инвалидности установлена впервые ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно индивидуальной программе реабилитации он нуждается в медицинской реабилитации, в рекомендованный срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области направлен запрос в МСЧ-29 ФСИН России по Архангельской области на выделение дополнительных лимитов бюджетных ассигнований для обеспечения Двораковского В.Г. средствами реабилитации в сумме <данные изъяты> Руководством МСЧ-29 направлен запрос в Управление организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на 2023 год в размере <данные изъяты> поскольку указанная сумма не была включена в предложения по корректировке лимитов бюджетных обязательств, доведенных по квоте УОМСО на 2023 год. При поступлении денежных средств на счета ФКУ ИК-5 средства реабилитации инвалида незамедлительно будут закуплены в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ.

Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому инвалиду гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за чет средств федерального бюджета.

В силу ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В силу ч. 1 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Частью 7 статьи 101 УИК РФ установлено, что порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Минюста Российской Федерации от 22.09.2015 № 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящимися в исправительных учреждениях.

Согласно п. 2 указанного Порядка условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения.

В силу п. 3 Порядка реабилитационные мероприятия по восстановительной терапии, реконструктивной хирургии (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности) в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляются медицинскими организациями уголовно-исполнительной системы, а также медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, не входящими в уголовно-исполнительную систему, и медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 указанного Порядка установлено, что администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения.

В силу п. 468 раздела XXIX приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы», администрация ИУ обеспечивает осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.

Таким образом, обязанность по обеспечению средствами реабилитации возложена на учреждение уголовно-исполнительной системы, где непосредственно отбывают наказание осужденные, являющиеся инвалидами в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.

В соответствии с п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации № 240 от 7 апреля 2008 года «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» финансирование расходов по обеспечению техническими средствами реабилитации в отношении инвалидов из числа лиц осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Как установлено судом и следует из материалов дела, осужденный Двораковский В.Г. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области с ДД.ММ.ГГГГ.

Осужденному Двораковскому В.Г.ДД.ММ.ГГГГ впервые установлена <данные изъяты> группа инвалидности на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида Двораковского В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, осужденный нуждается в медицинской реабилитации, срок в течении которого рекомендовано проведение реабилитационных мероприятий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Индивидуальной программой рекомендовано обеспечить инвалида с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ техническим средствами реабилитации: тростью четырехопорной, регулируемой по высоте с устройством противоскольжения; креслом-коляской с ручным приводом комнатной (ширина сидения 40 см, глубина сидения 40 см, высота сидения 40 см, высота спинки 40 см, высота подлокотника 20 см, высота подножки 30 см, вид спинки – жесткая, вид сидения – жесткое, вид подлокотника – регулируемые по высоте, подножка – регулируемая по высоте); креслом-коляской с ручным приводом прогулочная ширина сидения 40 см, глубина сидения 40 см, высота сидения 40 см, высота спинки 40 см, высота подлокотника 20 см, высота подножки 30 см, вид спинки – жесткая, вид сидения – жесткое, вид подлокотника – регулируемые по высоте, подножка – регулируемая по высоте); ортопедическими брюками, креслом-стулом с санитарным оснащением без колес (ширина сидения 40 см, глубина сидения 40 см, высота спинки 40 см, высота подлокотника 20 см, высота подножки 30 см).

ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области незамедлительно ДД.ММ.ГГГГ направлены запросы коммерческого предложения в Архангельское протезно-ортопедическое предприятие, АО «Московский ПрОП», ООО «Медкомфорт» на средства реабилитации, указанные в индивидуальной программе реабилитации инвалида Двораковского В.Г.

Административный ответчик ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ направил запрос начальнику ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России по Архангельской области на выделение дополнительных лимитов бюджетных ассигнований для обеспечения техническими средствами реабилитации осужденного инвалида Двораковского В.Г. в сумме <данные изъяты>, исходящий

Руководством ФКУЗ МСЧ-29 УФСИН России по Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в Управление организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на 2023 года в размере <данные изъяты>, поскольку данная сумма не была включена в предложение по корректировке лимитов бюджетных обязательств, доведенных по квоте УОМСО на 2023 год.

В силу ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд» для приобретения средств реабилитации инвалидов установлены специальные процедуры в сфере закупок товаров и сроки заключения муниципальных контрактов в форме электронного аукциона.

Осуществлять закупку средств реабилитации инвалидов без соблюдения процедур, установленных Законом № 44-ФЗ, исправительное учреждение не вправе.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 БК РФ учреждения вправе заключать контракты на основании актуального плана-графика и оплачивать их в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных на отчетный период.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Закона о контрактной системе, планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

Согласно ст. 6 БК РФ, очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом; плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

В соответствии с письмом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что согласно положениям статьи 6 БК РФ лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие получателем бюджетных средств бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде. Лимиты бюджетных обязательств на очередной финансовый год доводятся до его начала и прекращают свое действие 31 декабря текущего финансового года.

В соответствии с ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Таким образом, установив инвалидность Двораковскому В.Г. впервые ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области не имело возможности включить расходы по приобретению осужденному средств реабилитации инвалида на текущий финансовый год.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что административными ответчиками ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России не допущено бездействия в части необеспечения инвалида Двораковского В.Г. техническими средствами реабилитации: тростью четырехопорной, регулируемой по высоте с устройством противоскольжения; креслом-коляской с ручным приводом комнатной (ширина сидения 40 см, глубина сидения 40 см, высота сидения 40 см, высота спинки 40 см, высота подлокотника 20 см, высота подножки 30 см, вид спинки – жесткая, вид сидения – жесткое, вид подлокотника – регулируемые по высоте, подножка – регулируемая по высоте); креслом-коляской с ручным приводом прогулочная ширина сидения 40 см, глубина сидения 40 см, высота сидения 40 см, высота спинки 40 см, высота подлокотника 20 см, высота подножки 30 см, вид спинки – жесткая, вид сидения – жесткое, вид подлокотника – регулируемые по высоте, подножка – регулируемая по высоте); ортопедическими брюками, креслом-стулом с санитарным оснащением без колес (ширина сидения 40 см, глубина сидения 40 см, высота спинки 40 см, высота подлокотника 20 см, высота подножки 30 см), поскольку административными ответчиками предприняты все меры для приобретения средств реабилитации, указанных в индивидуальной программе реабилитации осужденного Двораковского В.Г. Кроме того, срок, установленный в индивидуальной программе инвалида с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, для обеспечения его техническими средствами реабилитации не истек.

При изложенных обстоятельствах, административное исковое заявление Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах осужденного Двораковского В.Г. к Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония УФСИН России по Архангельской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить осужденного средствами реабилитации инвалида, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах осужденного Двораковского В.Г. к Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония УФСИН России по Архангельской области» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить осужденного средствами реабилитации инвалида оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 14 августа 2023 года.

Председательствующий судья О.Е. Цыбульникова