ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5641/2021 от 08.11.2021 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0001-02-2021-008830-77 Дело № 2а-5641/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Абакан 08 ноября 2021 года

Абаканский городской суд в составе:

председательствующего А.С. Моркеля

при секретаре Е.В. Дроздецкой,

с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2,

представителей

административных ответчиков ФИО3, ФИО4,

заинтересованного лица ФИО3, ФИО5,

Прокуратуры г.Абакана ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску по административному исковому заявлению ФИО7 к Территориальным избирательным комиссиям города Абакана, города Абазы, города Сорска, города Черногорска, Алтайского района, Бейского района, Боградского района, Орджоникидзевского района, Таштыпского района, Усть-Абаканского района, Ширинского района о признании незаконным и отмене решений об итогах голосования 19.09.2021 по одномандатному избирательному округу №35,

УСТАНОВИЛ:

ФИО7 обратился в суд с административным иском к Территориальным избирательным комиссиям города Абакана, города Абазы, города Сорска, города Черногорска, Алтайского района, Бейского района, Боградского района, Орджоникидзевского района, Таштыпского района, Усть-Абаканского района, Ширинского района о признании незаконным и отмене решений об итогах голосования 19.09.2021 по одномандатному избирательному округу №35. Требования мотивированы тем, что 17-19 сентября 2021 прошло голосование на выборах депутатов восьмого созыва. Наибольшее число голосов набрал кандидат в депутаты государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Хакасскому одномандатному округу №35 ФИО8. Указанные решения избирательных комиссий об итогах голосования подлежат отмене, поскольку в ходе избирательной кампании по выборам депутатов были допущены нарушения законодательства о выборах депутатов Государственной Думы, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей. Так, 14.09.2021 в 11ч. 00 мин. в большом зале Администрации г.Абакана прошло заседание Правления Совета муниципальных образований Республики Хакасия. Первым вопросом было рассмотрено обращения Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» о поддержке ФИО8 на выборах депутатов Государственной Думы от Республики Хакасия. Участникам заседания был предоставлен раздаточный материал, в котором имелось письменное обращение к жителям Республики Хакасия, в котором в качестве подписанта указан председатель Ассоциации ФИО9. Данное обращение было размещено для неограниченного доступа на официальном сайте Ассоциации, также размещено в телеграмм канале «Хакасский инсайдер». Кроме того, на официальном сайте канала РТС размещен информационный материал с видеосюжетом по данному вопросу. В рамках указанного заседания были допущены нарушения избирательного законодательства. В действиях глав муниципальных образований – членов коллегиального органа управления Ассоциацией, а также депутата Государственной Думы ФИО8 имеются признаки противоправной агитации. Другим кандидатам не было гарантировано предоставление здания Администрации г. Абакана для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидата, на таких же условиях. На основании изложенного просит отменить решения Территориальных избирательных комиссий города Абакана, города Абазы, города Сорска, города Черногорска, Алтайского района, Бейского района, Боградского района, Орджоникидзевского района, Таштыпского района, Усть-Абаканского района, Ширинского района, а также участковых избирательных комиссий, для которых вышеуказанные территориальные комиссии являются вышестоящими, об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва, назначенных на 19.09.2021, по одномандатному избирательному округу №35.

Истцом требования были уточнены. Просит признать незаконными решения Территориальных избирательных комиссий города Абакана, города Абазы, города Сорска, города Черногорска, Алтайского района, Бейского района, Боградского района, Орджоникидзевского района, Таштыпского района, Усть-Абаканского района, Ширинского района об итогах голосования 19.09.2021 по одномандатному избирательному округу №35.

Административный истец ФИО7 в судебное заседание не явился, направив своих представителей.

Представители административного истца ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенности, заявленные требования поддержали. Дополнительных пояснений о нарушениях со стороны административных ответчиков не предоставили.

В качестве заинтересованных лиц судом привлечены Избирательная комиссия Республики Хакасия, Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Хакасия», ФИО8.

Представитель административных ответчиков ТИК города Абакана, города Абазы, города Сорска, города Черногорска, Алтайского района, Бейского района, Боградского района, Орджоникидзевского района, Таштыпского района, Усть-Абаканского района, Ширинского района, заинтересованного лиц ИК РХ ФИО3, действующий на основании доверенностей, возражал против удовлетворения требований. Суду пояснил, что в Абаканском городском суде подлежат рассмотрению требования только к ТИК г.Абакана, так как нарушена подсудность. Кроме того, пропущен срок обжалования и не представлено доказательств нарушения выборов.

Представитель административного ответчика ТИК г.Абакана ФИО4, действующая на основании доверенности, поддержала позицию ФИО3.

Представитель заинтересованного лица - Избирательной комиссии Республики Хакасия ФИО5, действующая на основании доверенности, поддержала позицию ФИО3.

Заинтересованные лица Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Хакасия», ФИО8 в судебное заседание не явились, судом извещались о месте и времени рассмотрения дела.

Заместитель прокурора г. Абакана Гончаренко С.В. полагала, что административные исковые требования являются необоснованными.

Выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме. Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).

Согласно ч.1 ст. 26 КАС РФ административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или адресу одного из них по выбору административного истца.

Учитывая, что требования к административным ответчикам являются однородными, основаны на одних и тех же основаниях, иск подан административным истцом в соответствии со ст.26 КАС РФ по месту нахождения одного из административных ответчиков.

Согласно ч.4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 настоящего Кодекса.

Согласно ч.2, 9, 10 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

Пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2 - 6 настоящей статьи и восстановление которых невозможно.

Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

Согласно ч.7 ст.240 КАС РФ сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, решения об итогах голосования территориальными избирательными комиссиями приняты 20.09.2021.

Административное исковое заявление сдано в почтовое отделение 29.09.2021, поступило в место вручения 30.09.2021 в 18-00 (после окончания рабочего времени в Абаканском городском суде) и поступило в Абаканский городской суд только 01.10.2021, тогда как последним днем подачи в суд административного искового заявления являлось 30.09.2021.

Информация о движении почтового отправления имеется в свободном доступе в сети интернет.

Частью 4 ст.93 и ч.2 ст.240 КАС РФ установлен специальный порядок исчисления сроков обращения в суд, который исключает дату сдачи отправления в почтовое отделение, как дату обращения в суд.

Срок не подлежит восстановлению.

Направление указанного в части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административного искового заявления посредством почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока не свидетельствует о соблюдении такого срока при обращении с заявлением об обжаловании решения избирательной комиссии. Для соблюдения требований части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление должно быть получено судом до истечения сроков, предусмотренных в указанной норме.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении требований.

Кроме того, согласно ст. 100 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Согласно ч.3 ст.100 суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае:

1) нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

3) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

4) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

5) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Отмена судом решения избирательной комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (выявить действительную волю избирателей), влечет признание соответствующей избирательной комиссией этих итогов голосования недействительными (ч.5).

Обращаясь в суд, административный истец указывает на нарушения допущенные кандидатом в депутаты ФИО8, главами муниципальных образований, однако каких либо доводов о том, что при голосовании была нарушена воля избирателей и протоколы выборов не позволяют выявить действительную волю избирателей, суду не представлено.

Действия глав муниципальных образований, ФИО8 являются самостоятельным предметом обжалования, и рассматриваются по административному исковому заявлению ФИО7 в рамках административного дела №2а-5695/2021.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО7 к Территориальным избирательным комиссиям города Абакана, города Абазы, города Сорска, города Черногорска, Алтайского района, Бейского района, Боградского района, Орджоникидзевского района, Таштыпского района, Усть-Абаканского района, Ширинского района о признании незаконным и отмене решений об итогах голосования на выборах депутатов Госмударственной думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, назначенных на 19.09.2021 по одномандатному избирательному округу №35 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Моркель А.С.

Мотивированное решение составлено и подписано 12.11.2021 г.