ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5643/2022 от 28.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2а-5643/2022

56RS0018-01-2022-006773-26

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

28 июля 2022 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Карамакановой Е.Ю.,

с участием помощника прокурора Центрального района г.Оренбурга – Кужмана Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г.Оренбурга о признании запрещенной информации содержащейся в сети Интернет,

установил:

Прокуратурой Центрального района г.Оренбурга в рамках надзора за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого в социальной сети «ВКонтакте» выявлены страницы: ... (группа Оценка членов 10+) и ... (группа Гей порно) на которых пользователям открыто предлагается просмотреть информацию порнографического характера.

Владельцем сайта (администрацией сайта) «ВКонтакте» по адресу: ... является общество с ограниченной ответственностью «ВКонтакте». Общество предоставляет пользователям доступ к использованию сайта «ВКонтакте» и его функционала на условиях, являющихся предметом Правил пользования сайтом (далее Правила), размещенным на официальной странице сайта.

Указанные страницы имеют открытый доступ для любого гражданина, в том числе несовершеннолетних детей. Сведения о возрастном ограничении отсутствуют. Таким образом, размещенная информация является доступной для неограниченного круга пользователей, в том числе несовершеннолетних.

На основании изложенного административный истец просит суд признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на страницах пользователей:

... (группа Оценка членов 10+) и ... (группа Гей порно) информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области, не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

На основании пункта 1 части 6, части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, заслушав доводы помощника прокурора Центрального района г.Оренбурга – Кужмана Д.В., проверив материалы дела, и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту Федеральный закон № 149-ФЗ) Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных Федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ст. 2 Закона об информации информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на установлении ограничений доступа к информации только федеральными законами (п. 2 ст. 3 Закона об информации).

В силу статьи 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 1 ст. 10 Закона об информации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 4Э6-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» установлено, что к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:

1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;

2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7-10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера;

8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

В соответствии с ч. 3 п. «б» ст. 242 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконное изготовление и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов, а также распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних либо вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, совершенные с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).

Установлено, что выявленные сайты, содержат информацию порнографического характера, при доступе несовершеннолетних к данным сайтам, может нанести непоправимый ущерб их нравственности и здоровью.

Положения части 1 статьи 9, частей 1, 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ), гарантируя свободу распространения информации, предусматривают возможность установления ограничения доступа к информации федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе запрещая распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Как следует из статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов (далее - Реестр), ведение которого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 возложено на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.

В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия: создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Судом установлено, что Прокуратурой Центрального района г.Оренбурга в рамках надзора за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого в социальной сети «ВКонтакте» выявлены страницы: ... (группа Оценка членов 10+) и ... (группа Гей порно) на которых пользователям открыто предлагается просмотреть информацию порнографического характера.

В целях удовлетворения сексуальных потребностей посетителей на интернет-сайтах размещены информация о лицах, оказывающих услуги сексуального характера, перечень таких услуг, прейскурант цен на них, фотоизображения наружных органов мужчин.

Судом установлено, что содержащаяся на выявленных сайтах фото-видеоматериалы содержат информацию порнографического и эротического содержания, при доступе несовершеннолетних к данным сайтам может нанести непоправимый ущерб их нравственности и здоровью.

Таким образом, информация на данных Интернет-ресурсах, в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» фактически является информационным пособничеством к совершению противоправных деяний.

В связи, с чем сведения, размещённые на указанном выше интернет-сайте, являются информацией, запрещённой к распространению в Российской Федерации.

Оценив в совокупности изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Центрального района г.Оренбурга о признании запрещенной информации содержащейся в сети Интернет – удовлетворить.

Признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию размещенную на Интернет-страницах:

...

...

Направить копию настоящего решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для включения вышеуказанных Интернет-страниц в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: подпись О.К.Месяц

Мотивированное решение по делу составлено 28 июля 2022 года

Судья: подпись О.К.Месяц