72RS0013-01-2021-008368-37
Дело № 2а-5649/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 02 сентября 2021 года
Судья Калининского районного суда города Тюмени Бойева С.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Тюмени №1 к ФИО2 о взыскании задолженности по обязательным платежам, санкциям,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 (далее по тексту – (ИФНС России по г.Тюмени №1, административный истец) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании штрафа по налогу на доходы физических лиц, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 906,47 руб. В обоснование требований административный истец указал, что ФИО2 состоит на учёте в налоговом органе в качестве физического лица, является налогоплательщиком НДФЛ и страховых взносов. 05 октября 2017г. ФИО2 представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2015 год. Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка относительно представленной декларации, по результатам которой за несвоевременное представление налоговой декларации, административный ответчик на основании решения привлечен к ответственности, назначен штраф в размере 250,00руб. Решение в апелляционном порядке обжаловано не было. Кроме того, в период с 27.05.1993г. по 18.03.2015г. ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Управление ПФ РФ г.Тюмени передана задолженность по пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 906,47 руб. В адрес налогоплательщика направлено требование. Судебный приказ мирового судьи судебного участка №3 Калининского судебного района г.Тюмени от 27 ноября 2020 года, отменен 20.01.2021г. в связи с возражениями ответчика. Поскольку до настоящего времени задолженность не погашена, административный истец просит суд взыскать с ФИО2 задолженность по штрафу по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 250,00 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 906,47 руб..
Административный ответчик в письменных возражениях, представленных суду просит отказать в заявленных требованиях, указывая, что налоговая инспекция не принимала заявление на закрытие предпринимательской деятельности без сдачи налоговой декларации, в связи с чем, декларация за 2015 год была подана в 2015 году непосредственно при закрытии предпринимательской деятельности, а также на пропуск налоговым органом срока исковой давности.
Определением суда от 15 июля 2021 года административное дело по иску ИФНС России по г.Тюмени №1 возбуждено в порядке упрощенного производства. В соответствии с пп.3 ч.1 ст.291 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации к категории налогоплательщиков в частности отнесены физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.
На основании пункта 3 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
В силу пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 названного Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения налогового органа 08-12/4170 за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, ФИО2 привлечен к налоговой ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное п.1 ст.119, ст.112, п.3 ст.114 НК РФ и ему назначен штраф в размере 250,00 руб.. Решение вступило в законную силу 11 мая 2018 года (л.д.16-18). 30 марта 2018г. решение направлено в адрес ФИО2. (лд.19).
Решение ИФНС России по г. Тюмени административным ответчиком обжаловано в УФНС России по Тюменской области не было, доказательств обратного суду не представлено.
В силу пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 6 статьи 6.1 Налогового Кодекса Российской Федерации срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
Согласно статье 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом в адрес ФИО2 в установленный срок направлено требование №16390 от 06.06.2018, предоставлен срок для добровольного исполнения до 27.06.2018 года (л.д.20).
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, срок на принудительное взыскание задолженности в судебном порядке по требованию по состоянию на 06 июня 2018 года должен исчисляться с 27.06.2018г. по 27.12.2021г..
Как следует из материалов дела налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №3 Калининского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию с ФИО2 задолженности 23.11.2020г., т.е. до истечения трех лет со дня истечения срока исполнения требования № 16390 об уплате налога и пеней.
Определением мирового судьи судебного участка №8 Калининского судебного района г. Тюмени от 20 января 2021 года судебный приказ о взыскании с ФИО2 в пользу ИФНС по г. Тюмени, отменен (л.д.5).
Срок обращения с заявлением о взыскании недоимки административным истцом по требованию №16390 по состоянию на 06.06.2018 не пропущен, процедура взыскания штрафа по налогу на доходы физических лиц налоговым органом соблюдена.
На основании п.3 ст.48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление Инспекции ФНС России по г.Тюмени №1 о взыскании задолженности с ФИО2 поступило в Калининский районный суд г.Тюмени 14 июля 2021 года (л.д.41), то есть в пределах срока, установленного п. 3 ст.48 Налогового кодекса РФ, в связи с чем требование о взыскании штрафа по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 250,00 руб. подлежит удовлетворению.
Кроме того, ФИО2 состоит на учете в налоговой инспекции в качестве плательщика страховых взносов с 01.01.2017г.. В период с 27.05.1993 года по 18.03.201г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, в силу положений статьи 5 Закона N 212-ФЗ и статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем по пенсионному и социальному страхованию и плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации. Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена в связи с принятием соответствующего решения (л.д.7-10).
Согласно части 8 статьи 16 Закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (часть 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ).
Исходя из частей 1, 2 статьи 25 названного Закона в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (часть 3 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с соглашением ФНС России № ММВ-23-11/26@, ПФ РФ № АД-09-31/сог/79 от ДД.ММ.ГГГГ «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены с 01.01.2017г. на налоговый орган.
С учетом положений ст.425 Налогового кодекса РФ административным истцом ФИО1 начислены к оплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере в размере 906,47 руб., что подтверждается требованиями № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, со сроком добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, со сроком добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1).
Поскольку предъявленная к взысканию сумма пени, начисленных на недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование имела место по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере в размере 906,47 руб., поскольку в настоящее время оснований для взыскания с ФИО1 пени не имеется.
Кроме того, как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Учитывая изложенное, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Проверяя соблюдение административным истцом срок обращения с заявлением, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком-физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, которое может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В данном случае сумма 3000,00 рублей превысила после выставления ФИО1 требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с установленным сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому срок подачи заявления о взыскании пени по страховым взносам должен исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № Калининского судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности ДД.ММ.ГГГГ, уже с пропуском срока, установленного п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ. Определением мирового судьи судебного участка № Калининского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен. (л.д.5).
В силу ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. Принимая во внимание то обстоятельство, что до настоящего времени требование об уплате штрафа административным ответчиком не исполнено, сведений о наличии льгот по налогам и сборам ответчиком не представлено, срок обращения с требованием о штрафа по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, не пропущен, суд полагает необходимым исковые требования ИФНС России по <адрес>№ удовлетворить частично и взыскать с ФИО1 штраф по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 250,00 руб.. В удовлетворении требований о взыскании пени по ОМС, истекшие до 01.01.2017г. отказать в связи с тем, что срок предъявления заявления к мировому судье для взыскания задолженности изначально был пропущен административным истцом, ходатайства о восстановлении срока не заявлялось, а также принимая во внимание, что в силу закона пени являются безнадежными к взысканию.
Довод административного ответчика о том, что налоговая инспекция не принимала заявление на закрытие предпринимательской деятельности без сдачи налоговой декларации подлежит отклонению как объективно не подтвержденный. Каких-либо доказательств оспаривания либо отмены решения от 23.03.2018г. административным ответчиком в материалы дела не представлено.
В силу статьи 114 Кодекса административного производства Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащей уплате в доход местного бюджета, в размере 400,00 руб..
Руководствуясь ст.ст.23,45,48,69,75,207,210,224,228,229 Налогового кодекса РФ, ст.ст.45,46,62,84,114,150,286,289,290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>№ удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> пользу ИФНС России по <адрес>№ штраф по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 250,00 руб..
В остальной части требований отказать.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования <адрес> в размере 400 рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Калининский районный суд <адрес> в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья /подпись/ С.А. Бойева
Подлинник решения подшит в материалы дела №а-5649/2021 и хранится в Калининском районном суде <адрес>
Копия верна
Судья С.А. Бойева