РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Учкекен 12 августа 2020 года
Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего судьи Кислюк В.Г.,
при секретаре Ижиевой А.А.,
с помощником судьи Джанибековым И.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в здании суда административное дело по административному иску прокурора Малокарачаевского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет - странице запрещенной,
установил:
Прокурор Малокарачаевского района (далее прокурор) обратился с настоящим административным исковым заявлением в Малокарачаевский районный суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц и просит:
- признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице https://m.fasebook.com/story.php?story_fbid=№&id=№, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
- внести указанную интернет - страницу в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которых в Российской Федерации запрещено.
Административный иск обоснован теми обстоятельствами, что прокуратурой района во исполнение разработанного в этом учреждении Плана первоочередных мероприятий по проверке информации о многочисленных нарушениях законодательства на территории республики в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) осуществлялся мониторинг «Интернета» по соблюдению в сети законодательства о защите граждан и детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. В результате мониторинга была выявлена страница, имеющая электронный адрес: https://m.fasebook.com/story.php?story_fbid=№&id=№, 23.06.2020 года в 05 часов 23 минуты размещавшая текстовое изображение (дословно): «Не сдавайте никакие тесты на короновирус это обман это сбор материала для создания генетической базы данных на всех россиян!!! сперва американские компании хотели базу данных создать генетическую на россиян люди стали протестовать, теперь путин сказал базу создавать генетическую на россиян и принудительно на короновирус сейчас многих заставляют тесты сдавать а там таж продседура что и при отборе генетического материала кровь и мазок с слизистой….в дополнение к сказанному сейчас идет по всей планете сбор человеческого генетического материала под прикрытием сдачи тестов (отбора генетического материала) для якобы проверки на короновирус. И материал явно не с целью здравоохранения собирают а для создания оружия массового поражения которое будет убивать только определенные национальности имеющие определенную группу крови и тд!!!»
Данный материал размещен в глобальной сети «Интернет» с возможностью просмотра неограниченным кругом лиц При этом вход на страницу является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Информация на сайте распространяется бесплатно, не требует указания сведений о достижении определенного возраста. Проверочными мероприятиями установить лицо, разместившее данную страницу не удалось. Но по мнению прокурора, распространение такой информации негативно сказывается на психику граждан, в первую очередь детей, нарушает их права на защиту их от запрещенной информации, ущемляет публичные интересы Российской Федерации.
При подаче иска прокурор просил рассмотреть его в порядке упрощенного производства.
Иск был принят к производству суда и в последующем назначен к рассмотрению по существу.
До судебного заседания от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по КЧР (далее Управление) поступил отзыв. В отзыве данный участник процесса подтвердил возможность при определенных обстоятельствах ограничения доступа к информации, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, порядок такого ограничения. Представитель Управления просил рассмотреть дело в свое отсутствие, не возражал против применения упрощенного (письменного) производства. Считал целесообразным при принятии решения внести в его резолютивную часть пункт следующего содержания: «в течение трех дней после вступления решения в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по КЧР (Управление Роскомнадзора по КЧР) 369000 КЧР <...> для внесения сведений в Единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которых в Российской Федерации запрещено».
Т.к. прокурор ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, представитель Управления в этой части возражений не высказывал, обязательной явка сторон судом не признавалась, соответственно участники процесса в настоящее судебное заседание не прибыли, на основании положений ч. 7 ст. 150 и ст. 291 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, проверив доводы и ссылки участников процесса, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Частью 1 ст. 39 КАС РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Судом установлено, подтверждается материалами дела (приобщенными к иску скриншотами), что в сети «Интернет» действительно имеется интернет - страница с электронным адресом: https://m.fasebook.com/story.php?story_fbid=№&id=№, разместившая 23 июня 2020 года в 05 часов 23 минуты изображения с текстами и отдельный текст следующего содержания (дословно и с сохранением пунктуации): «Не сдавайте никакие тесты на короновирус это обман это сбор материала для создания генетической базы данных на всех россиян!!! сперва американские компании хотели базу данных создать генетическую на россиян люди стали протестовать, теперь путин сказал базу создавать генетическую на россиян и принудительно на короновирус сейчас многих заставляют тесты сдавать а там таж продседура что и при отборе генетического материала кровь и мазок с слизистой….в дополнение к сказанному сейчас идет по всей планете сбор человеческого генетического материала под прикрытием сдачи тестов (отбора генетического материала) для якобы проверки на короновирус. И материал явно не с целью здравоохранения собирают а для создания оружия массового поражения которое будет убивать только определенные национальности имеющие определенную группу крови и тд!!!
При этом как следует из проверочных материалов, вход на страницу является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Информация на сайте распространяется бесплатно, не требует указания сведений о достижении определенного возраста.
В данном случае суд соглашается с доводами прокурора о том, что размещаемые материалы и распространение такой информации действительно негативно сказываются на психику граждан и в первую очередь молодое поколение, нарушают их права на защиту от запрещенной информации, ущемляют публичные интересы Российской Федерации.
Более того, как следует из ответа руководителя Центра по противодействию экстремизму МВД по КЧР от 28.05.2020 года сервер, на котором размещены выявленные материалы находится на территории иностранного государства (в Ирландии), а потому установить лицо, разместившее материалы в сеть не представляется возможным, соответственно по настоящему делу потенциальный ответчик не установлен.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на установлении ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В силу ст. 5 Закона информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации, либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 2 Закона информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона, сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
Согласно п. 2 ст. 3 Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В силу ст. 9 ФЗ № 149 - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред из здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди несовершеннолетних относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; содержащая изображение или описание сексуального насилия; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера; о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
Как следует из ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07. 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации обязаны принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В силу положений ч. 6 ст. 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Статьей 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр), а который включаются, в том числе, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (далее - Правила).
Данным Постановлением Правительства РФ Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций уполномочены принимать решения в отношении отдельный видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно -телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено. В отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории РФ принято уполномоченными органами или судом, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решение о внесении в единый реестр.
В силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде, решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности и законности требований прокурора, как направленных на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в части признания информации, размещенной в сети «Интернет», как информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральными законами "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», ст.ст. 175-180, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
Административный иск прокурора Малокарачаевского района удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице с электронным адресом: https://m.fasebook.com/story.php?story_fbid=№&id=№ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
На основании ст. 293 КАС РФ копии решения направить в адрес прокурора и заинтересованного лица.
В течение трех дней после вступления решения в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по КЧР, расположенное по адресу: 369000, КЧР, <...> для внесения сведений в Единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которых в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики (369000 <...>) через Малокарачаевский районный суд в срок, не превышающий 15 (пятнадцати) дней со дня получения лицами, участвующими в деле, его копии.
1версия для печатиДело № 2а-564/2020 ~ М-523/2020 (Решение)