ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-564/2016 от 04.10.2016 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело №2а-564/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Бежецкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Михайловой М.Ю.,

при секретаре Садиковой В.С.,

с участием прокурора Виноградова Д.Ю.,

представителя административного ответчика – администрации МО «Бежецкий район» Тверской области Лихачевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении возложенной обязанности по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области на бумажных и электронных носителях, и обязании не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законодательством порядке создать и обеспечивать ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области, на бумажных и электронных носителях,

у с т а н о в и л:

Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении возложенной обязанности по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области на бумажных и электронных носителях, и обязании не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законодательством порядке создать и обеспечивать ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области, на бумажных и электронных носителях. Свои требования мотивировал тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией МО «Бежецкий район» Тверской области до настоящего времени не создана и не ведется информационная система обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области, ни на бумажных, ни на электронных носителях. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Аналогичные полномочия муниципального района закреплены в п. 17 ч. 1 ст. 8 Устава МО «Бежецкий район» Тверской области. В соответствии с п.6 ч.2 ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов. Согласно ст.ст. 56 и 57 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – это организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений, который ведётся для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства, включающий в себя сведения: о документах территориального планирования РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, в части, касающейся территорий муниципальных образований; о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; о документации по планировке территории; об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий; о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; о геодезических и картографических материалах; а также дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (ч.1, ч.3, ч.4 ст.57 ГрК РФ); а документирование этих сведений осуществляется на бумажных и электронных носителях (ч. 4 ст. 57 ГрК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 г. №363 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности (далее по тексту - Положение), которым определена структура, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Пунктом 10 Положения предусмотрено, что сведения, содержащиеся в информационной системе, хранятся на бумажных и электронных носителях. Частью 2 ст. 57 ГрК РФ установлены сроки, в течение которых подлежащие размещению в информационной системе и полученные от органов государственной власти и органов местного самоуправления документы должны быть размещены в информационной системе. Частью 4 ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» прямо установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов в срок до 1 июля 2006 г. проводят мероприятия по обеспечению создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Согласно письменному ответу первого заместителя главы администрации Бежецкого района ФИО1 информационная система обеспечения градостроительной деятельности Бежецкого района находится в стадии создания. Положение о порядке ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Бежецкого муниципального района принято только 06.09.2016 г. (в период проведения проверки Бежецкой межрайонной прокуратурой). Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований действующего федерального законодательства, администрацией МО «Бежецкий район» Тверской области в течение длительного времени не выполнены требования по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области, на бумажных и электронных носителях. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей в течение длительного времени нарушает права неопределённого круга лиц, а именно – права органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц на получение сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

В судебном заседании прокурор Виноградов Д.Ю. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Лихачева Т.В. в судебном заседании административные исковые требования прокурора признала и пояснила, что действительно администрацией МО «Бежецкий район» нарушены требования действующего законодательства в части невыполнения требований по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» на бумажных и электронных носителях. В настоящее время получено программное обеспечение для ведения информационной системы градостроительной деятельности, установлено на персональный компьютер, специалистами проводится изучение установленного программного продукта и подготовка материала, после чего будет проводиться работа по ведению информационной системы градостроительной деятельности.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

Главой 7 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту ГрК РФ) «Информационное обеспечение градостроительной деятельности» установлены предписания об информационном обеспечении градостроительной деятельности, с целью развития основных принципов законодательства о градостроительной деятельности, отражения направленности законодательства на открытость и гласность общественных процессов, создание конкурентных и антимонополистических отношений, формирование благоприятных условий жизни граждан.

Согласно ст. 8 ГрК РФ ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

В силу ст.15 ч.1 п.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ст.5 ч.4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в срок до 01.07.2006 года должны провести мероприятия по обеспечению создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст.56 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – это организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

В части 4 указанной нормы закона перечислены сведения, которые включены в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.

Статьёй 57 ГрК РФ урегулирован порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставления сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Документы, принятые, утвержденные или выданные органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района и подлежащие в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, размещаются в указанных системах в течение четырнадцати дней со дня их принятия, утверждения или выдачи.

Документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритете имеют записи на бумажном носителе.

В соответствии с п.3 «Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 г. № 363, информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории РФ свод документированных сведений, указанных в подпунктах «а» - «з» п.1 ч.4 ст.56 ГрК РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.

Согласно п.п.5, 6 Положения информационная система состоит из основных разделов, в которых содержится информация, предусмотренная ч.4 ст.56 ГрК РФ; из дополнительных разделов, в которых содержится иная информация, имеющая отношение к градостроительной деятельности.

Частью 1 ст. 34 Устава МО «Бежецкий район» Тверской области полномочиями по решению вопросов местного значения, кроме прямо отнесенных к компетенции главы Бежецкого района и Собрания депутатов Бежецкого района, наделена администрация Бежецкого района.

Согласно п.17 ч.1 ст.8 Устава МО «Бежецкий район» Тверской области к вопросам местного значения Бежецкого района относятся, в том числе, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района.

Судом установлено, что Бежецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией МО «Бежецкий район» Тверской области до настоящего времени не создана и не ведётся информационная система обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области.

Согласно сообщению администрации Бежецкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ принято постановление администрации от 06.09.2016 г. «Об утверждении положения о порядке ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Бежецкого муниципального района». Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности находятся в стадии создания. Информацию о видах разрешенного использования и предельных размерах земельных участков, параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов недвижимости граждане могут получить в администрации Бежецкого района в отделе строительства и архитектуры в кабинете .

Из справки администрации Бежецкого района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на данный момент отделом строительства и архитектуры Бежецкого района в Министерстве строительства Тверской области получено программное обеспечение для ведения информационной системы градостроительной деятельности и установлено на персональный компьютер, специалистами отдела проводится изучение установленного программного продукта и подготовка материала, после чего будет проводиться работа по ведению информационной системы градостроительной деятельности.

Установлено, что на настоящее время информационная система обеспечения градостроительной деятельности Бежецкого района находится в стадии создания, т.е. в течение длительного времени администрацией МО «Бежецкий район» не выполнялись требования действующего федерального законодательства по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области на бумажных и электронных носителях. Изложенное подтверждается материалами дела, не опровергнуто представителем административного ответчика.

Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей в течение длительного времени нарушает права неопределенного круга лиц – органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц на получение сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Таким образом, исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования «Бежецкий район», выразившееся в неисполнении возложенной на нее обязанности по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области, на бумажных и электронных носителях, является незаконным, нарушает интересы и права неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные прокурором требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области, выразившееся в неисполнении возложенной на неё обязанности по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области, на бумажных и электронных носителях, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законодательством порядке создать и обеспечить ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области, на бумажных и электронных носителях.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение одного месяца с момента его принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Председательствующий

Решение в окончательной форме принято 4 октября 2016 года.