Дело №2а-564/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Бежецкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Михайловой М.Ю.,
при секретаре Садиковой В.С.,
с участием прокурора Виноградова Д.Ю.,
представителя административного ответчика – администрации МО «Бежецкий район» Тверской области Лихачевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении возложенной обязанности по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области на бумажных и электронных носителях, и обязании не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законодательством порядке создать и обеспечивать ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области, на бумажных и электронных носителях,
у с т а н о в и л:
Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении возложенной обязанности по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области на бумажных и электронных носителях, и обязании не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законодательством порядке создать и обеспечивать ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области, на бумажных и электронных носителях. Свои требования мотивировал тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией МО «Бежецкий район» Тверской области до настоящего времени не создана и не ведется информационная система обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области, ни на бумажных, ни на электронных носителях. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Аналогичные полномочия муниципального района закреплены в п. 17 ч. 1 ст. 8 Устава МО «Бежецкий район» Тверской области. В соответствии с п.6 ч.2 ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов. Согласно ст.ст. 56 и 57 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – это организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений, который ведётся для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства, включающий в себя сведения: о документах территориального планирования РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, в части, касающейся территорий муниципальных образований; о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; о документации по планировке территории; об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий; о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; о геодезических и картографических материалах; а также дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (ч.1, ч.3, ч.4 ст.57 ГрК РФ); а документирование этих сведений осуществляется на бумажных и электронных носителях (ч. 4 ст. 57 ГрК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 г. №363 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности (далее по тексту - Положение), которым определена структура, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Пунктом 10 Положения предусмотрено, что сведения, содержащиеся в информационной системе, хранятся на бумажных и электронных носителях. Частью 2 ст. 57 ГрК РФ установлены сроки, в течение которых подлежащие размещению в информационной системе и полученные от органов государственной власти и органов местного самоуправления документы должны быть размещены в информационной системе. Частью 4 ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» прямо установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов в срок до 1 июля 2006 г. проводят мероприятия по обеспечению создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Согласно письменному ответу первого заместителя главы администрации Бежецкого района ФИО1 информационная система обеспечения градостроительной деятельности Бежецкого района находится в стадии создания. Положение о порядке ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Бежецкого муниципального района принято только 06.09.2016 г. (в период проведения проверки Бежецкой межрайонной прокуратурой). Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований действующего федерального законодательства, администрацией МО «Бежецкий район» Тверской области в течение длительного времени не выполнены требования по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области, на бумажных и электронных носителях. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей в течение длительного времени нарушает права неопределённого круга лиц, а именно – права органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц на получение сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
В судебном заседании прокурор Виноградов Д.Ю. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Лихачева Т.В. в судебном заседании административные исковые требования прокурора признала и пояснила, что действительно администрацией МО «Бежецкий район» нарушены требования действующего законодательства в части невыполнения требований по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» на бумажных и электронных носителях. В настоящее время получено программное обеспечение для ведения информационной системы градостроительной деятельности, установлено на персональный компьютер, специалистами проводится изучение установленного программного продукта и подготовка материала, после чего будет проводиться работа по ведению информационной системы градостроительной деятельности.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.
Главой 7 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту ГрК РФ) «Информационное обеспечение градостроительной деятельности» установлены предписания об информационном обеспечении градостроительной деятельности, с целью развития основных принципов законодательства о градостроительной деятельности, отражения направленности законодательства на открытость и гласность общественных процессов, создание конкурентных и антимонополистических отношений, формирование благоприятных условий жизни граждан.
Согласно ст. 8 ГрК РФ ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
В силу ст.15 ч.1 п.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ст.5 ч.4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в срок до 01.07.2006 года должны провести мероприятия по обеспечению создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст.56 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – это организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
В части 4 указанной нормы закона перечислены сведения, которые включены в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.
Статьёй 57 ГрК РФ урегулирован порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставления сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Документы, принятые, утвержденные или выданные органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района и подлежащие в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, размещаются в указанных системах в течение четырнадцати дней со дня их принятия, утверждения или выдачи.
Документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритете имеют записи на бумажном носителе.
В соответствии с п.3 «Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 г. № 363, информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории РФ свод документированных сведений, указанных в подпунктах «а» - «з» п.1 ч.4 ст.56 ГрК РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.
Согласно п.п.5, 6 Положения информационная система состоит из основных разделов, в которых содержится информация, предусмотренная ч.4 ст.56 ГрК РФ; из дополнительных разделов, в которых содержится иная информация, имеющая отношение к градостроительной деятельности.
Частью 1 ст. 34 Устава МО «Бежецкий район» Тверской области полномочиями по решению вопросов местного значения, кроме прямо отнесенных к компетенции главы Бежецкого района и Собрания депутатов Бежецкого района, наделена администрация Бежецкого района.
Согласно п.17 ч.1 ст.8 Устава МО «Бежецкий район» Тверской области к вопросам местного значения Бежецкого района относятся, в том числе, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района.
Судом установлено, что Бежецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией МО «Бежецкий район» Тверской области до настоящего времени не создана и не ведётся информационная система обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области.
Согласно сообщению администрации Бежецкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ принято постановление администрации № от 06.09.2016 г. «Об утверждении положения о порядке ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Бежецкого муниципального района». Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности находятся в стадии создания. Информацию о видах разрешенного использования и предельных размерах земельных участков, параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов недвижимости граждане могут получить в администрации Бежецкого района в отделе строительства и архитектуры в кабинете №.
Из справки администрации Бежецкого района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на данный момент отделом строительства и архитектуры Бежецкого района в Министерстве строительства Тверской области получено программное обеспечение для ведения информационной системы градостроительной деятельности и установлено на персональный компьютер, специалистами отдела проводится изучение установленного программного продукта и подготовка материала, после чего будет проводиться работа по ведению информационной системы градостроительной деятельности.
Установлено, что на настоящее время информационная система обеспечения градостроительной деятельности Бежецкого района находится в стадии создания, т.е. в течение длительного времени администрацией МО «Бежецкий район» не выполнялись требования действующего федерального законодательства по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области на бумажных и электронных носителях. Изложенное подтверждается материалами дела, не опровергнуто представителем административного ответчика.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей в течение длительного времени нарушает права неопределенного круга лиц – органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц на получение сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Таким образом, исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования «Бежецкий район», выразившееся в неисполнении возложенной на нее обязанности по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области, на бумажных и электронных носителях, является незаконным, нарушает интересы и права неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные прокурором требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области, выразившееся в неисполнении возложенной на неё обязанности по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области, на бумажных и электронных носителях, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законодательством порядке создать и обеспечить ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО «Бежецкий район» Тверской области, на бумажных и электронных носителях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение одного месяца с момента его принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято 4 октября 2016 года.