ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-564/2021 от 16.08.2021 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2а-564/2021

89RS0007-01-2021-001176-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2021 года г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Пасенко Л.Д.,

при секретаре судебного заседания Агеевой А.А.,

с участием помощника прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Бородина А.Ю.,

истца Салиховой Г.С., третьих лиц Козыревой И.Д., Козырева Д.Г., представителя ответчика Васильченко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-564/2021 по административному исковому заявлению прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц и Салиховой Газифат Селимовны к Администрации Пуровского района о признании незаконным распоряжения в части установления срока расселения многоквартирного дома, возложении обязанности совершить определенные действия,

заинтересованные лица Салихова Амина Абдурагимовна, Салихов Абдурагим Сеферович, Салихов Альберт Абдурагимович, Калантаров Керим Шихкаибович, Калантарова Ангелина Шихкаибовна, Калантаров Тимур Шихкаибович, Косарева Валентина Александровна, Козырев Дмитрий Геннадьевич, Козырева Ирина Дмитриевна, Рыбак Александр Дмитриевич,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц и Салиховой Г.С. обратился в суд к ответчику с названным иском, указав, что при проведении проверки по обращению Салиховой Г.С. прокурором выявлены нарушения требований жилищного законодательства. Установлено, что 23.12.2020 жилой дом, расположенный по адресу: , признан аварийным и подлежащим сносу со сроком отселения до 31.12.2017. Согласно техническому осмотру, техническое состояние фундаментов, состояние наружных и внутренних стен, перекрытий характеризуется как аварийное, дом не пригоден для постоянного проживания граждан, представляет опасность для жизни и здоровья людей. Прокурор считает, что срок расселения дома необоснованно завышен и не отвечает требованиям безопасности проживающих в нем граждан, просит признать незаконным распоряжение Администрации Пуровского района от 23.12.2020 № 883-РА в части установления срока расселения многоквартирного , обязать ответчика в течение 1-ого месяца со дня вступления в законную силу решения суда указать дату расселения в распоряжении – 31.12.2021.

Определением Пуровского районного суда ЯНАО от 05.08.2021 к участию в деле заинтересованных лиц привлечены Салихова А.А., Салихов А.С., Салихов А.А., Калантаров К.Ш., Калантарова А.Ш., Калантаров Т.Ш., Косарева В.А., Козырев Д.Г., Козырева И.Д., Рыбак А.Д.

В возражении на административное исковое заявление административный ответчик просит отказать в удовлетворении требований, указав, что в 2020 году 19 многоквартирных домов в г. Тарко-Сале признаны аварийными и подлежащим сносу, в отношении всех домов установлен срок расселения до 2027 года. В муниципальном округе Пуровский район расселение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, осуществляется в рамках Комплексной программы, утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 11.02.2020 № 112-П «Об утверждении Комплексной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 годы» (далее - Комплексная программа) и региональной адресной программы, утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 05.04.2019 № 346-П «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2024 годах» (далее - Региональная адресная программа). Спорный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу после формирования и утверждения Комплексной и Региональной адресной программ, не включен в перечень объектов, подлежащих расселению до 2025 года, а, следовательно, срок расселения указанного дома до 31.12.2027 является обоснованным. Кроме того, в соответствии с п. 2.4.3 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, допускается проведение в течение 10-ти лет ремонтных работ, обеспечивающих безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок. Из чего следует, что эксплуатация объектов жилищного фонда, имеющих статус аварийного при условии обеспечения безопасности и санитарных условий проживания, законодательно допускается. 29.10.2019 собственниками спорного многоквартирного дома выбран непосредственный способ управления им, тем самым они выразили свою волю самостоятельно содержать и ремонтировать свой дом, обеспечивать его надлежащее содержание. За период с октября 2020 года по февраль 2021 года обращения собственников дома в адрес органа местного самоуправления по вопросу несогласия с установленным сроком расселения не поступали. Понуждение Администрации Пуровского района к изъятию земельного участка будет являться ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и будет нарушать установленный ст. 12 Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности.

В судебное заседание заинтересованные лица Салихова А.А., Салихов А.С., Салихов А.А., Калантаров К.Ш., Калантарова А.Ш., Калантаров Т.Ш., Косарева В.А., Рыбак А.Д., извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили.

Дело рассматривается в отсутствие заинтересованных лиц на основании ст. 150 КАС РФ.

В судебном заседании прокурор Бородин А.Ю. исковые требования поддержал, пояснил, что многоквартирный жилой дом по эксплуатируется 51 год, техническое состояние стен и перекрытий опасно для жизни и здоровья жильцов, поэтому срок расселения дома завышен. Спорный многоквартирный жилой дом имеет четыре квартиры, поэтому ответчик имеет реальную возможность расселить дом в срок до 31.12.2021.

Истец Салихова Г.С. исковые требования поддержала, пояснила, что в 2004 году ее мужу предоставили <адрес> спорном многоквартирном доме. Квартира была без окон и дверей. Они самостоятельно сделали в квартире ремонт: поменяли полы, потолки, стены обшили гипсокартонном. В 2006-2007 годах в дом провели воду, газ, топление, в 2008-2009 годах поменяли крышу. В 2014 году в доме произошел пожар, квартиры были залиты водой, пришлось заново делать ремонт. В прошлом году они решили сделать ремонт в квартире, в двух комнатах и коридоре сняли полы и увидели, что основа стен превратились в труху, полы заново сделать было невозможно. За все время проживания в доме текущий и капитальный ремонт общедомового имущества, в том числе фундамента не проводили, в конце 2021 года отказались от услуг управляющей компании. Уведомление о сносе жилого дома или его реконструкции она не получала, сносить свое жилье она не будет.

Заинтересованное лицо Козырева И.Д. пояснила, что в 2008-2009 ей предоставили <адрес> спорном жилом доме. Квартира была без полов, стены сгнили, было печное отопление. Ее семья сделала ремонт в квартире. В 2009 году в доме произошел пожар, после чего пришлось менять крышу в доме и заново делать ремонт. Сейчас дом проседает, окна находятся внизу, до потолка можно достать руками, стены и полы в квартире неровные, имеют уклон, весной в квартире сыро. Все это происходит из-за того, что фундамент дома гниет, ремонт которого не делался. Готова освободить жилое помещение в срок до 31.12.2021 только в том случае, если ей выплатят такую сумму, на которое она сможет приобрести новое жилье или предоставят другую квартиру, но на выплату денежной компенсации она не согласна, ей нужно новое жилое помещение. Уведомление о сносе жилого дома или его реконструкции она не получала.

Заинтересованное лицо Козырев Д.Г. поддержал объяснения третьего лица Козыревой И.Д., дополнив, что весной в квартире сыро, полы поднимаются, к осени – проседают, стены имеют разную высоту, заменить их невозможно. Он интересуется ценами на жилье в <адрес>, знает, что двухкомнатная квартира в деревянном доме стоит примерно 3,5 млн. руб. Их <адрес> спорном жилом доме будет стоить меньше, потому не согласен в срок до ДД.ММ.ГГГГ переселяться из квартиры с получением выкупной цены за квартиру. Уведомление о сносе жилого дома или его реконструкции он не получал.

Представитель ответчика Васильченко Т.А. исковые требования не признала, пояснила, что в г. Тарко-Сале имеется 90 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащим сносу, которые находятся в таком же техническом состоянии, как и спорный многоквартирный дом по <адрес>, а некоторые находятся в худшем состоянии: <адрес> и другие. Спорный многоквартирный дом не включен ни в одну программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, поэтому при переселении жильцов этого дома им будет выплачиваться выкупная стоимость за жилые помещения, представление им жилых помещений невозможно, в том числе и по причине отсутствия свободных жилых помещений. Решение о проведении текущего и капитального ремонта многоквартирного жилого дома относится к компетенции общего собрания жильцов многоквартирного дома. Начиная с 2015 года и по сей день от жильцов спорного дома не поступало обращений о содействии в проведении ремонта, также не было от них никаких жалоб. Распоряжение о признании спорного дома аварийным и подлежащим сносу собственниками не обжаловалось. Срок расселения жильцов до 31.12.2021 является необоснованным, потому как из общего количества аварийных домов в г. Тарко-Сале 40-50 домов признаны таковыми до 2017 года и они подлежат расселению в срок до 2024 года. Жильцы спорного дома не состоят на учете граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, поэтому не имеют право на внеочередное получение жилых помещений, с заявлениями о предоставлении жилых помещений маневренного жилищного фонда не обращались. Кроме того, изъятию аварийных жилых помещений предшествует процедура изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, которая в настоящее время еще не начиналась. Просит в иске отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы административного иска, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

На основании ч. 6 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Как указано в ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Согласно п. 33 названного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Из п. 34 указанного Положения следует, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Решение о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по общему правилу, вытекающему из п. 7 Положения, принимается межведомственными комиссиями, в состав которых, помимо собственника жилищного фонда (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования), включаются представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека и др.

Как указано в п.п. 42, 47-49 Положения на основании принятого межведомственной комиссией заключения орган местного самоуправления принимает соответствующее решение о дальнейшем использовании дома, сроках отселения в случае сноса дома. В соответствии с п. 52 Положения соответствующее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.

09.12.2020 межведомственной комиссией, утвержденной постановлением Администрации Пуровского района от 23.08.2019 № 256-ПА, по результатам изучения представленных документов, принято заключение о признании многоквартирного жилого , аварийным и подлежащим сносу. При этом в заключении межведомственной комиссии указано о том, что фундамент дома поражен гнилью более 90%, многослойная конструкция деревянного перекрытия - более 25%, деревянные конструкции наружных и внутренних стен имеют крен более 1/10 высоты стены, поражения гнилью каркаса, обшивок и массива стен составляют более 50% толщины конструкции, техническое состояние перекрытия крыши на 70% поражены гнилью и пожаром с уменьшением площади сечения. Основанием для признания дома аварийным является ухудшение технического состояния несущих и ограждающих строительных конструкций и конструктивных элементов, в связи с высоким физическим износом, в результате длительного срока эксплуатации здания (л.д. 17-20, 64-65).

Заключение межведомственной комиссии принято на основании технического осмотра многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: , в ходе которого установлено, что техническое состояние фундаментов, наружных и внутренних стен, перекрытий характеризуется как аварийное, в связи с чем указанный многоквартирный дом не пригоден для постоянного проживания и представляет опасность для жизни и здоровья людей (л.д. 22-23).

Распоряжением Администрации Пуровского района от 23.12.2020 № 883-РА жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Ненецкая, д. 6а, признан аварийным и подлежащим носу, со сроком отселения до 31.12.2027 (л.д. 15-16).

По мнению прокурора, установленный распоряжением срок для отселения граждан из аварийного дома необоснованно длительный.

Разрешая по существу заявленные требования, суд принимает во внимание, что в Жилищном кодексе Российской Федерации нет нормы, регулирующей сроки отселения граждан из аварийных домов.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2009 года, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст.ст. 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Таким образом, обязанность по предоставлению других жилых помещений у органа местного самоуправления возникает только в отношении нанимателей жилых помещения по договору социального найма.

В рассматриваемом случае оснований обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить Салиховой Г.С. и заинтересованным лицам другое благоустроенное жилое помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ суд не находит.

Так, по данным выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Салихова Г.С. и заинтересованные лица являются собственниками 4-х квартир в жилом доме по адресу: (л.д.154-156, 157-159, 160-161, 162-164, 167-169).

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регулируется ст. 32 ЖК РФ, которая определяет основания изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, порядок принятия решения об этом, его государственную регистрацию, сроки уведомления собственника о принятом решении, определение выкупной цены жилого помещения, основания для заключения соглашения с собственником, принятие решения об изъятии земельного участка.

В силу п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в этом доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 ЖК РФ.

Из толкования положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что по общему правилу жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, расположенное в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежит изъятию путем выкупа. Предоставление взамен изымаемого жилого помещения иного жилого помещения возможно только по соглашению сторон. Исключением из общего правила является возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма собственнику, признанному малоимущим и состоящему на учете нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзорах законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 г. и за третий квартал 2012 г., обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, из доводов возражения на иск следует, что спорный многоквартирный жилой дом не включен ни в одну из программ по переселению граждан их аварийного жилищного фонда, действующих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, что полностью подтверждается самими программами.

При этом представитель ответчика Васильченко Т.А. пояснила, что предоставление жилых помещений Салиховой Г.С. и заинтересованным лицам невозможно из-за отсутствия таковых, а также не имеется оснований для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, поскольку они на учете граждан, признанных в установленном законом порядке малоимущими и нуждающихся в жилых помещениях, не состоят.

По смыслу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность совершить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, а также последующий за этим выкуп жилого помещения возникает у органа, принявшего такое решение, после истечения установленного срока для сноса жилого помещения собственником.

Однако до настоящего времени к собственникам спорного многоквартирного жилого дома требований о сносе дома или реконструкции в разумный срок ответчиком не предъявлено.

Оспариваемым же распоряжением Администрации Пуровского района от 23.12.2020 № 883-РА, установившим срок для отселения граждан до 31.12.2027, права и законные интересы Салиховой Г.С. и заинтересованных лиц как собственников жилых помещений в этом доме, не нарушены. Право собственности на принадлежащие им жилые помещения принятым распоряжением не затронуто.

Так, согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Нормы статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не препятствуют собственнику, по его желанию, осуществить снос жилого дома до истечения предельного срока сноса, и самостоятельно разрешить свои жилищные вопросы, и только в случае неосуществления собственником сноса в предельный установленный срок наступают правовые последствия об обязанности органов местного самоуправления по изъятию земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд.

Суду не представлено доказательств обоснованности срока расселения спорного дома до 31.12.2021, то есть менее чем в течение 4-х месяцев.

Доводы прокурора о том, что многоквартирный дом небольшой и поэтому у ответчика имеется реальная возможность его расселения, несостоятельны.

В судебном заседании установлено, что угрозы обрушения дома не имеется, согласно реестру аварийных жилых домов на территории муниципального округа Пуровский район по состоянию на 01.01.2021 в г. Тарко-Сале имеется 90 жилых домов, признанных аварийными и подлежащим сносу. В указанном перечне спорный многоквартирный жилой дом значиться под № 80.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что реестр сформирован в хронологическом порядке по дате признания домов аварийными.

Доказательств того, что в отношении спорного дома имеются основания для его расселения до расселения аварийных домов, которые были признаны таковыми ранее спорного дома, не представлено.

Отсутствие полов в части жилых помещений квартиры Салиховой С.Г., которое было установлено при осмотре ее квартиры 03.08.2021, таким основанием не является (л.д. 98, 99-102).

Так, в собственности ответчика имеется свободный маневренный жилой фонд, который в случае необходимости может быть предоставлен Салиховой С.Г. и заинтересованным лицам по их заявлению (л.д. 43, 44).

Однако, на момент рассмотрения дела таких заявлений от данных лиц ответчику не поступало.

Кроме того, в соответствии с п. 2.4.3. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу допускается проведение в течение 10-ти лет ремонтных работ, обеспечивающих безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.

29.10.2019 общим собранием собственников спорного многоквартирного дома был избран непосредственный способ управления домом, в связи с чем обязанность по проведению ремонтных работ, обеспечивающих безопасные и санитарные условия проживания, лежит на собственниках дома (л.д. 68-71).

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, заявленных в интересах Салиховой Г.С., о признании незаконным распоряжения Администрации Пуровского района от 23.12.2020 № 883-РА в части установления срока отселения жильцов , до 31.12.2027 и установлении срока расселения до 31.12.2021 суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требованиях прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц и Салиховой Газифат Селимовны о признании незаконным распоряжения в части установления срока расселения многоквартирного дома, возложении обязанности совершить определенные действия отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – с 18 августа 2021 года.

Председательствующий Л.Д. Пасенко