Дело № 2а-564/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Серышево 20 сентября 2021 г.
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего Кузнецовой И.А.,
при помощнике судьи Боровик И.К.,
с участием представителя административного истца председателя территориальной избирательной комиссии Серышевского района Амурской области ФИО1,
представителя заинтересованного лица - председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № ФИО2,
а также помощника прокурора Серышевского района Амурской области Гринёвой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску территориальной избирательной комиссии Серышевского района Амурской области о внесении изменений в протокол территориальной избирательной комиссии Серышевского района Амурской области об итогах голосования,
у с т а н о в и л :
Административный истец председатель территориальной избирательной комиссии Серышевского района Амурской области ФИО1 обратился в суд с требованиями о внесении изменений в протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования, указав в обосновании иска, что ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссией Серышевского района при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области по единому избирательному округу, в ходе составления протоколов комиссии об итогах голосования была допущена техническая ошибка: - при заполнении строки 11 «число утраченных избирательных бюллетеней» вместо цифры «0» внесена цифра «1»; - при заполнении строки 12 «число избирательных бюллетеней, не учтённых при получении» вместо цифры «0» внесена цифра «1». Данная техническая ошибка произошла в результате того, что избирательные бюллетени проголосовавших избирателей, которые не были обнаружены в ящике для голосования ошибочно были внесены в строку 11 «число утраченных избирательных бюллетеней» и строку 12 «число избирательных бюллетеней, не учтённых при получении». При составлении протокола об итогах голосования УИК № все контрольные соотношения данных, внесённых в протокол об итогах голосования, согласно Закону № 67-ФЗ были выполнены в полном объёме, в связи с чем техническая ошибка при заполнении строк 11 и 12 была не замечена. Указанная техническая ошибка на результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области по единому избирательному округу, поданных за каждую политическую партию, общественное объединение, остаётся неизменным. Просит суд принять решение о внесении изменений в протокол УИК № об итогах голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Амурской области по единому избирательному округу на территории Серышевского района: в строку 11 «число утраченных избирательных бюллетеней» цифру «1» изменить на цифру «0»; в строку 12 «число избирательных бюллетеней, не учтённых при получении» цифру «1» изменить на цифру «0»; решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель административного истца – председатель территориальной избирательной комиссии ФИО5 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица, в лице председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка №ФИО3 не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Заинтересованное лицо Избирательная комиссия в судебное заседание не явилось, согласно полученным сведениям, просили о рассмотрении дела без своего участия, не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, прокурора, полагавшего, что требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 239 КАС РФ избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.
В силу ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии, которые при проведении соответствующих референдумов действуют в качестве комиссий референдума.
Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии Серышевского района Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ сформирована участковая избирательная комиссия № в количестве 5 членов с правом решающего голоса
Постановлением Избирательной комиссии Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ сформирована территориальная избирательная комиссия Серышевского района в количестве 9 человек с правом решающего голоса.
Решением Территориальной избирательной комиссии Серышевского района № от ДД.ММ.ГГГГ председателем участковой избирательного участка № назначена ФИО2
Постановлением Избирательной комиссии Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ председателем территориальной избирательной комиссии Серышевского района назначен ФИО1
На основании постановления Законодательного Собрания Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Амурской области восьмого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1, 2 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума. В случае, если протокол об итогах голосования оформляется на бумажном носителе, он должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать: а) номер экземпляра; б) название выборов, референдума, дату голосования; в) слово "Протокол"; г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума; д) строки протокола в следующей последовательности. При этом строка 11: число действительных бюллетеней; строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, а на выборах в органы местного самоуправления по каждой из позиций, включая позицию "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), число голосов участников референдума по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.
В силу п. 3 названной статьи числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Нумерация строк протокола устанавливается законом.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 31 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» участковая комиссия проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования по выборам депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и передает его соответственно в окружную комиссию, избирательную комиссию муниципального образования.
Решением Серышевского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № иск участковой избирательной комиссии избирательного участка № о внесении изменений в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования был удовлетворён. Постановлено внести изменения в протокол участковой избирательной комиссии избирательного участка № об итогах голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Амурской области по единому избирательному округу на территории Серышевского района: в строку 11 «число утраченных избирательных бюллетеней» цифру «1» изменить на цифру «0»; в строку 12 «число избирательных бюллетеней, не учтённых при получении» цифру «1» изменить на цифру «0».
На основании решения суда административный истец просит внести изменения в протокол территориальной избирательной комиссии Серышевского района от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1, 1.1 ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей - о признании итогов голосования недействительными.
После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
Решением Серышевского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено, что составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Амурской области по единому избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссии № в строках 11, 12 протокола была допущена техническая ошибка в результатах голосования, которая повлекла внесение неверных данных в указанный протокол и, как следствие в протокол территориальной избирательной комиссии Серышевского района от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, указанная техническая ошибка не повлияла на результаты волеизъявления избирателей и количество голосов, отданных за каждого из кандидатов, поскольку общее количество бюллетеней осталось неизменным.
Составление протокола об итогах голосования с допущенными ошибками влечет за собой неверное распределение данных, требуемых для оформления результатов голосования, в соответствии с федеральным законодательством, что влечет нарушение публичных и частных интересов.
По указанным основаниям суд считает требования председателя территориальной избирательной комиссии Серышевского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ территориальная комиссия осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий; обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов; осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 80 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» на основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории (определяет результаты выборов). Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования не позднее чем через пять дней со дня голосования. Результаты выборов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, результаты выборов главы муниципального образования определяются не позднее чем через пять дней со дня голосования.
Учитывая, что решение суда о внесении в протокол об итогах голосования территориальной избирательной комиссии Серышевского района от ДД.ММ.ГГГГ изменений послужит основанием для изменения протоколов вышестоящих комиссий, что повлечет действительное распределение данных и с целью своевременного объявления достоверных результатов выборов, суд считает возможным обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь, ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования территориальной избирательной комиссии Серышевского района Амурской области о внесении изменений в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования - удовлетворить.
Внести изменения в протокол территориальной избирательной комиссии Серышевского района Амурской области об итогах голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Амурской области по единому избирательному округу на территории Серышевского района:
в строку 11 «число утраченных избирательных бюллетеней» цифру «1» изменить на цифру «0»;
в строку 12 «число избирательных бюллетеней, не учтённых при получении» цифру «1» изменить на цифру «0».
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Амурский областной суд через Серышевский районный суд Амурской области в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья И.А. Кузнецова