№ 2а-564/2022
УИД 61RS0043-01-2022-000736-03
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 июля 2022 года ст. Милютинская
Морозовский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Полупановой Н.С., секретаря судебного заседания Гуриной В.А., помощника прокурора Милютинского района Водянниковой Е.Н., представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Милютинский район» на основании доверенности ФИО1, представителя заинтересованного лица МУП « АТП» ФИО2;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по уточненному административному исковому заявлению прокурора Милютинского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Милютинский район», заинтересованное лицо Муниципальное унитарное предприятие «Автопредприятие» об обязании принять меры по вовлечению муниципального имущества в концессионный оборот,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Милютинского района обратился в суд с данным административным иском в защиту неопределенного круга лиц, к администрации МО « Милютинский район», в котором просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Милютинский район» выразившееся в непринятии мер по вовлечению в концессионный оборот муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования « Милютинский район», обязать администрацию МО « Милютинский район» утвердить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, после чего разместить его на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет», обязать ответчика в течение 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда передать по концессионному соглашению в установленном законом порядке водопроводные сети, находящиеся в собственности муниципального образования «Милютинский район».
25.07.2022г. прокурор Милютинского района уточнил свои требования и просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Милютинский район» выразившееся в непринятии мер по вовлечению в концессионный оборот муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования « Милютинский район», и бязать администрацию МО « Милютинский район» утвердить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, после чего разместить его на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет».
В судебном заседании помощник прокурора Милютинского района Водянникова Е.Н. полностью поддержала уточненные требования прокурора Милютинского района, считает их законными и обоснованными и просила суд удовлетворить по тем основаниям которые указаны в иске.
В судебном заседании представитель администрации МО « Милютинский район» ФИО1, не возражал против уточненных исковых требований прокурора Милютинского района.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица МУП «АТП» ФИО2, оставил рассмотрение требований прокурора Милютинского района на усмотрение суда.
Изучив материалы дела и оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, выслушав участников процесса, суд находит, что уточненные исковые требования прокурора Милютинского района об обязании администрации МО «Милютинский район» принять меры по вовлечению муниципального имущества в концессионный оборот, подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Милютинского района в соответствии с заданием прокуратуры области от <дата>№ проведена проверка исполнения администрацией МО «Милютинский район» требований законодательства о концессионных соглашениях. В ходе проверки установлено, что администрацией МО «Милютинский район» требования законодательства в указанной сфере в полной мере не соблюдаются.
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
По смыслу норм Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) концессионное соглашение - этодоговор, в соответствии с которым концессионер за свой счет создает и (или) реконструирует, а также использует в своей деятельности определенное соглашением недвижимое имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности.
Целями концессионного механизма являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, повышение качества обслуживания потребителей.
Таким образом, действующим нормативно-правовым регулированием концессия определена в качестве приоритетной формы государственно-частного партнерства и ее применение допустимо в отношении широкого круга объектов.
В силу ст. 4 Федерального закона № 1 15-ФЗ объектами концессионного соглашения могут являться, в том числе, объекты но производству, передаче и распределению электрической энергии, объекты коммунальной инфраструктуры (коммунального хозяйства), объекты, предназначенные для освещения и благоустройства территорий, объекты газоснабжения, объекты холодного водоснабжения, водоотведения и т.д.
Частью 3 ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Согласно полученным данным из администрации района установлено, что перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений до 01.02.2022 не утвержден.
Изучением официального сайт в сети «Интернет» муниципального образования «Милютинский район» установлено, что перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений на нем не размещен (в том числе и перечни по предыдущим периодам).
Вместе с тем, проведенным анализом установлено, что на территории района имеются объекты, в отношении которых может быть рассмотрен вопрос о вовлечении их в концессионный оборот.
Например, протяженность сетей холодного водоснабжения на территории района составляет 97,7 км, при этом процент их износа (согласно данным муниципалитета) составляет от 70 до 95 %.
Как следствие высокого износа сетей и отсутствия надлежащего их обслуживания может свидетельствовать количество произошедших на территории района аварий (порывов): в 2021 году таких порывов (согласно полученным данным) - 177, за истекший период 2022 года - 18.
С учетом изложенного работа МУП «ATM», которому муниципальным образованием сети холодного водоснабжения переданы на праве хозяйственного ведения без проведения соответствующих конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ. представляются явно несоответствующей требованиям закона и в целом проводимой поли тике Правительства Российской Федерации по развитию жилищно-коммунального хозяйства.
К примеру, утвержденной распоряжением Правительства. Российской Федерации от 26.01.2016 № 80-р Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) предусмотрена возможность передачи частным операторам до 80 % объектов ЖКХ, находящихся в ведении унитарных предприятий.
Одной из важнейших задач Стратегии является в том числе завершение субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления утверждения схем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, регистрации прав государственной (муниципальной) собственности на объекты ЖКХ, передача объектов ЖКХ, находящихся в управлении неэффективных унитарных предприятий, частным операторам, а также планомерная и системная работа с потенциальными инвесторами.
Кроме объектов холодного водоснабжения в собственности муниципалитетов района имеются 24 котельные, электросети протяженностью более 15 км (износ от 30 до 50 %), газовые сети (трубопроводы) протяженностью более 163 км (износ от 34,4 до 44 %).
В этой связи целесообразно организовать процесс передачи органами местного самоуправления объектов ЖКХ в концессию, что должно обеспечить привлечение частных инвестиций в эту сферу жилищно-коммунального хозяйства для решения задач модернизации и повышения энергетической эффективное™.
Таким образом, бездействие администрации района при вовлечении объектов муниципальной собственности, связанных с жизнеобеспечением (инженерных сетей и объектов, связанных с такими сетями), в концессионный оборот негативно сказывается на качестве предоставляемых потребителям коммунальных услуг, а также отрицательно влияет на общий ход модернизации объектов жилищно-коммунального комплекса.
Требование представления, внесенного <дата> прокуратурой главе администрации Милютинского района о принятии мер по вовлечению в концессионный оборот муниципального имущества не исполнено, нарушения не устранены, круг муниципального имущества, подлежащего вовлечению в концессионный оборот не определен, перечень данного имущества в установленном законом порядке в целях ею привлечения инвестиций и передачи имущества в оборот в рамках концессионных соглашений не опубликован.
Руководствуясь ст.ст.180, 219, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненное административное исковое заявление прокурора Милютинского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Милютинский район», заинтересованное лицо Муниципальное унитарное предприятие «Автопредприятие» об обязании принять меры по вовлечению муниципального имущества в концессионный оборот, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Милютинский район» выразившееся в непринятии мер по вовлечению в концессионный оборот муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Милютинский район».
Обязать администрацию МО «Милютинский район» утвердить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, после чего разместить его на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 1 августа 2022 г.
Судья: