Дело № 2а-807/2021
22RS0068-01-2020-008594-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2021 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
судьи Ваншейд А.К.,
при секретаре Белоноговой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю к ФИО1о взыскании задолженности по налоговым платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 14026,45 руб., пени по транспортному налогу 173,93 руб.
В обоснование требований указано, что ФИО1 на праве собственности в 2018 году принадлежало транспортное средство, автомобиль Ниссан Мурано, р/з №. Данное имущество признается объектом налогообложения, исходя из мощности двигателя сумма транспортного налога составила 14940 руб. Налоговое уведомление, требование об уплате налога направлены налогоплательщику, однако оплата задолженности в установленный срок не произведена. В связи с неуплатой налогоплательщиком налога в установленный срок образовалась недоимка. Судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению административного ответчика. В ноябре 2019 года частично оплачено 913,55 руб.
В судебном заседании административный ответчик против удовлетворения административного иска возражал, ссылаясь на то, что он был объявлен банкротом, в отношении него в 2019 году завершена процедура реализации имущества, в связи с чем оснований для взыскания недоимки не имеется. Автомобиль выбыл из его владения и был реализован в 2018 году в рамках дела о банкротстве.
Представители административного истца, заинтересованного лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
В силу абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 поименованного кодекса).
Согласно статье 1 Закона Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (в ред. на дату возникновения спорных правоотношений) налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства и составляют в отношении легковых автомобилей свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно –60 руб.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (часть 2 статьи 2 Закона Алтайского края, статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции на дату возникновения спорных правоотношений).
Согласно сведениям УМВД России по г.Барнаулу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 как за собственником было зарегистрировано транспортное средство - легковой автомобиль Ниссан Мурано, р/з В701ХО22, с мощностью двигателя 249 л.с.
В связи с этим налоговым органом был исчислен транспортный налог на указанный автомобиль за 2018 год в сумме 14940 руб. (249 л.с. х 60), в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ с расчетом налога и сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате налога ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика направлено требование № с указанием суммы задолженности по транспортному налогу 14026,45 руб. (с учетом частичного погашения) и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 173,93 руб.
Возражая против заявленных требований, административный ответчик указывает, что транспортное средство в 2018 году выбыло из его фактического владения и было реализовано в рамках дела о банкротстве. Кроме того, признание его банкротом и завершение процедуры реализации освобождает от взыскания данного налога.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура реализации имущества.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ процедура реализации имущества должника завершена, должник ФИО1 освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при ведении реализации имущества гражданина.
Согласно отчету финансового управляющего от ДД.ММ.ГГГГ в ходе реализации имущества должника реализован автомобиль Ниссан Мурано, р/з В701ХО22, дата продажи автомобиля – ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается также договором купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема – передачи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на протяжении 2018 года ФИО1 оставался собственником данного транспортного средства, в связи с чем обязан был платить транспортный налог в отношении принадлежащего ему имущества. При этом обязанность по уплате налога не связана законом с возможностью пользования данным имуществом.
Завершение процедуры реализации имущества в рамках дела о банкротстве также не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в связи со следующим.
Согласно ч.3 ст. 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
В соответствии с ч.5 ст. 213.28 указанного закона требования кредиторов по текущим платежам, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 5 указанного Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено данным Федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы; возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата окончания срока уплаты налога.
По смыслу приведенных выше норм права, применительно к обязательным (налоговым) платежам ориентиром по разделению реестровых и текущих платежей является дата окончания соответствующего налогового периода.
Исходя из положений статей 2, 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" налоги и пени за неисполнение обязанности по уплате налогов для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
Аналогичные положения содержатся и в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 N29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
В данном случае дело о банкротстве в отношении ФИО1 было возбуждено определением Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ.
Дата возникновения у административного ответчика обязанности по уплате транспортного налога за 2018 год (ДД.ММ.ГГГГ) относится к периоду после возбуждения производства по делу о банкротстве, следовательно, задолженность по указанному налогу и пени у административного ответчика является текущими платежами.
Таким образом, требования МИФНС России № 15 по Алтайскому краю правомерно предъявлены к административному ответчику в рамках административного иска и не подлежали разрешению в деле о банкротстве.
Из ответа МИФНС № 15 по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос также следует, что указанные требования не предъявлялись в рамках дела о банкротстве, поскольку возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
При таких обстоятельствах оснований для освобождения ФИО1 от обязанности по уплате транспортного налога за 2018 год в связи с завершением процедуры реализации должника не имеется.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дела следует, что налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2018 год от ДД.ММ.ГГГГ№ и требование № об уплате недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ направлены административному ответчику заказными письмами, что подтверждается списками заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, сведениями АИС Налог-3ПРОМ о присвоении почтового идентификатора данным почтовым отправлениям. Адрес места жительства налогоплательщика, указанный списках заказных писем, соответствует месту его регистрации на момент направления уведомления и требования.
Согласно требованию срок оплаты недоимки установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок оплата налога ответчиком не произведена.
В течение 6-ти месяцев по истечении установленного в требовании срока, а именно ДД.ММ.ГГГГ, административный истец обратился за выдачей судебного приказа. Выданный ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника определением мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ.
В суд с настоящим иском налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.
Таким образом, установленные ст.48 Налогового кодекса РФ срок и порядок принудительного взыскания недоимки соблюдены, в связи с чем имеются фактические и правовые основания для взыскания с ответчика транспортного налога за 2018 год в размере 14026,45 руб. (с учетом зачисления налоговым органом в счет уплаты данного налога поступившего ДД.ММ.ГГГГ платежа в размере 913,55 руб.)
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику начислена пеня в сумме 173,93 руб. на задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 14026,45 руб. Расчет пени судом проверен и признан верным.
С учетом изложенного требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению в полном объеме. С ФИО1 в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 14026,45 руб., пени в размере 173,93 руб. с зачислением в соответствующий бюджет.
В соответствии со ст.103 КАС РФ в связи с полным удовлетворением административного иска с административного ответчика в бюджет муниципального образования городского округа – города Барнаула судом взыскивается государственная пошлина в размере 568 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю с зачислением в соответствующий бюджет транспортный налог за 2018 год в размере 14026,45 руб., пени в размере 173,93 руб.
Взыскать с ФИО1в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Барнаул государственную пошлину в размере 568 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.К.Ваншейд