ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5665/18КОПИ от 10.08.2018 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-5665/2018 Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 10 августа 2018 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Ю.А. Карпинской,

при секретаре В.Е. Грищенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Министерства общественной безопасности <адрес> к МСОСП <адрес> по ИАС УФССП России по <адрес>, судебному приставу-исполнителю МСОСП <адрес> по ИАС УФССП России Яхин А.А., УФССП России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Министерство общественной безопасности <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением к МСОСП <адрес> по ИАС УФССП России по <адрес>, судебному приставу-исполнителю МСОСП <адрес> по ИАС УФССП России Яхин А.А., УФССП России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 000 руб. мотивируя тем, что судебным приставом-исполнителем необоснованно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, не учтены объективные обстоятельства, затрудняющие исполнение постановления.

Представитель административного истца Палаткина С.Ф. в судебном заседании просила удовлетворить требования в полном объеме.

Судебный пристав-исполнитель МСОСП <адрес> по ИАС УФССП России Яхин А.А.. в судебном заседании возражал против исковых требований.

Представители ответчиков МСОСП <адрес> по ИАС УФССП России по <адрес>, УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся сторон, которым суд предоставил эффективную возможность принимать участие в судебном заседании, с учетом сокращенного срока рассмотрения дела.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

Из представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МСОСП по ИАС УФССП России по <адрес>Яхин А.А. было возбуждено исполнительное производство -ИП, предметом исполнения которого является возложение на Министерство общественной безопасности <адрес> обязанности включить Пашнина Л.М. с членом ее семьи - сыном ФИО 1 в сводный список граждан-участников подпрограммы на планируемый год по <адрес>, в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в планируемом году по <адрес> по категории – «граждане, подвергшиеся радиационному воздействую вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица».

Постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес должника Министерство общественной безопасности по <адрес> заказной почтой и получено ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МСОСП по ИАС УФССП России по <адрес>Яхин А.А.. вынесено постановление о взыскании с Министерства общественной безопасности по <адрес> исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Указанное постановление получено истцом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ).

Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

В данном случае требования исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения (с учетом требований пункта 14 статьи 30 Закона об исполнительном производстве), должником не выполнены, что послужило правомерным основанием для взыскания исполнительского сбора.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Из материалов дела следует, что Советского районного суда <адрес> 09.01.2018г. был выдан исполнительный лит ФС , по делу г. по исковому заявлению Пашнина Л.М. к Администрации <адрес>, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям <адрес>, Министерству экологии <адрес>, Министерству общественной безопасности <адрес>, Главному управлению федерального казначейства по <адрес> о признании незаконными ненормативных актов, возложении обязанности по восстановлению прав.

На основании исполнительного листа ФС N , ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МСОСП по ИАС УФССП России по <адрес>Яхин А.А. было возбуждено исполнительное производство -ИП, предметом исполнения которого является возложение на Министерство общественной безопасности <адрес> обязанности включить Пашнина Л.М. с членом ее семьи - сыном ФИО 1 в сводный список граждан-участников подпрограммы на планируемый год по <адрес>, в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в планируемом году по <адрес> по категории – «граждане, подвергшиеся радиационному воздействую вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица» установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В 5-дневный срок решение суда исполнено не было.

Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.В основе организации работы по выдаче государственных жилищных сертификатов лежит принцип предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год.

Сводный список граждан – участников основного мероприятия на планируемый ДД.ММ.ГГГГ год в соответствии с правилами был сформирован ДД.ММ.ГГГГ, сводный список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов на ДД.ММ.ГГГГ год сформирован и размещен на сайте Министерства ДД.ММ.ГГГГ.

Письмо из Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям <адрес> «О включении Пашнина Л.М. в список граждан – участников подпрограммы» поступило в адрес Министерства ДД.ММ.ГГГГ (вх. ), после чего были приняты действия для включения Пашнина Л.М. в сводный список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов.

Истцом были совершены действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течении установленного судебным приставом – исполнителем срока.

Судебном приставу – исполнителю Яхин А.А. были направлены письма, подтверждающие объективность и уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (заявление об отсрочке исполнения исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ; письмо от ДД.ММ.ГГГГ. ; письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ Министерство общественной безопасности <адрес> обратилось к судебному приставу-исполнителю с заявлением о продлении установленного судебным приставом-исполнителем срока исполнения исполнительного документа ФС , выданного Советским районным судом <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по делу от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление к исполнительному производству -ИП о назначении нового срока исполнения – ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 16 Положения о Министерстве общественной безопасности <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете, в соответствии со сметой расходов и штатным расписанием.

В соответствии с положением Бюджетного кодекса РФ, бюджетный процесс организован таким образом, что выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы.

В бюджетной смете Министерства на 2018 финансовый год отсутствует статья расходов на уплату исполнительских сборов, штрафов, кроме того, отсутствует источник финансирования.

Факт неисполнения Министерством общественной безопасности <адрес> в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительных документов, не оспаривается.

Исследовав представленные в материалы административного дела документы, суд приходит к выводу о том, что, предъявляя настоящие требования, административным истцом представлены доказательства отсутствия вины в нарушении сроков для добровольного исполнения требований исполнительных документов, а также отсутствии оснований для привлечения к ответственности за нарушение обязательств.

Оценив указанные обстоятельства с точки зрения положений процессуального законодательства, регулирующего вопросы вступления в законную силу и исполнения решении суда, а также норм Федерального закона № 229-ФЗ, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от исполнительского сбора, поскольку финансирование администрации осуществляется за счет средств местного бюджета, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует финансирования, а также соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, при этом учитывая, что административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, что указывает на отсутствие вины должника в неисполнении судебных актов в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Так, статьей 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6). При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

При этом, в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Из материалов дела усматривается, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, Министерство общественной безопасности <адрес> указала, что им предпринимались все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства, представив в материалы административного дела соответствующие доказательства этому.

Установив, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о включении Пашнина Л.М. с членом ее семьи – сыном ФИО 1 в сводный список граждан – участников подпрограммы на планируемый год по <адрес>, в сводный список граждан – получателе государственных жилищных сертификатов в планируемом году по <адрес> по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица» невозможно вследствие объективных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований об освобождении Министерства общественной безопасности <адрес> от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ-ИП, в размере 50 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 360 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Министерства общественной безопасности <адрес> к МСОСП <адрес> по ИАС УФССП России по <адрес>, судебному приставу-исполнителю МСОСП <адрес> по ИАС УФССП России Яхин А.А., УФССП России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Министерство общественной безопасности <адрес> от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ДД.ММ.ГГГГ-ИП, в размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Челябинский областной суд через Центральный районный суд <адрес>.

Судья п/п Ю.А. Карпинская

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья Ю.А. Карпинская

Секретарь В.Е. Грищенко