ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5667/2015 от 26.01.2016 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело №2а-663/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2016 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи - Гаркуша О.М.

при секретаре судебного заседания – Мельник А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Малашкина И.Ю. к Управлению Федеральной миграционной службы России по городу Севастополю о признании решения незаконным, -

У С Т А Н О В И Л:

Истец, Малашкина И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по городу Севастополю, в котором с учетом уточнений исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, просил признать незаконным решение ответчика об отсутствии у него гражданства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика признать наличие у него (истца) гражданства Российской Федерации.

Требования иска мотивированы тем, что все обстоятельства, свидетельствующие о наличии у него гражданства Российской Федерации, установлены вступившим в законную силу решением суда, которое прилагалось к материалам проверки.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, возражала против его удовлетворения. Пояснила, что оспариваемое заключение в отношении истца является законным и обоснованным ввиду отсутствия достаточных документов и фактов, подтверждающих наличие у истца гражданства Российской Федерации, поскольку истец до настоящего времени зарегистрирован в <адрес>, а значит, его постоянное место жительства находится в ином государстве.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, исходя из следующего.

Согласно п.1 ст.6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ.

Согласно пунктам «а-в» ст. 30 ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ (Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов), органы Федеральной миграционной службы осуществляют следующие полномочия, в частности: определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.

Таким образом, указанные вопросы находятся в компетенции органов Федеральной миграционной службы.

В соответствии со ст.7 ФЗ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Порядок исполнения ответчиком Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации определен «Административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации», утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы от 19.03.2008 г. № 64 (далее - "Административный регламент").

Согласно ч.3 п.14.1 Административного регламента при осуществлении полномочий при реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации территориальные органы проводят определение наличия гражданства Российской Федерации. Проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации с последующим уведомлением (извещением) заявителя (инициатора) о вынесенном заключении о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации.

Судом установлено, что на обращение истца Малашкина И.Ю. в УФМС России по г.Севастополю относительно проведения проверки наличия у него гражданства Российской Федерации, такая процедура была ответчиком осуществлена, по результатам проверки истцу был предоставлен ответ (заключение) от 25.11.2015 г. о том, что истец не является гражданином Российской Федерации.

Заключение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ основывается на отсутствии достаточных документов и фактов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства Российской Федерации. Как установлено ответчиком в ходе проверки, Малашкина И.Ю. не предоставил документы, подтверждающие трудоустройство и место проживание на территории <адрес>, предоставив паспорт гражданина Украины с регистрацией в <адрес>, копию трудовой книжки о работе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в ЧП «Трансавто-7», на запросы в которое для подтверждения указанных обстоятельств ответ не поступил, копию военного билета, выданного ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, копии аттестата о среднем образовании и диплома, решение суда о проживании на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ что на ДД.ММ.ГГГГ составляет менее 6 месяцев.

Указанные данные истцом не оспаривались, однако его позиция базируется на достаточности для определения его гражданства, как гражданства Российской Федерации, согласно положений п.1 ст.4 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», установления в судебном порядке факта его постоянного проживания на территории города Севастополя, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 г.

Действительно, согласно п.1 ст.4 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Решением Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу действительно установлен факт постоянного проживания Малашкина И.Ю. на территории города Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ на настоящее время (день вынесения судом указанного решения), в том числе по состоянию на 18 марта 2014 г.

Однако, ни в одном из законодательных или подзаконных актах, регламентирующих вопросы гражданства Российской Федерации, не содержится указаний на то, что решения суда являются исключительным, самостоятельным и достаточным основанием для решения вопроса о наличии у лица гражданства Российской Федерации или отнесено к числу документов, определяющих принадлежность к гражданству Российской Федерации.

Статья 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» четко предусматривает проверку органами ФМС фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документов и, в случае необходимости, возможность запрашивания дополнительных сведений в соответствующих государственных органах.

Таким образом, принимая во внимание, что истец сохраняет за собой право пользования жилой площадью по месту регистрации в <адрес>, даже после получения решения суда не принял мер к снятию с регистрации и обустройства своей жизни в городе Севастополе, суд находит, что ответчик, как орган к исключительной компетенции которого относятся вопросы гражданства, правомерно оценив все имеющиеся документы и данные о гражданстве Малашкина И.Ю. обоснованно принял решение (заключение от ДД.ММ.ГГГГ) об отсутствии у истца гражданства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд усматривает, что ответчик, как орган к исключительной компетенции которого относятся вопросы гражданства, правомерно оценив все имеющиеся документы и данные о гражданстве Малашкина И.Ю. обоснованно принял решение (заключение) об отсутствии у последней гражданства Российской Федерации.

Доводы истца в части несоответствия действий ответчика нормам ст.4 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ, относительно признания у граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя по состоянию на день принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации, гражданства Российской Федерации, суд находит несостоятельными, поскольку нормы указанного Федерального Конституционного Закона не отменяют иных нормативно-правовых актов по вопросам гражданства Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного иска в полном объеме.

Согласно ст.111 КАС РФ, судебные расходы истца по уплате госпошлины ввиду отказа в удовлетворении административного иска возмещению не подлежат.

На основании ст.ст. 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", руководствуясь ст.ст. 1, 173, 174, 175 КАС Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ :

В удовлетворении административного иска Малашкина И.Ю. к Управлению Федеральной миграционной службы России по городу Севастополю о признании решения незаконным и обязании признать наличие гражданства Российской Федерации – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд, через суд первой инстанции путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 28.01.2016 года.

Судья – (подпись)

Согласно оригиналу:

Судья <адрес>

суда <адрес> О.М.Гаркуша