ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5677/15 от 30.10.2015 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 30 октября 2015 года

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Жуль А.В.,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора г. Красноярска Зайцевой Д.В.,

представителя административного ответчика Красноярского городского Совета депутатов Соловьевой Е.В.,

представителя заинтересованного лица Главы города Красноярска Бахаревой Е.А.,

при секретаре Олиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Красноярска об оспаривании Устава города Красноярска, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 24.12.1997 года № В-62, в части,

Установил:

Прокурор города Красноярска обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, с учетом уточнений просит признать противоречащими действующему законодательству и недействующими пункт 1 статьи 21 в части слов «и Глава города», абзац 1 пункта 2 статьи 21, первое предложение абзаца 2 пункта 2 статьи 21 в части слов «и Главы города», абзац 3 пункта 2 статьи 21 в части слов «Главы города»; абзац 2 пункта 3 статьи 21, абзац 2 статьи 26 в части слов «населением», пункт 1 статьи 40 в части слов «населением», пункт 3 статьи 42, пункт 2 статьи 44 в части слов «Глава города», подпункт 40 пункта 1 статьи 7 Устава города Красноярска, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 24.12.1997 года № В-62 (в редакции решения от 16.12.2014 года № 6-90).

Требования иска мотивированы тем, что указанные нормы Устава города Красноярска противоречат ст.2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 года № 7-2884 «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае», в редакции закона края от 03.03.2015 года № 8-3182 «О внесении изменения в статью 2 Закона края «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае», согласно которой в целях реализации полномочий закрепленных частью 2 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ, установлен порядок избрания главы муниципального образования в Красноярском крае, в частности глава муниципального образования в Красноярском крае избирается, за отдельными исключениями, представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Однако, оспариваемые нормы Устава города Красноярска предусматривают избрание Главы города Красноярска на муниципальных выборах.

Кроме того, противоречит законодательству п.2 ст.44 Устава города Красноярска, в части включения Главы города в состав администрации города, тогда как последний в соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ входит в структуру органов местного самоуправления. В связи с чем, и Глава города, и администрация города являются самостоятельными органами местного самоуправления.

Также, Федеральным законом от 14.10.2014 года № 207 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» признан утратившим силу п.40 ч.1 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ, который относил к вопросам местного значения осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.

Указанным изменениям противоречит пп.40 п.1 ст.7 Устава города Красноярска.

Учитывая, что в соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, прокурор обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.

В судебном заседании прокурор требования административного искового заявления поддержала, по основаниям изложенным в нем.

Представитель Административного ответчика Красноярского городского Совета депутатов, в судебном заседании требования административного искового заявления признала, показав, что соответствующие изменения в Устав города Красноярска находятся на рассмотрении в Красноярском городском Совете депутатов.

Представитель заинтересованного лица Главы города Красноярска, в судебном заседании требования административного искового заявления признала, показав, что соответствующий проект изменений в Устав города Красноярска был направлен Главой города в Красноярский городской Совет депутатов в апреле 2015 года.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2. ст.130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.1 ч.2 данной Статьи, глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

Согласно ст. 2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2884 (ред. от 03.03.2015) "О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае" предусмотрено, что глава муниципального образования в Красноярском крае избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Таким образом, Глава город Красноярск должен избираться Красноярским городским Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавлять местную администрацию.

Однако, как следует из оспариваемых норм Устава города Красноярска, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 24.12.1997 года № В-62 (в редакции решения от 16.12.2014 года № 6-90), зарегистрировано в ГУ Минюста России по Сибирскому федеральному округу 25 ноября 2005 г. N , опубликованного в издании "Городские новости", N 4, 16.01.1998, Глава города Красноярска избирается на муниципальных выборах, в частности:

- пунктом 1 статьи 21 предусмотрено, что на городских выборах (в дальнейшем выборах) избираются депутаты городского Совета и Глава города;

- абзацем 1 пункта 2 статьи 21 предусмотрено, что выборы депутатов городского Совета и Главы города проводятся одновременно, кроме случаев, когда они назначены и проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий городского Совета, отдельных депутатов городского Совета или Главы города;

- первым предложением абзаца 2 пункта 2 статьи 21 предусмотрено, что выборы депутатов городского Совета нового созыва и Главы города назначает городской Совет;

- абзацем 3 пункта 2 статьи 21 предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий городского Совета, Главы города досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий;

- абзацем 2 пункта 3 статьи 21 предусмотрено, что выборы Главы города проводятся по единому общегородскому избирательному округу;

- абзацем 2 статьи 26 предусмотрено, что Глава города Красноярска - избираемое населением высшее должностное лицо города Красноярска, возглавляющее деятельность по осуществлению городского самоуправления;

- пунктом 1 статьи 40 предусмотрено, что Глава города Красноярска - избираемое населением высшее должностное лицо города Красноярска, возглавляющее деятельность по осуществлению городского самоуправления;

- пунктом 3 статьи 42 предусмотрено, что в связи с досрочным прекращением полномочий Главы города выборы Главы города назначаются в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, пункт 1 статьи 21 в части слов «и Глава города», абзац 1 пункта 2 статьи 21, первое предложение абзаца 2 пункта 2 статьи 21 в части слов «и Главы города», абзац 3 пункта 2 статьи 21 в части слов «Главы города», абзац 2 пункта 3 статьи 21, абзац 2 статьи 26 в части слов «населением», пункт 1 статьи 40 в части слов «населением» и пункт 3 статьи 42 Устава города Красноярска противоречат ст. 2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2884 (ред. от 03.03.2015) "О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае".

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из данной нормы права следует, что глава муниципального образования и местная администрация являются самостоятельными органами местного самоуправления.

Однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Устава города Красноярска, в состав администрации города входят Глава города, первый заместитель и заместители Главы города, органы администрации города, включая территориальные подразделения.

Таким образом, п.2 ст.44 Устава города Красноярска в части слов «Глава города» противоречит ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Федеральным законом от 14.10.2014 года № 207 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» признан утратившим силу п.40 ч.1 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ, который относил к вопросам местного значения осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.

Однако, подпунктом 40 пункта 1 статьи 7 Устава города Красноярска предусмотрено, что к вопросам городского значения относятся, в том числе осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.

Таким образом, пп.40 п.1 ст.7 Устава города Красноярска противоречит ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенной, суд считает, что требования прокурора <адрес> о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими пункт 1 статьи 21 в части слов «и Глава города», абзац 1 пункта 2 статьи 21, первое предложение абзаца 2 пункта 2 статьи 21 в части слов «и Главы города», абзац 3 пункта 2 статьи 21 в части слов «Главы города»; абзац 2 пункта 3 статьи 21, абзац 2 статьи 26 в части слов «населением», пункт 1 статьи 40 в части слов «населением», пункт 3 статьи 42, пункт 2 статьи 44 в части слов «Глава города», подпункт 40 пункта 1 статьи 7 Устава города Красноярска, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 24.12.1997 года № В-62 (в редакции решения от 16.12.2014 года № 6-90), подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд

Решил:

Требования административного искового заявления прокурора города Красноярска об оспаривании Устава города Красноярска, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 24.12.1997 года № В-62, в части- удовлетворить полностью.

Признать пункт 1 статьи 21 в части слов «и Глава города»;

абзац 1 пункта 2 статьи 21;

первое предложение абзаца 2 пункта 2 статьи 21 в части слов «и Главы города»;

абзац 3 пункта 2 статьи 21 в части слов «Главы города»;

абзац 2 пункта 3 статьи 21;

абзац 2 статьи 26 в части слов «населением»;

пункт 1 статьи 40 в части слов «населением»;

пункт 3 статьи 42;

пункт 2 статьи 44 в части слов «Глава города»;

подпункт 40 пункта 1 статьи 7 Устава города Красноярска, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 24.12.1997 года № В-62 (в редакции решения от 16.12.2014 года № 6-90) противоречащими законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Красноярский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о данном судебном решении, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Красноярского городского Света депутатов.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, со дня вынесения мотивировочной части, через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий подпись А.В. Жуль

Мотивировочная часть решения изготовлена 05.11.2015 года.

Верно:

Судья А.В. Жуль