ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-567/17 от 27.01.2017 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-567/17

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 января 2017 года город Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Хабаровой Л.В.,

при секретаре Ботевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Прокурора г.Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Челябинска о признании недействующим в части нормативного правового акта исполнительного органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Челябинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации города Челябинска о признании постановления Администрации г.Челябинска №73-п от 17 февраля 2016 года «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска» в части включения летнего зала кафе «Венская кофейня» по <адрес> в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального района г.Челябинска под №127 противоречащим федеральному законодательству и не действующим; возложении обязанности на Администрацию г. Челябинска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать нормативный правовой акт, принятый во исполнение решения суда, на официальном сайте Администрации города Челябинска и в газете «Вечерний Челябинск».

В обоснование иска указал, что постановлением Администрации г.Челябинска №73-п от 17.02.2016 г. утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, в которую включен летний зал кафе «Венская кофейня» по <адрес>, расположенный на части земельного участка, являющегося муниципальной собственностью. Данное постановление не соответствует требованиям законодательства, поскольку здание по <адрес> является частью выявленного объекта культурного наследия «Городок чекистов»-комплекс зданий, расположенных в <адрес>. Деятельность по организации услуг общественного питания в кофейне по указному адресу осуществляет ИП ФИО1 По решению Центрального районного суда г.Челябинска от 22.10.2015 года запрещено при эксплуатации наружной системы вентиляции и кондиционирования, монтаже и эксплуатации павильона летнего кафе использовать общее имущество собственников помещений в доме без их согласия. Несмотря на наличие указанного решения, летний зал кафе был включен в схему размещения нестационарных объектов на территории Челябинска, утвержденную постановлением Администрации г.Челябинска от 17.02.2016 г. №73-п. Между тем, решение Министерства культуры Челябинской области на монтаж, конструкции летнего зала пользователем объекта культурного наследия не получено.

Помощник прокурора г.Челябинска Нигматуллина А.Д. в судебном заседании поддержала доводы и требования административного искового заявления.

Представитель административного ответчика Администрации города Челябинска ФИО2, действующий по доверенности (л.д.110), исковые требования не признал, поддержал письменный отзыв, согласно которому размещение летнего зала как самостоятельного объекта, состоящего из легких временных конструкций, не предполагает его примыкание к стационарному объекту общественного питания, установки системы вентиляции, иных приспособлений к недвижимому имуществу, тем самым, повреждение, разрушение изменение облика объекта культурного наследия невозможно. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие нахождение летнего кафе на территории объекта культурного наследия «Городок чекистов». Законодательством не установлен запрет на размещение временных нестационарных объектов. Решением Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании размещения летнего зала кафе не предполагалось возведение летнего зала кафе к дому по <адрес> (л.д. 114-115).

Заинтересованное лицо, привлеченный к участию в деле- ИП ФИО1 при надлежащем извещении в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ФИО1 ФИО3, действующая по доверенности от 08.07.2016 г. (л.д.132-134), возражала против иска, поддержала письменное мнение, согласно которому при размещение павильона летнего кафе на участке с назначением «для эксплуатации нежилого помещения (ресторан, кафе) в здании» общее имущество дома не используется. Конструкция павильона кафе не прикреплена к фасаду жилого дома и никоим образом не препятствует собственникам помещений в реализации их прав, в связи с чем отсутствует противоречие решению Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которое, к тому же, выводов о демонтаже павильона кафе не содержит. Соответственно, судебный акт основанием для отказа во включение сезонного предприятия в схему не является. Согласование проекта с Министерством Культуры Челябинской области, Положением о порядке размещения предприятий не предусмотрено (л.д.137-138).

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности со всеми материалами дела, приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца.

Согласно части 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Постановлением Администрации города Челябинска -п от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованным ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Администрации города Челябинска и в газете «Вечерний Челябинск» ДД.ММ.ГГГГ, утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска (далее - Схема) (л.д.139-162).

Данное постановление является нормативным правовым актом, поскольку рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений.

Данным постановлением в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального района г. Челябинска под включен летний зал кафе «Венская кофейня» по <адрес><адрес>, расположенный на части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Нежилое помещение площадью 134,2 кв.м. по указанному адресу принадлежит ООО Предприятие «Престиж», которое по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ предоставило указанное нежилое помещение ИП ФИО1 (л.д.63-74).

Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска на основании договора от 06.06.2016 ИП ФИО1 предоставлено право на размещение объекта сезонного функционирования (предприятия общественного питания) - летнего зала кафе «Венская кофейня» площадью 57 кв.м. по вышеуказанному адресу на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2.4.1 названного договора, ИП ФИО1 обязан разместить на земельном участке Объект в соответствии с характеристиками, установленными пунктом 1.2 настоящего Договора и эскизным (дизайн-проектом), являющимся приложением к настоящему Договору, и требованиями действующего законодательства Российской Федерации (л.д.90-95).

Согласно пункту 2 Положения о порядке размещения предприятий общественного питания и объектов развлекательных аттракционов сезонного функционирования на территории города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 24.06.2015 № 119-п размещение сезонных предприятий на территории города Челябинска (далее-Положение), в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществляется исключительно в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска с учетом необходимости обеспечения доступности сезонных услуг общественного питания и объектов развлекательных аттракционов для населения города Челябинска.

В силу пункта 8 названного Положения, местонахождение летнего зала не должно нарушать сложившуюся эстетическую среду, архитектурный облик города.

Основаниями для отказа во включении заявленных мест предполагаемого размещения сезонных предприятий в Схему является, в том числе, наличие вступивших в силу решений суда по демонтажу ранее возведенных конкретным заявителем на запрашиваемых местах размещения сезонных предприятий (пункт 11 Положения).

Суд полагает, что оспариваемое постановление -п от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям законодательства в связи со следующим.

Частью 2 и 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на доступ к культурным ценностям и обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.

Здание по <адрес> является частью выявленного объекта культурного наследия «Городок чекистов» - комплекс зданий, расположенных в <адрес> что подтверждается приказом Министерства культуры Челябинской области об утверждении перечня выявленных объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.99-104).

Деятельность по организации услуг общественного питания в кофейне по вышеуказанному адресу осуществляет ИП ФИО1

Статьей 47.3 Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изм., введенными Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ) установлены требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

В границах территории объекта культурного наследия: на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия ( ст. 5.1 данного закона).

Статьей 36 названного Федерального закона предусмотрены меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.

Вместе с тем, проектная документация размещения летнего зала кафе «Венская кофейня» в нарушение положений ст. ст. 5.1, 36, 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не содержит разделов по сохранению выявленного объекта культурного наследия и не согласовывалась с органом по охране объектов культурного наследия (Министерством культуры Челябинской области); ее историко-культурная экспертиза не проводилась.

Разрешение Министерства культуры Челябинской области на монтаж конструкции летнего зала пользователем объекта культурного наследия не получено.

Таким образом, решение о предоставлении ИП ФИО1 права на размещение летнего зала принято без учета вышеперечисленных требований Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Как следует из представленных суду фотографий, временное строение располагается вплотную к лицевому фасаду здания со стороны проспекта Ленина, что препятствует визуальному восприятию объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде (л.д. 108).

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).

Меду тем, размещение конструкций летнего зала, примыкающих вплотную к фасаду дома, произведено в отсутствие согласия собственников помещений многоквартирного дома.

Таким образом, индивидуальный предприниматель ФИО1, реализуя свое право, предоставленное органом местного самоуправления, в нарушение требований названного выше Закона изменил внешний облик объекта культурного наследия посредством возведенного со стороны лицевого фасада здания летнего зала кафе «Венская кофейня».

Кроме того, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда от 22.10.2015 по иску ФИО5, ФИО6 к индивидуальному предпринимателю ФИО1 запрещено при эксплуатации наружной системы вентиляции и кондиционирования, монтаже и эксплуатации павильона летнего кафе «Венская кофейня» использовать общее имущество собственников помещений в доме без их согласия (л.д. 86-89).

Данным решением установлено, что наружная система вентиляции и кондиционирования, используемая ФИО1 при эксплуатации помещения кафе, непосредственно примыкает к фасадной части (конструктивным элементам) жилого многоквартирного дома. При монтаже и эксплуатации системы кондиционирования затронута фасадная часть стены жилого дома.

Несмотря на наличие вышеуказанного решения суда, являющееся основанием для отказа во включении заявленного места предполагаемого размещения сезонного предприятия, летний зал кафе «Венская кофейня», расположенный по <адрес> в <адрес>, в нарушение закона включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, утвержденную Постановлением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ-п.

Таким образом, включение в Схему летнего зала кафе «Венская кофейня» по <адрес> нарушает как право неопределенного круга лиц жителей и гостей города Челябинска на доступ к культурным и историческим ценностям города, так и права собственников помещений в многоквартирном доме.

В связи с нарушениями требования закона постановление Администрации г.Челябинска -п от ДД.ММ.ГГГГ в части включения летнего зала кафе «Венская кофейня» по <адрес><адрес> в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального района г. Челябинска под №127 не соответствует требованиям законодательства, в связи с чем подлежит отмене с возложением на Администрацию г.Челябинска обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать нормативный правовой акт, принятый во исполнение настоящего решения суда, на официальном сайте Администрации города Челябинска и в газете «Вечерний Челябинск».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Прокурора г.Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать постановление Администрации г.Челябинска №73-п от 17 февраля 2016 года «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска» в части включения летнего зала кафе «Венская кофейня» по <адрес> в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального района г.Челябинска под противоречащим федеральному законодательству и не действующим.

Обязать Администрацию г. Челябинска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать нормативный правовой акт, принятый во исполнение решения суда, на официальном сайте Администрации города Челябинска и в газете «Вечерний Челябинск».

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Л.В.Хабарова