Дело №2а-567/2022
(26RS0№-92)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск 15 июля 2022 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Куц О.Н.,
при секретаре Маммаеве М.О.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Нефтекумского района Шейкина В.В.,
представителя административного ответчика администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края Ефремовой Е.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Нефтекумского районного судаадминистративное дело по административному исковому заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, администрации Нефтекумского городского округао признании незаконным бездействия и обязании организовать водоснабжение,
УСТАНОВИЛ:
в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, администрации Нефтекумского городского округаи просит признать незаконным бездействие администрации Нефтекумского городского округаи Министерства жилищно-коммунального хозяйствавыразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения по городского округа, по а. Махмуд-Мектеб; обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйствав течении 4 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить нецентрализованное водоснабжение по городского округа, по а. Махмуд-Мектеб с использованием нецентрализованной системы водоснабжения или подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, до обеспечения централизованного водоснабжения, мотивируя следующим.
проведена проверка исполнения требований федерального законодательства Российской Федерации в деятельности администрации Нефтекумского городского округа, в сфере обеспечения населения водоснабжением, по результатам которой выявлены следующие нарушения. В ходе проверки установлено, что администрацией Нефтекумского городского округа не обеспечено централизованное водоснабжение абонентов по городского округа, по а. Махмуд-Мектеб. В силу требований ст. 31 Закона № 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в том числе, подвоз воды. Регулирование тарифов на подвоз воды осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в орган регулирования тарифов, а также в случаях, предусмотренных правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Бездействие администрации Нефтекумского городского округа, выразившееся в необеспечении питьевой водой и холодного водоснабжения абонентов по городского округа, по а. Махмуд-Мектеб, влечет за собой ущемление прав и законных интересов жителей данного населенного пункта на охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения. Согласно ст. от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образованийи органами государственной власти» (далее Закон №-кз) в соответствии с которыми органы государственной властиосуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округовпо организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ст. 4 Закона №-кз полномочия, указанные в статьях 2 и 3 настоящего Закона, осуществляютсянепосредственно, либо через уполномоченные им органы исполнительной власти. Согласно п.п. 10.6, 15.1 постановленияот ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства» Министерство жилищно-коммунального хозяйстваосуществляет организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Так, полномочия по организации водоснабжения населения, а также иные полномочия, установленные Законом № 416-ФЗ, осуществляетв лице уполномоченного им органа – Министерства жилищно-коммунального хозяйства. До настоящего времени Министерством жилищно-коммунального хозяйствамеры по обеспечению водоснабжения и водоотведения по городского округа, по а. Махмуд-Мектеб (как централизованного, так и нецентрализованного) также не принимались. Таким образом, обязанность по организации нецентрализованного холодного водоснабжения на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоза питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения при отсутствии централизованного водоснабжения на территории по городского округа, по а. Махмуд-Мектеб, в настоящее время возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора ФИО2 требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и просил исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Нефтекумского городского округаФИО3 возражала против заявленных требований, поддержала доводы письменных возражений, согласно которым администрация Нефтекумского городского округане является надлежащим ответчиком по следующим основаниям. Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами, т.е. бездействие - это полное отсутствие каких-либо действий. В соответствии со об управлении имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа, утвержденным решением Думы Нефтекумского городского округаот ДД.ММ.ГГГГ№, управление имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа(далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации Нефтекумского городского округа, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в области управления и распоряжения муниципальной собственностью Нефтекумского городского округа, в пределах своей компетенции, объектами земельных отношений, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Нефтекумского городского округа, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в пределах границ муниципального образования Нефтекумского городского округа, а также осуществление инвентаризационного учета, формирование учета и ведение реестра муниципальной собственности Нефтекумского городского округа. расчетные и иные счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать штампы, бланки со своим наименованием и имущество, необходимые для осуществления своей деятельности. Управление, как и администрация, являются самостоятельными юридическими лицами, которые согласно статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации сами отвечают им по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. То есть, правомочиями по представлению интересов муниципального образования в судебном органе в данном случае наделено Управление имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа. В соответствии со ст. от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образованийи органами государственной власти», имущество, находящееся в муниципальной собственности поселений и городских округови необходимое для осуществления полномочий в организации водоснабжения и водоотведения подлежит безвозмездной передаче в собственностьи дальнейшей постановке на баланс ГУП СК «водоканал». На основании письма управления имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округаот ДД.ММ.ГГГГ№ водопроводные сети, расположенные по , протяженностью 461 м., с кадастровым номером 26:22:070717:268, , протяженностью 505 м. с кадастровым номером 26:22:070706:289, , протяженностью 826м., с кадастровым номером 26:22:000000:9342 переданы в государственную собственностьна основании распоряженияот ДД.ММ.ГГГГ№-рп, право государственной собственностизарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о правообладателях водопроводных сетей расположенных по а. Махмуд- в Управлении отсутствуют. В реестре муниципального имущества Нефтекумского городского округавышеуказанные водопроводные сети не. значатся. В соответствии с решением Думы Нефтекумского городского округаот ДД.ММ.ГГГГ№ «Об учреждении управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа» полномочия по формированию перечня объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Нефтекумского городского округа, подлежащих категорированию, а так же велению учета таких объектов. Осуществляет разработку схем водоснабжения и водоотведения Нефтекумского городского округа, заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Нефтекумского городского округа. Согласно распоряжению администрации Нефтекумского городского округаот ДД.ММ.ГГГГ№-р «О возложении обязанностей по исполнению отдельных функций и полномочий учредителя» на управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа, в отношении руководителя муниципального унитарного предприятия «Водник» села Ачикулак Нефтекумского городского округа, подведомственного управлению городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округавозложены обязанности по осуществлению контроля выполнения подведомственными муниципальными бюджетными учреждениями Нефтекумского городского округав муниципальных заданиях. В связи с этим, на основании письма управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского от ДД.ММ.ГГГГ» 1224, сообщаем, что основной вид деятельности муниципального унитарного предприятия «Водник» села Ачикулак Нефтекумского городского округа, является распределение воды для питьевых и промышленных нужд, по централизованной сети водоснабжения, ОКВЭД 36.00.2. Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ№ «О водоснабжении и водоотведении», в случае прекращения или ограничения водоснабжения организация, осуществляющая водоснабжение совместно с администрацией поселения обязана по истечению суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды в течение суток. Однако, аварийных ситуаций, повлекших длительную приостановку подачи холодной питьевой воды, на линиях централизованного водоснабжения не возникало. От граждан, которые проживают на , Пролетарская, Кооперативная, которые являются абонентами МУП «Водник» , жалоб по доставке холодной питьевой воды, не поступало. По улицам: Совхозная, Октябрьская, Спортивная, Южная централизованная водопроводная линия отсутствует, проложена водопроводная сеть, которая не имеет собственника. Ранее в 2019 и 2020 годах предприятие информировало Управление о поступающих от граждан устных жалоб по вопросу дефицита холодной питьевой воды по улицам: Совхозная, Южная, Краснопартизанская, Черевиченко, Ямпольских, Спортивная, Октябрьская, Котовского, Маяковского и части улиц Гвардейской, Комсомольской, Пролетарской, Первомайской села Ачикулак Нефтекумского городского округа. Взять на себя затраты по доставке холодной питьевой воды, путем подвоза, гражданам, не являющихся абонентами МУП «Водник», предприятие не может, в связи с отсутствием денежных средств и использованием их по нецелевому назначению в случае организационных мер, направленных на решение данного вопроса. Дополнительно Управление сообщает, что подвоз питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, по , Елисеева, Феоктистова, , Пушкина, Лермонтова а. Махмуд-Мектеб, не осуществлялся. Таким образом, такая формулировка как «бездействие», в данном случае, не может быть применима по отношению к администрации Нефтекумского городского округа, так как администрация Нефтекумского городского округане уполномочена осуществлять вышеуказанные мероприятия. В дополнении к поданному ранее возражению представляем факты, доказывающие отсутствие признаков бездействия администрации Нефтекумского городского округапо вышеуказанному вопросу. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации от носится к вопросам местного значения. В силу ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения. Согласно ч. 1 ст. 6 и ст. 12 Закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Положениями ст. 12 указанного закона установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. На территории городского округадеятельность по оказанию коммунальных услуг, в том числе по водоснабжению, осуществляет МУП «Водник». Согласно Устава, утвержденного распоряжением администрации Нефтекумского городского округаот ДД.ММ.ГГГГ№-р, данное предприятие является коммерческим, осуществляет деятельность по организации работ по обеспечению бесперебойной и надежной эксплуатации водонапорных сооружений; обслуживанию, ремонтно-восстановительным работам, наладке и строительству водопроводных сетей и специализированного оборудования. Таким образом, предприятие наделено статусом гарантирующей организации для центральной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа. Данный факт подтверждается и тем, что МУП «Водник» входит в перечень регулируемых организаций коммунального комплексав сфере водоснабжения и водоотведения, размещенный на официальном сайте Региональной тарифной комиссии. Согласно распоряжению администрации Нефтекумского городского округаот ДД.ММ.ГГГГ№- р «О передачи обязанностей по исполнению отдельных функций и полномочий учредителя» на управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа, в отношении руководителей муниципальных унитарных предприятий Нефтекумского городского округа, возложены обязанности по осуществлению функций и полномочий учредителя в части полномочий работодателя. Пунктом 5 ст.8 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, до момента признания на такие объекты права собственности. МУП «Водник» является единственной ресурсоснабжающей организацией на территории городского округа, эксплуатирующей водопроводные сети, в том числе, собственник которых неизвестен. Соответственно, как гарантирующая организация обязана принимать все необходимые меры по устранению аварийных ситуаций на водопроводных сетях и нести соответствующие затраты. Частью 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов государственного контроля и надзора. С учетом вышеизложенных норм, к полномочиям органов местного самоуправления (Администрации) входит только организация водоснабжения, непосредственно же водоснабжение населения осуществляется коммерческими организациями независимо от их организационно-правовых форм (МУП «Водник»). В случае отсутствия в населенном пункте централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованную подачу воды с использованием подземных источников водоснабжения либо путем подвоза воды в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.9 ст. 7 Закона № 416-ФЗ). Правила холодного водоснабжения и водоотведения утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом, орган местного самоуправления вправе определить гарантирующую организацию для оказания услуг по подвозу воды, которая, в свою очередь, должна обратиться в уполномоченный орган государственной власти для установления тарифа на данную услугу. В данной ситуации МУП «Водник» как гарантирующая организация, должна была осуществлять услуги по водоснабжению любым из указанных в ч.9 ст. 7 Закона № 416-ФЗ способом. С ДД.ММ.ГГГГ (со дня вступления в законную силуот ДД.ММ.ГГГГ№-кз «О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образованийи органами государственной власти» (далее - Закон №-кз) полномочия по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения, в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, осуществляютсянепосредственно, либо через уполномоченные им органы исполнительной власти- Министерство жилищно-коммунального хозяйства(ст.3 - 4 Закона №-кз). Управление обладает правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, имеет самостоятельный баланс.
В судебное заседание представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйстване явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил письменные возражения, согласно которым в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее -Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ) водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения. Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения. Согласно пунктам 71 и 74 указанных Правил, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с Законом СК от ДД.ММ.ГГГГ№-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образованийи органами государственной власти" организация водоснабжения (как централизованного, так и нецентрализованного) на территориивходит в ведение органов государственной власти субъектов. Исходя из анализа указанных норм, можно сделать вывод о том, что орган власти, осуществляющий деятельность по организации водоснабжения, самостоятельно, с учетом целесообразности и допустимости, определяет способ осуществления водоснабжения населения (будь то проведение централизованного водоснабжения или подвоз воды). Также, существует разграничение понятий организации и обеспечения водоснабжением населенных пунктов. Организация водоснабжения включает полномочия, предусмотренные ч.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ. Именно указанные полномочия были переданыв лице министерства. К указанным полномочиям относится в том числе определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации. В свою очередь, в соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение. Так, Постановлением Региональной тарифной комиссии(далее - РТК СК) установлены тарифы на питьевую воду МУП «Водник» для потребителей городского округа(постановление РТК СК от ДД.ММ.ГГГГ N 77/1). МУП «Водник» включен РТК СК в перечень регулируемых организаций коммунального комплексав сфере водоснабжения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, как организация, обслуживающая городского округа (информация взята с официального сайта РТК СК в разделе главная/водоснабжение и водоотведение/регулируемые предприятия). Таким образом, в настоящее время гарантирующая организация в лице МУП «Водник» осуществляет услуги по водоснабжению жителям в спорный населенный пункт. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в спорном населенном пункте выбран и реализован один из предусмотренных законом способов организации водоснабжения. Отсутствие сетей водоснабжения на спорных улицах связано с отношениями между гарантирующей организацией и жителями спорных улиц. Помимо изложенного, следует отметить, что организация нецентрализованного водоснабжения (в том числе путем подвоза воды) должна осуществляться на территории всего муниципального образования, а не его отдельных улицах. ранее обращался с административным исковым заявлением, в котором просил суд обязать обеспечить нецентрализованным водоснабжением (в том числе путем подвоза воды) спорный населенный пункт. Решением Нефтекумского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-397/2022 отмечено, что по информации РТК СК № РТК-02-07/1194 от ДД.ММ.ГГГГ поставку питьевой воды в спорный населенный пункт осуществляет организация МУП «Водник» НТО СК по установленным РТКтарифам. Таким образом, в настоящее время подвоз воды в осуществляется регулируемой организацией. Считают также необходимым пояснить следующее. Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения. В соответствии с Законом СК от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образованийи органами государственной власти» организация водоснабжения на территориивходит в ведение органов государственной власти субъектов. Согласно ст. 7 указанного Закона имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципальных и городских округови необходимое для осуществления полномочий, по организации водоснабжения подлежит безвозмездной передаче в собственностьв порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ст. 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В данном случае предложение о передаче имущества направляется органом местного самоуправления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия по принятию предложений и их внесение для рассмотрения в установленном порядкевозложено на министерство имущественных отношений(п. «в», ч.9, ст. 9.1. Положения о министерстве имущественных отношений, утвержденного Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ№. На сегодняшний день объекты и сети водоснабжения в собственностьне переданы. До принятия имущества, необходимого для осуществления полномочий по организации водоснабжения, у органов государственной властиотсутствует возможность по исполнению данных полномочий. Таким образом, жители в настоящее время обеспечены нецентрализованным водоснабжением путем подвоза воды регулируемой организацией МУП «Водник», до момента передачи сетей в собственностьосуществление иных полномочий по организации водоснабжения в данном населенном пункте министерством невозможно. В настоящее время водоснабжение осуществляется производственно-техническим подразделением Нефтекумско-Левокумское филиала ГУП СК «водоканал» - «Восточный». Жители обеспечены централизованным водоснабжением. ГУП СК «водоканал» включен РТК СК в перечень регулируемых организаций коммунального комплексав сфере водоснабжения и водоотведения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, как организация, обслуживающая городского округа. Вопросы подключения спорных улиц к сетям централизованного водоснабжения связаны с их возможностью технологического присоединения. Считает также необходимым пояснить суду следующее. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. На основании ч.2 указанной статьи лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. ч.4 статьи 18 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее -техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Согласно ч.5 статьи при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы. Частью 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования. На основании ч.8 статьи 18 Закона № 416-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) в течение 30 дней с даты поступления указанного в части 7 настоящей статьи обращения рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Согласно ч.12 указанной статьи в случае принятия решения об отказе во включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) обязан обосновать отказ и предоставить заявителю информацию об иных возможностях обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а организация, в которую обратился заявитель, вправе отказать заявителю в подключении (технологическом присоединении). Таким образом, законом № 416-ФЗ рассматривается 3 случая при рассмотрении заявления о подключении (технологическом присоединении): при наличии технической возможности подключения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения; при отсутствии технической возможности вследствие отсутствия свободной мощности на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения; при отсутствии технической возможности вследствие отсутствия свободной мощности и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения. Критерием применения второго и третьего вариантов является отсутствие свободной мощности, необходимой для осуществления водоотведения. Между тем информацией о наличии свободной мощности, как и информацией о самой возможности технологического присоединения к централизованным сетям водоснабжения обладает гарантирующая организация. Также, отсутствует информация о поступивших заявках на технологическое присоединение к централизованным сетям водоснабжения по спорным улицам. Постановлением РТК СК от ДД.ММ.ГГГГ установлены тарифы за подключение к централизованным системам водоснабжения. При отсутствии свободной мощности необходимой для подключения, присоединение к сетям централизованного водоснабжения будет проходить на основании установления индивидуальной платы за подключение. В данном случае, вопросы технологического подключения к существующим сетям водоснабжения относятся исключительно к отношениям между гарантирующей организацией и жителей спорных улиц (п.90 - 91; 94 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ). На сегодняшний день объекты и сети водоснабжения спорного населенного пункта в собственностьне переданы. До принятия имущества, необходимого для осуществления полномочий по организации водоснабжения, у органов государственной властиотсутствует возможность по исполнению данных полномочий.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц ПТП «Нефтекумское-Левокумское» филиала ГУП СК«водоканал» - «Восточный», МУП «Водник» городского округа, МУП «Аква» Нефтекумского городского округа не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании положений ч.6 ст.226 КАС РФ.
Изучив доводы административного истца, ответчиков, выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.ст.215, 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ) предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в силу п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ относится к вопросам местного значения.
Согласно п.4.3 ч.1 ст.17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ).
В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п.2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п.5); согласование инвестиционных программ (п.6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п.10).
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Вместе с тем, согласно положениям статей 2 и от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образованийи органами государственной власти» полномочия по организации водоснабжения населения осуществляютсянепосредственно либо через уполномоченный им орган исполнительной власти, которым в соответствии с п.п.15.1 п.10.6 Постановленияот ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства» является министерство жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ (со дня вступления в силу названного Закона №-кз) полномочия по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, согласно закону, переданы министерству жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии со сведениями начальника управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа ФИО4 на территории имеются необеспеченные водоснабжением: края направлено на утверждении техническое задание о внесении изменений в инвестиционную программу ГУП СК «водоканал» и включения мероприятия по строительству сети водоснабжения по . В населенных пунктах Нефтекумского городского округанеобеспеченны водоснабжением следующие улицы: , с, Ачикулак; ; ; ; ; ; ; ; , а. Махмуд-Мектеб (частично, ); , а. Махмуд-Мектеб (частично, -18); , а. Махмуд-Мектеб (частично с -№). На территории по , пер. Гагаринский, ; , у л. Октябрьская, ; по а. Махмуд-Мектеб, подвоз питьевой воды не осуществляется в связи с отсутствием технической возможности. Указанные линии водоснабжения являются бесхозяйными.
В соответствии со сведениями ПТП «Нефтекумское-Левокумское» филиала ГУП СК «водоканал»-«Восточный» сведений о балансовой принадлежности водоводов , пер. Гагариснкий, отвечает, что по указанным улицам не проложены водопроводные сети, состоящие на балансе ГУП СК «водоканал». По и частично по проложенные подводящие водоводы силами жильцов указанных улиц на баланс и в эксплуатацию ПТП «Нефтекумско-Левокумское» филиала ГУП СК «водоканал» - «Восточный» не передавались. В свою очередь, по инициативе ПТП «Нефтекумско-Левокумское» филиала ГУП СК «водоканал» - «Восточный» в связи с неоднократными обращениями в адрес водоканала и в администрацию Нефтекумского городского округа СК правообладателя земельного участка под строительство ИЖС (индивидуального жилищного строения) по по вопросу прокладки трубопровода распределительной водопроводной линии по , при корректировке Инвестиционной программы ГУП СК «водоканал» на период 2020-2028 годы внесло в 2022 году мероприятие по строительству разводящей водопроводной линии по , протяженностью 670 м. Ориентировочный срок строительств 2023-2024 год. Инвестиционная программа находится на утверждении. По вопросу обеспечения подвоза воды тс домовладениям вышеуказанных улиц , отвечаем, что запроса на подвоз воды ни от администрации НГО СК, ни от жителей в адрес водоканала не поступало. Тариф на подвоз воды для жителей не разрабатывался.
Материалы дела не содержат сведения о том, что в РТКбыли направлены заявления министерства жилищно-коммунального хозяйства, администрации Нефтекумского городского округаили управления имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округао необходимости установления тарифов на подвоз воды по городского округа, по а. Махмуд-Мектеб. Кроме того, заявлений о необходимости установления тарифов на подвоз воды потребителям вышеуказанных улиц населенных пунктов другой организацией также не поступало.
Таким образом, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что меры по обеспечению водоснабжения и водоотведения по городского округа, по а. Махмуд-Мектеб административными ответчиками не принимались.
В судебном заседании с достаточной полнотой установлено, что бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения по городского округа, по а. Махмуд-Мектеб, является незаконным.
Поскольку бездействие администрации Нефтекумского городского округаи министерства жилищно-коммунального хозяйстваущемляет права и законные интересы жителей по указанным улицам на охрану здоровья населения и улучшения качества их жизни, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в части возложения на административного ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйстваобязанности обеспечить нецентрализованное водоснабжение по городского округа, по а. Махмуд-Мектеб с использованием нецентрализованной системы водоснабжения или подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ до обеспечения централизованного водоснабжения.
При этом, доводы административных ответчиков о том, что меры по организации водоснабжения и водоотведения по городского округа, по а. Махмуд-Мектеб, не осуществлены в полной мере, поскольку не установлено право муниципальной собственности Нефтекумского городского округаи право государственной собственности, суд признает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права и фактических обстоятельств дела, поскольку отсутствие права собственности на спорные объекты водоснабжения не исключает обязанность административных ответчиков исполнять обязательства по обеспечению водоснабжения населения.
Ссылки административного ответчика администрации Нефтекумского городского округаоб отсутствии денежных средств на обеспечение водоснабжения населения , судом признаются несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не исключает обязанность административных ответчиков по обеспечению населения питьевой водой путем подвоза воды.
Доводы административных ответчиков о наличии ресурсоснабжающих организаций, обслуживающих спорные населенные пункты, и о несении последними обязанности по подвозу воды, судом оцениваются критически, поскольку мероприятия по организации нецентрализованного водоснабжения по городского округа, по а. Махмуд-Мектеб с использованием нецентрализованной системы водоснабжения или подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, входит в компетенцию административных ответчиков.
Доводы представителя административного ответчика администрации Нефтекумского городского округао том, что администрация Нефтекумского городского округаявляется ненадлежащим ответчиком, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
Решением Думы Нефтекумского городского округаот ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден «Устав Нефтекумского городского округа», который зарегистрирован в ГУ Минюста России поДД.ММ.ГГГГ N Ru№.
Согласно ст.5 Устава Нефтекумского городского округаместное самоуправление в городском округе - форма осуществления населением городского округа своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением городского округа непосредственно и (или) через органы местного самоуправления городского округа вопросов местного значения городского округа, исходя из интересов населения городского округа, с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст.24 Устава Нефтекумского городского округаисполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация Нефтекумского городского округа. Изменение структуры органов местного самоуправления городского округа осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Устав.
Согласно ст.32 Устава Нефтекумского городского округаадминистрация Нефтекумского городского округа - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, краевыми законами и нормативными актами Думы Нефтекумского городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами.
Администрацией городского округа руководит глава городского округа на принципах единоначалия. Администрация городского округа обладает правами юридического лица.
В структуру администрации городского округа могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации городского округа.
Согласно п.6 ч.3 ст.32 Устава Нефтекумского городского округав целях реализации поставленных задач администрация городского округа осуществляет полномочия по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с учетом положений Устава Нефтекумского городского округа, суд приходит к выводу, что управление имущественных и земельных отношений и управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округаявляются структурными подразделениями администрации Нефтекумского городского округа, в связи с чем, администрация Нефтекумского городского округаявляется надлежащим административным ответчиком по данному административному делу, так как ею осуществляются полномочия по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, административные исковые требования являются обоснованными и законными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, администрации Нефтекумского городского округао признании незаконным бездействие и об обязании организовать водоснабжение - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Нефтекумского городского округа, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения по городского округа, по а. Махмуд-Мектеб.
Признать незаконным бездействие Министерства жилищно- коммунального хозяйства, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения по городского округа, по а. Махмуд-Мектеб.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйствав течение 4 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить нецентрализованное водоснабжение по городского округа, по а. Махмуд-Мектеб с использованием нецентрализованной системы водоснабжения или подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ до обеспечения централизованного водоснабжения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным деламвого суда через Нефтекумский районный судв течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.Н. Куц