ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5682/16 от 28.06.2016 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-5682/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2016 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Топорова А.А.

при секретаре Галкиной А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к административному ответчику <данные изъяты> о ликвидации,

установил:

Управление Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю обратилось в суд с указанным иском к <данные изъяты> о ликвидации с исключением данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование исковых требований указано, что 07.12.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю принято решение о государственной регистрации <данные изъяты> (далее по тексту – Фонд). 13.12.2007 внесена запись в ЕГРЮЛ о государственной регистрации юридического лица при создании за основным государственным регистрационным . Учредителями фонда являются физические лица: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10. Согласно положению п. 5.11. Устава единоличным исполнительным органом управления <данные изъяты> является исполнительный директор. На основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.05.2012 в сведениях о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, указан исполнительный директор - ФИО11.

В связи с проведением Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю плановой документарной проверки в соответствии с утвержденным планом проверок некоммерческих организаций, общественных и религиозных объединений на 2016 год, у ответчика были запрошены документы, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества фонда его уставным целям и законодательству РФ. Запрашиваемые документы не были представлены ответчиком в связи с тем, что с мая 2012 года деятельность фондом не осуществлялась, что отражено в письменном сообщении директора, поступившем в Управление 11.03.2016. В ходе проведения проверки были установлены неоднократные и грубые нарушения ответчиком действующего законодательства РФ и положений собственного Устава. В нарушение п.2 ст.2, п.1 ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях», п.1 ст.123.17 ГК РФ и п. 2.1. Устава, деятельность по достижению уставных целей фондом не осуществляется.

В нарушение п.3 ч.1 ст. 5 и ч.2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности в 2013, 2014 и 2015 годах не проводился аудит годовой бухгалтерской отчетности фонда. Не публиковались отчеты об использовании имущества. Что свидетельствует о нарушении п.2 ст.7 п.2 ст. 123.18 ГК РФ. В нарушение положений устава и требований действующего законодательства фондом не сформирован попечительский совет, не разработано Положение о нем, благотворительные программы, годовой план, бюджет и его годовой отчет, не утвержден финансовый план; не проводились заседания общего собрания фонда в 2013, 2014 и 2015 годах; не избрано правление и контрольно-ревизионные комиссии, указанными комиссиями не проводились проверки.

В поступившей в адрес Управления информации исполнительный директор фонда ФИО14 просит рассмотреть вопрос о ликвидации фонда в связи с тем, что имущества фонда недостаточно для достижения его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

Указанные выше обстоятельства, по мнению административного истца, указывают на неоднократное нарушение ответчиком законодательства РФ и в силу п. 2 ч.2 ст. 123.20 Гражданского кодекса РФ являются основанием для принятия судом решения о ликвидации.

В судебное заседание представитель административного истца, представитель административного ответчика, заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

От административного истца имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

От представителя административного ответчика - ФИО12 получена телефонограмма о рассмотрении дела в его отсутствие, с заявленными требованиями согласен.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с п.1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Иные, помимо указанных в ст. 50 ГК РФ, формы некоммерческих организацией предусмотрены, в частности, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п.3 ст.2 которого установлено, что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

По общему правилу, содержащемуся в п. 1 ст. 24 названного выше закона, некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Согласно ст. 1 и 7 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

При этом под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В силу п.1 ст. 12 Федерального закона 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей. Ради которых создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение предусмотренных названным законом целей.

Из материалов дела следует и установлено судом, что 07.12.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю принято решение о государственной регистрации <данные изъяты>

13.12.2007 внесена запись в ЕГРЮЛ о государственной регистрации юридического лица при создании за основным государственным регистрационным .

Учредителями фонда являются физические лица: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10. Согласно положению п. 5.11. Устава единоличным исполнительным органом управления Фонда «Держава» является исполнительный директор.

На основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.05.2012 в сведениях о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, указан исполнительный директор - ФИО12.

В связи с проведением Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю плановой документарной проверки в соответствии с утвержденным планом проверок некоммерческих организаций, общественных и религиозных объединений на 2016 год, у ответчика были запрошены документы, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества фонда его уставным целям и законодательству РФ (л.д.34-35).

Запрашиваемые документы не были представлены ответчиком в связи с тем, что с мая 2012 года деятельность фондом не осуществлялась, что отражено в письменном сообщении директора, поступившем в Управление 11.03.2016 (л.д.36).

В ходе проведения проверки были установлены неоднократные и грубые нарушения ответчиком действующего законодательства РФ и положений собственного Устава. Нарушения нашли отражение в акте проверки от 28.04.2016.

Согласно положению п. 2.1. Устава целью создания <данные изъяты> является привлечение добровольных имущественных взносов для решения следующих социальных, благотворительных, культурных, образовательных и других общественно полезных задач:

поддержка и развитие различных систем обучения и воспитания высококвалифицированных, компетентных руководителей и специалистов высшего и среднего управленческого звена, обладающих знаниями и навыками, которые позволяют повысить эффективность работы органов государственной власти России, Сибирского Федерального округа и Алтайского края;

формирование управленческого потенциала, способного обеспечить, с учетом климатических и географических особенностей Алтайского края, развитие предприятий всех форм собственности;

содействие органам власти в развитии системы кадетских корпусов, женских Мариинских гимназий Алтайского края, суворовских училищ, спецшкол и других учебных заведений, а также в получении воспитанниками (участниками) профильного образования и эффективном использовании знаний и навыков выпускников данных учебных заведений в интересах военной и гражданской государственной службы;

проведение организованных мероприятий, направленных на конкурсный отбор, воспитание и обучение детей и молодежи в системе суворовских училищ, спецшкол, кадетских корпусов и женских Мариинских гимназий;

воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения чувства ответственности за будущее общества и государства, верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;

развитие лучших духовных и боевых традиций российского воинства;

участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества;

участие в реализации программ по достижению целей краевой общественной организации «Генеральский клуб Алтайского края»;

реализации программ комплексной реабилитации членов семей погибших и умерших войнов, инвалидов и ветеранов войны, военной службы, спецслужб, правоохранительных органов, контролирующих и надзорных органов, членов их семей.

Из письма директора фонда следует, что имущества фонда недостаточно для достижения его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна (л.д. 36).

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона № 135-ФЗ благотворительными организациями ежегодно предоставляется в орган, принявший решение о государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организацией;

- персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

- составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

В представленных <данные изъяты>» отчетах о благотворительной деятельности за 2013, 2014, 2015 годы указано, что благотворительные денежные средства и иное имущество не поступало, благотворительные программы не разрабатывались.

Таким образом, в нарушение п. 2 ст. 2 Закона № 7-ФЗ, п. 1 ст. 12 Закона № 135-ФЗ, положений п. 2.1. Устава деятельность по достижению уставных целей по осуществлению благотворительной деятельности <данные изъяты>» не осуществлялась.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 5 и ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлено, что обязательный аудит проводится ежегодно, если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой - организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, кодекса организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

В нарушение данной статьи обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности <данные изъяты>» за 2013, 2014, 2015 годы не проводился.

В силу п. 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. В нарушение указанной нормы фонд «Держава» отчет об использовании своего имущества не публиковал.

В нарушение положений Устава и требований указанных выше федеральных законов фондом не сформирован попечительский совет, не разработано Положение о нем, благотворительные программы, годовой план, бюджет и его годовой отчет, не утвержден финансовый план; не проводились заседания общего собрания фонда в 2013, 2014 и 2015 годах; не избрано правление и контрольно-ревизионные комиссии, указанными комиссиями не проводились проверки.

Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.

Согласно п.3 ч.3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушениями Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу ст. 18 Федерального закона РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно положениям п.2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 представление в уполномоченный орган (его территориальный орган) документов, содержащих информацию, предусмотренную п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», осуществляется ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения административных исковых требований Управления Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю.

Руководствуясь ст.175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю удовлетворить.

Ликвидировать <данные изъяты>» с исключением данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.А. Топоров