ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5689/23 от 11.12.2023 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-5689/23

УИД 39RS0001-01-2023-005972-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2023 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Дорошенко О.Л.,

при помощнике судьи Барыниной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. Д. В. к военному комиссариату города Калининград Калининградской области, военному комиссариату Калининградской области о признании незаконными действий по отказу в снятии с воинского учета,

УСТАНОВИЛ:

Васильев Д.В. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил признать незаконным действия военного комиссариата города Калининград Калининградской области, выразившиеся в отказе снятия с воинского учета.

Требования мотивированы тем, что 07 июня 2023 года административный истец обратился в военный комиссариат г. Калининграда с заявлением о снятии с воинского учета, в связи с выездом за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства в Республику Германия.

В ответ на данное заявление военный комиссар город Калининграда 03.07.2023 г. сообщил о необходимости предоставления дополнительных документов в соответствии с п.п. 5 п.22 приказа МО РФ №700.

Устранив замечания, 19 июля 2023 года, действуя через своего представителя, административный истец, как указано в иске, с целью снятия с воинского учета, в связи с постоянным проживанием за пределами Российской Федерации, вновь обратился с заявлением о снятии с воинского учета, предоставив необходимые документы : военный билет АС № 2948160 в оригинале, мобилизационное предписание, копию паспорта гражданина РФ на 2-х листах, копию удостоверения личности гражданина Германии на двух листах с заверенным нотариально переводом, копию приема семьи в немецкое гражданство с заверенным переводом нотариуса на 4-х листах, копию подтверждения регистрации с заверенным переводом нотариуса на 2-х листах, копию удостоверения о немецком гражданстве с заверенным переводом нотариуса на 2-х листах, копию уведомления в ФМС России заверенного нотариально на 1-м листе, копию доверенности представителя 39АА 2715008 от 11.07.2023 г.

Ответом от 17 августа 2023 и.о. военного комиссара г. Калининграда в снятии с воинского учета отказано, разъяснён порядок, в соответствии с которым снятие с воинского учета гражданина, пребывающего в запасе ВС РФ с воинского учета по убытию за пределы Российской Федерации на срок более 6 мес. возможно при личной явке гражданина в военный комиссариат.

По мнению Васильева Д.В., указанные действия военного комиссариата являются незаконными, противоречащими п. 1.2 ст. 8 и п. 3 ст. 8.1, п.6 ст. 8.2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в редакции от 04.08.2023г., устанавливающих, что постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат на основании сведений, содержащихся в государственных информационных системах на основании сведений, содержащихся в государственных информационных системах и ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных по их запросам.

Васильев Д.В. просит суд признать незаконным действия административного ответчика, выразившиеся в отказе снятия с воинского учета и обязать снять его с воинского учета на основании заявления от 19 июля 2023 г.

На основании определения Ленинградского районного суда Калининграда от 13 ноября 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен военный комиссариат Калининградской области.

Васильев Д.В. в судебное заседание не явился. О дне и времени судебного разбирательства извещен надлежаще.

Его представитель по доверенности Молодцова Ф. В. настаивала на удовлетворении требований иска, дополнительно пояснив, что при изложенных в иске основаниях положения ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» допускают снятие с воинского учета без личной явки граждан в военный комиссариат.

Представитель административных ответчиков по доверенности – Степанов В.И. возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества регулируется ФЗ от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно абзацу 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 5Э-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации. на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

В силу п. 1.2 ст. 8 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 437-ФЗ) постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета.

Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат.

Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки указанных граждан осуществляются на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 5.1 и 5.2 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.

Согласно п. 3 ст. 8.1 указанного Федерального закона в той же редакции, организация воинского учета, сбор, хранение, обработка и актуализация сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (далее - актуализация сведений), осуществляются военными комиссариатами, в том числе в автоматизированном режиме на основании данных государственного информационного ресурса и данных, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и иных информационных систем и информационных ресурсов.

Постановка граждан на воинский учет, снятие с воинского учета, актуализация сведений воинского учета осуществляются путем включения соответствующих сведений в Реестр воинского учета. Включение в Реестр воинского учета сведений из государственного информационного ресурса происходит автоматически (п. 6 ст. 8.2 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ).При этом, в силу п. 1 Указа Президента РФ от 25.11.2022 № 854 формирование государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета должно быть обеспечено до 01.04.2024 года.

Пунктом 2 ст. 9 ФЗ от 14.04.2023 № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до начала эксплуатации государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета, и государственной информационной системы "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете" мероприятия, осуществляемые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, с использованием указанных информационных ресурсов, в том числе постановка на воинский учет без личной явки, направление повесток в электронной форме, применение временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, осуществляются без использования таких информационных систем и ресурсов.

В силу пункта 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719, граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.

Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания (пункт 53 названного Положения).

В силу подпункта «д» пункта 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719 граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или возвращении в Российскую Федерацию.

Предельный возраст пребывания в запасе для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов составляет 50 лет (пункт 1 статьи 53, пункт 1 статьи 54 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Васильев Д.В. младший лейтенант запаса, 19.07.2023 года, действуя через представителя Молодцову Ф.В., обратился к военному комиссару г. Калининграда Калининградской области с заявлением о снятии с воинского учета в связи с убытием за пределы Российской Федерации на срок более 6- ти месяцев. К указанному заявлению административным истцом были приложены следующие документы: военный билет АС № 2948160 в оригинале, мобилизационное предписание, копия паспорта гражданина РФ на 2-х листах, копия доверенности представителя 39АА 2715008 от 11.07.2023 г., нотариально заверенные копии : удостоверения личности гражданина Германии на двух листах, справка приема семьи в немецкое гражданство на 4-х листах, регистрация по месту жительства на территории Германии на 2-х листах, удостоверение о немецком гражданстве на 2-х листах, копия уведомления в ФМС России.

17 августа 2023 года военным комиссаром г. Калининград Калининградской области административному истцу дан ответ, согласно которому для решения вопроса о снятии с воинского учета Васильев Д.В. обязан лично явиться в военный комиссариат. Разъяснено, что гражданину необходимо написать заявление соответствующей формы, получить справку «О снятии с воинского учета гражданина, убывающего за пределы Российской Федерации» и сдать военный билет на хранение.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд руководствуясь положениями статьи 59 Конституции Российской Федерации, статей 8, 10, 53 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», пунктов 15, 50, 53 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении положения о воинском учете», пункта 22 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 ноября 2021 года № 700, статьями 5, 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" приходит к выводу о том, что в силу действующего правового регулирования снятие с воинского учета по причине выезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации без личной явки в военный комиссариат невозможно, при этом возможность снятия гражданина с воинского учета по доверенности не предусмотрена, оспариваемый ответ соответствует законодательству Российской Федерации, прав заявителя не нарушает.

Учитывая, что на момент дачи ответа военным комиссаром г. Калининград (Калининградской области) Реестр воинского учета не сформирован, принимая во внимание положения п. 53 Положения о воинском учете (в редакции по состоянию на 05.07.2023 года, т.е в ред. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302) административный истец Васильев Д.В. был обязан лично явиться в военный комиссариат для снятия с воинского учета.

Ссылка административного истца на вступившие в законную силу изменения положений ст. 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службы» № 53-Ф3, п. 1.2 в соответствии с которыми постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат, является несостоятельной, поскольку такие изменения вступили в законную силу с 04.08.2023 года. При этом действие порядка снятия с воинского учета будет возможно после формирования Реестра воинского учета, лишь после начала его эксплуатации будет действовать такой порядок. Кроме того, даже в этом случае может потребоваться явка гражданина в военный комиссариат для снятия с воинского учета, в частности, при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме в случае переезда на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией (п. 1 ст. 10 Закона N 53-ФЗ; пп. "г" п. 50 Положения N 719). И в этом случае возможность снятия гражданина с воинского учета по доверенности законодательством не предусмотрена.

Оспариваемые Васильевым Д.В. действия ответчика об отказе в снятии с воинского учета соответствуют требованиям действующего законодательства, прав административного истца не нарушают, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск В. Д. В. к Военному комиссариату г. Калининграда, военному комиссариату Калининградской области о признании незаконными действий по отказу в снятии с воинского учета – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено 14 декабря 2023 года.

Судья