Дело № 2а-568/17 мотивированное решение изготовлено 26.04.2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«20» апреля 2017 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Т.В.,
при секретаре Комаровой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле административное дело по административному исковому заявлению Миловидовой Л.С. к ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля о признании незаконными действий налогового органа по исчислению земельного налога, возложении обязанности предоставить налоговую льготу и произвести перерасчет земельного налога,
встречное административное исковое заявление ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля к Миловидовой Л.С. о взыскании земельного налога за 2015 год и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратилась с настоящим иском к ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля. В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит 7/9 долей в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 1548 кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ она получила от налогового органа налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором содержался расчет земельного налога за 2015 год в сумме <сумма>, а также требование об уплате налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При расчете земельного налога налоговым органом льгота по налогу предоставлена с ДД.ММ.ГГГГ т.е. с даты регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом в ЕГРП, что, по мнению, административного истца является неправомерным. Административный истец считает, что налоговым органом неверно толкуется положение п.п.3.1.1 Решения муниципалитета г. Ярославля от 07.11.2005 № 146 «О земельном налоге», подобное толкование противоречит части 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), в силу которой, права на недвижимое имущество возникшие до вступления в силу настоящего закона признаются действительными при отсутствии их государственной регистрации. Поскольку официальное толкование решения муниципалитета от 07.11.2005 № 146 могут давать лишь органы, которые принимали (издавали) указанный нормативный акт, то инспекцией необоснованно не приняты во внимание ответы заместителя мэра Степанова Н.Д., председателя муниципалитета Зарубина П.М., в которых указано на необходимость регистрации права собственности на жилые дома в установленном порядке, государственная регистрация права – является обязательным и стимулирующим условием предоставления налоговой льготы. Отказывая административному истцу в предоставлении льготы по земельному налогу за весь налоговый период 2015 г., ответчиком нарушается принцип равенства налогообложения, поскольку собственники недвижимости в многоквартирных домах (все без исключения) имеют право на льготу вне зависимости от того, зарегистрировано ли их право собственности на квартиру в ЕГРП, тогда как жители индивидуальных домов обязаны подтверждать факт регистрации такого права в ЕГРП соответствующими документами, при предоставлении налоговой льготы по земельному налогу инвалидам также подтверждения данной регистрации не требуется. Дополнительным основанием для перерасчета земельного налога за 2015 является утверждение новых результатов государственной кадастровой оценки земель, проведенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что закреплено в Постановлении Правительства Ярославской области от 22.06.2016 № 704-п. При расчете налога за 2015 года налоговая база должна приниматься равной кадастровой стоимости, определенной на ДД.ММ.ГГГГ, а не на ДД.ММ.ГГГГ /л.д.90-98/, поскольку размер новой кадастровой стоимости значительно ниже ранее утвержденного. В данном случае в силу ст. 5 НК РФ положение налогоплательщиков улучшается, в связи с чем Постановление Правительства Ярославской области от 22.06.2016 № 704-п, утвердившее результаты государственной оценки земель по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, должно иметь обратную силу и распространяться на правоотношения с 01.01.2015, т.е. с даты по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Налогоплательщик обратилась в УФНС России по Ярославской области с жалобой, которая решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ № № была оставлена без удовлетворения. Административный истец просит признать незаконным и не подлежащим исполнению налоговое уведомление о земельном налоге от ДД.ММ.ГГГГ№ и обязать административного ответчика пересчитать земельный налог за 2015 год с учетом права на налоговую льготу в размере 70%, а также в соответствии с утвержденной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ новой кадастровой оценкой земельного участка.
Административный ответчик предъявил встречное исковое заявление, в котором просил взыскать с Миловидовой Л.С. земельный налог за 2015 год в сумме <сумма> и соответствующие пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 38 руб. 44 копейки /л.д.85-86/.
В судебном заседании административный истец Миловидова Л.С. административный иск поддержала, дала пояснения по доводам административного искового заявления.
Административный ответчик в лице представителя по доверенности Копорулиной А.А. (диплом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ серии №№) заявленные требования не признала, представила письменные возражения на административный иск, пояснила, что в соответствии с Решением муниципалитета г. Ярославля от 07.11.2005 № 146 «О земельном налоге» налоговые льготы в размере 70% предоставляются категории налогоплательщиков в отношении земельных участков, занятых индивидуальными жилыми домами, в том числе приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилого строительства, на котором расположены завершенные строительством индивидуальные жилые дома, права на которые зарегистрированы в ЕГРП. Данная льгота предоставляется с 01.01.2012. Поскольку административный истец право собственности на жилой дом зарегистрировала в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ, то с указанной даты ей предоставлена льгота по земельному налогу, т.е. за 5 месяцев, за период январь-июль 2015 года льгота не предоставлена. Также считает, что установленная Постановлением Правительства Ярославской области от 22.06.2016 № 704-п кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 01.01.2015, будет применяться с налогового периода 2017 года, поскольку указаний на обратную силу в данном нормативном акте не имеется /л.д.87-89/.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).
В соответствии с п.1, п.2 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу требований статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, получив от налогоплательщика документы, свидетельствующие о возможном праве на налоговую льготу, обязан проверить соответствие этих документов требованиям законодательства, оценить полноту указанных в них сведений и принять решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении заявленной налоговой льготы.
Положения статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
Пунктом 10 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом обложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 07.11.2005 № 146 «О земельном налоге» на территории г. Ярославля введен земельный налог. Согласно п. 3.1 <1> данного решения налоговые льготы по земельному налогу в размере 70% предоставляются гражданам в отношении земельных участков, занятых индивидуальными жилыми домами, в том числе приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, на которых расположены завершенные строительством индивидуальные жилые дома, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С учетом данных положений законодательства, суд приходит к выводу, что для получения налоговой льготы налогоплательщик должен представить в налоговый орган заявление о предоставлении льготы с приложением копии документа, дающего право на получение данной льготы, а именно: документа, подтверждающего регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Предлагаемая административным истцом трактовка спорного подпункта 3.1<1> Решения муниципалитета судом отклоняется, поскольку исходя из данной позиции, правом на налоговую льготу по земельному налогу обладали бы и те собственники индивидуальных жилых домов (не вновь построенных), находящихся на земельных участках с видом разрешенного использования для эксплуатации индивидуального жилого дома, которые их приобрели после вступления в силу Закон № 122-ФЗ, но право собственности в ЕГРП не зарегистрировали, тем более, что правило о государственной регистрации самих сделок с недвижимым имуществом, содержащееся в статье 560 ГК РФ, не подлежит применению к договорам, заключаемым после 1 марта 2013 года.
Кроме того, как следует из ответа Муниципалитета г. Ярославля налоговая льгота в соответствии с подпунктом 3.1<1> Решения муниципалитета предусмотрена для определенной единой категории граждан, государственная регистрация прав расположенных на земельных участках завершенных строительством индивидуальных жилых домов является обязательным и необходимым условием предоставления налоговой льготы. Целью налоговой льготы является стимулирование физических лиц к осуществлению такой регистрации в отношении принадлежащих им домовладений.
Суд полагает, что в данном случае воля законодателя могла быть направлена как на понуждение физических лиц зарегистрировать вновь возведенные жилые дома на предоставленных на эти цели земельных участках, так и на упорядочение и создание единого информационного ресурса, содержащего сведения о зарегистрированных правах граждан на недвижимое имущество.
Доводы административного истца, об имеющих место противоречиях между спорным подпунктом 3.1<1> Решения муниципалитета и частью 1 ст. 6 Закона № 122-ФЗ судом отклоняются, поскольку само наличие у административного истца права собственности на недвижимое имущество административным ответчиком под сомнение не ставится. Вместе с тем, поскольку налоговая льгота по земельному налогу предоставляется категории налогоплательщиков, зарегистрировавших свое право собственности в ЕГРП, то именно факт регистрации права в ЕГРП, а не наличие права собственности, дает основание для использования льготного режима налогообложения.
Указанная позиция не противоречит ответу депутата муниципалитета г. Ярославля Зарубина П.М. от 21.07.2016 № 40, направленному в адрес административного истца, указавшего на возможность получения налоговой льготы по земельному налогу в случае предоставления документов, подтверждающих наличие зарегистрированного права /л.д.17/, а также мэрии г. Ярославля от 22.01.2016 № М-3650 /л.д.18/.
Как следует из материалов дела, Миловидовой Л.С. на праве собственности принадлежит 7/9 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Основанием для возникновения права собственности послужило свидетельство о праве на наследство по завещанию, выданное ДД.ММ.ГГГГ /л.д.20/. Право собственности на указанный индивидуальный жилой дом зарегистрировано за административным истцом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства установлены решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 01.03.2016 по делу № 2а-429/2016, оставленным в силе апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 03.06.2016 /л.д.49-57/.
Таким образом, право на налоговую льготу в размере 70% у Миловидовой Л.С. возникло с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента регистрации права собственности в ЕГРП.
В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговая льгота за налоговый период 2015 года была предоставлена налогоплательщику с ДД.ММ.ГГГГ, сумма налога к уплате рассчитана за 7 месяцев без учета льготы в размере <сумма>, за 5 месяцев - с учетом льготы в сумме <сумма>., всего к уплате предъявлено <сумма> /л.д.31,36/.
При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части возложении обязанности на административного истца предоставить налоговую льготу за 7 месяцев 2015 года и произвести перерасчет земельного налога по данному основанию.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 № 702-п с 01.01.2012 была утверждена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ярославской области, которая для кадастрового квартала, в котором находится земельный участок Миловидовой Л.С. с кадастровым номером №, составила <сумма>./кв.м.
Как следует из кадастрового паспорта спорного земельного участка, на ДД.ММ.ГГГГ его кадастровая стоимость составляла <сумма> на ДД.ММ.ГГГГ и последующие периоды – <сумма>.
Постановлением Правительства Ярославской области от 22.06.2016 N 704-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля-Залесского Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области» была утверждена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля-Залесского Ярославской области по состоянию на 01.01.2015.
В соответствии с пунктом 4 Постановление вступило в силу через 10 дней после официального опубликования. Кадастровая стоимость земельного участка административного истца с кадастровым номером №, составила <сумма>.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ).
Из содержания Постановления Правительства Ярославской области от 22.06.2016 N 704-п не усматривается распространение его действия на предшествующие налоговые периоды.
В отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на предшествующие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости – 01.01.2015, а лишь указывает на дату проведения оценки.
Следовательно, выводы Миловидовой Л.С. о возникновении права на уплату земельного налога в измененном размере ранее принятия нормативно-правового акта компетентным органом являются ошибочными.
Указанная позиция согласуется с Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.05.2014 N 2868/14 по делу N А41-14050/2013, Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 304-КГ16-11238 по делу N А46-9913/2015.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которому при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В рассматриваемом случае Постановление Правительства Ярославской области от 22.06.2016 N 704-п опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 24.06.2016, следовательно, в целях налогообложения вступает в силу 24.07.2016, и подлежит применению с 01.01.2017.
При таких обстоятельствах требования Миловидовой Л.С. о необходимости пересчета земельного налога за 2015 год, исходя из утвержденной Постановлением Правительства Ярославской области от 22.06.2016 N 704-п государственной кадастровой оценки земель являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговым органом Миловидовой Л.С. направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании которого сумма земельного налога к уплате за 2015 год определена в размере <сумма>. /л.д. 36/. Сумма налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком не уплачена.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
В силу п. 6 ст. 75 НК РФ к пеням применен порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.
Инспекцией налогоплательщику исчислены пени всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму <сумма> /л.д.85-86/. Расчет пени судом проверен и признается правильным, возражений по расчету административным ответчиком не представлено.
Требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа от ДД.ММ.ГГГГ№ /л.д.33/, содержащее неуплаченную сумму налога в размере <сумма>. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <сумма>., направлено налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует список внутренних почтовых отправлений /л.д. 34-35/. В установленный в требовании срок – ДД.ММ.ГГГГ задолженность Миловидовой Л.С. погашена не была.
В связи с неисполнением Миловидовой Л.С. указанного требования, ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля обратилась со встречным административным иском в соответствии со ст. 48 НК РФ в суд, поскольку между сторонами имеет место спор о праве (оспаривается расчет земельного налога за 2015 год).
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Таким образом, срок на обращение в суд является пресекательным, следовательно, срок на подачу искового заявления в суд для истца истекает ДД.ММ.ГГГГ, фактически заявление в суд предъявлено ДД.ММ.ГГГГ /л.д.30-32/, т.е. в пределах установленных законом сроков.
Таким образом, заявленные административным истцом по встречному иску требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в бюджет городского округа г. Ярославль подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 290 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Миловидовой Л.С. к ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля оставить без удовлетворения.
Встречное административное исковое заявление ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля к Миловидовой Л.С. о взыскании земельного налога за 2015 год и пени удовлетворить.
Взыскать с Миловидовой Л.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля земельный налог за 2015 год в сумме <сумма>, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <сумма>, а всего <сумма>
Взыскать с Миловидовой Л.С. госпошлину в бюджет городского округа г. Ярославль в размере <сумма>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Пивоварова Т.В.