ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-568/20 от 17.03.2020 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2А-568/2020 (2А-5863/2019)

УИД: 16RS0049-01-2019-007976-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2020 г. г. Казань Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующий судья Королёв Р.В.,

помощник судьи Гарипова Ю.И.,

секретарь судебного заседания Сабирзянова Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Рентал Проперти Менеджмент» к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику об оспаривании Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 31.10.2017 № 4440 «Об установлении постоянного публичного сервитута на земельный участок по ул. Чистопольская».

В обосновании своих требований указывает, что ООО «Рентал Проперти Менеджмент» владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №--, общей площадью 3439 кв.м., вид разрешенного использования: под многоквартирные жилые дома с обязательным использованием первых этажей под объекты обслуживания, расположенном в Ново-Савиновском районе по ул. Чистопольская.

Письмами исх. № 176-рпм, 177-рпм от 5 марта 2019 г. ООО «Рентал Проперти Менеджмент» обратилось в Комитет земельных и имущественных отношений и Администрацию Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани для согласования организации парковки на земельном участке. Однако было получено письмо Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани исх. № 04-37-815 от 28.03.2019, согласно которому организовать парковку не представляется возможным, так как Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани на основании Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 31.10.2017 № 4440 «Об установлении постоянного публичного сервитута на земельный участок по ул. Чистопольской» на данный земельный участок установлен постоянный безвозмездный публичный сервитут, площадью 34.440 кв.м., для обеспечения прохода или проезда через данную территорию неопределенного круга лиц, то есть фактически на всю площадь земельного участка, находящегося в частной собственности ООО «Рентал Проперти Менеджмент».

ООО «Рентал Проперти Менеджмент» 29 июля 2019 г. направило в адрес Исполнительного комитета г. Казани претензию с требованием отмены Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 31.10.2017 № 4440 и снятия публичного сервитута с земельного участка, так как это нарушает права и законные интересы административного истца и не позволяет распоряжаться земельным участком.

Административным истцом был получен ответ от Управления архитектуры и градостроительства исх. № 15/04-ИСХ/11668 от 20.08.2019, согласно которому данная территория необходима для проезда неограниченного круга лиц, в том числе, местного населения от ул. Сибгата Хакима до ул. Чистопольская, и оснований для отмены сервитута нет.

По Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 31.10.2017 № 4440 были проведены общественные слушания 5 мая 2017 г., однако административный истец не получал никаких уведомлений о проведении общественных слушаний и не был осведомлен о процедуре наложения публичного сервитута на земельный участок.

Обжалуемое постановление нарушает права, законные интересы административного истца, фактически лишает права пользоваться и распоряжаться принадлежащим на праве собственности земельным участком.

Также при установлении публичного сервитута не была дана оценка наличию альтернативных вариантов установления сервитута.

На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным Постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 31.10.2017 № 4440 «Об установлении постоянного публичного сервитута на земельный участок по ул. Чистопольской».

Представитель административного истца в судебном заседании просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства г. Казани просил в удовлетворении административного иска отказать.

Прочие лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Данные лица также были извещены в соответствии с ч. 8 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Рентал Проперти Менеджмент» с 9 января 2018 г. владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №--, общей площадью 3439 кв.м., вид разрешенного использования: под многоквартирные жилые дома с обязательным использованием первых этажей под объекты обслуживания, расположенном в Ново-Савиновском районе по ул. Чистопольская. Ранее данный земельный участок принадлежал ООО «РПМ-Брокер».

Согласно Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 31.10.2017 № 4440 «Об установлении постоянного публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 16:50:110508:2161 по ул. Чистопольская» установлен в интересах населения г. Казани постоянный публичный сервитут общей площадью 3.440 кв.м., для обеспечения прохода или проезда через данную территорию неопределенного круга лиц в границах согласно приложениям № 1, 2 и 3 к настоящему постановлению.

В соответствии с п. 1.2 Постановления от 13.03.2015 № 1514 Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани «О порядке установления и прекращения публичных сервитутов на территории г. Казани» публичный сервитут устанавливается в случаях, когда интересы муниципального образования г. Казани не могут быть в силу объективно существующих обстоятельств обеспечены без его установления, и предусматривает право ограниченного пользования чужим земельным участком без его изъятия у правообладателя (собственника, землевладельца, землепользователя).

В соответствии с п. 2.4 Постановления от 13.03.2015 № 1514 Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани «О порядке установления и прекращения публичных сервитутов на территории г. Казани» ходатайство об установлении публичного сервитута должно содержать следующие сведения: о земельном участке, в отношении которого предполагается установить публичный сервитут (местонахождение, кадастровый номер, площадь, разрешенное использование, обременение), и предполагаемых границах такого сервитута; о цели установления публичного сервитута, обоснование необходимости его установления; о предполагаемом сроке действия публичного сервитута.

Доводы административного истца о том, что в ходатайстве отсутствует обоснование необходимости сервитута, являются необоснованными, поскольку указано, что установление сервитута необходимо в интересах населения г. Казани, для обеспечения прохода или проезда через данную территорию неопределенного круга лиц.

Однако в нарушение пп. 3 п. 2.4 Постановления от 13.03.2015 № 1514 Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани «О порядке установления и прекращения публичных сервитутов на территории г. Казани» отсутствует предполагаемый срок действия публичного сервитута. При этом доводы представителя административного ответчика о том, что отсутствие указание на срок установления сервитута, является указанием на то, что сервитут устанавливается бессрочно, судом не принимаются, поскольку создают правовую неопределенность, кроме того, не учитывает возможность утраты необходимости в данном сервитуте, вследствие изменения схемы организации дорожного движения и дорожной обстановки на данном участке дороги.

Кроме того, в нарушение пп. 2 п. 2.8 в Постановления от 13.03.2015 № 1514 Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани «О порядке установления и прекращения публичных сервитутов на территории г. Казани» отсутствуют сведения о собственнике земельного участка.

Доказательства исполнения п. 3.3 Постановления Мэра г. Казани № 87 от 04.04.2017 «О назначении общественных слушаний по проекту Постановления Исполнительного комитета г. Казани «Об установлении постоянного публичного сервитута на земельный участок по ул. Чистопольская» административным ответчиком не представлены. Соответственно отсутствуют относимые и допустимые доказательства, что собственник земельного участка на момент проведения публичных слушаний, уведомлялся об их проведении, что подтверждается письмом ООО «РПМ-Брокер» исх. № 25-рпмб от 16.03.2020.

В соответствии с п. 2.9 Постановления от 13.03.2015 № 1514 Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани «О порядке установления и прекращения публичных сервитутов на территории г. Казани» копия постановления Исполнительного комитета г. Казани об установлении публичного сервитута направляется уполномоченным органом правообладателю земельного участка, в отношении которого он был установлен, и заинтересованному в установлении публичного сервитута лицу. Данный пункт также не исполнен, что подтверждается письмом ООО «РПМ-Брокер» исх. № 25-рпмб от 16.03.2020.

Также необходимо отменить, что площадь сервитута составляет 3.440 кв.м., площадь земельного участка с кадастровым номером №-- составляет 3.439 кв.м., то есть фактически сервитут наложен на площадь большую, чем площадь земельного участка, что также создает правовую неопределенность не позволяя установить в связи с чем было допущено данное превышение.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании незаконным Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 31.10.2017 № 4440 «Об установлении постоянного публичного сервитута на земельный участок по ул. Чистопольской» являются обоснованными, административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Рентал Проперти Менеджмент» к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани об оспаривании нормативного правового акта, удовлетворить.

Признать незаконным Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 31 октября 2017 г. № 4440.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.

Судья Королёв Р.В.