Дело № 2а-568/2020
УИД 74RS0030-01-2020-000086-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2020 года г.Магнитогорск
Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области в составе:
Председательствующего Исаевой Ю.В.,
при секретаре Самаркиной А.П.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области к Воронкову А.Е. о взыскании недоимки по налогу,
установил:
Межрайонная инспекция ФНС России № 17 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к Воронкову А.Е. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 5975 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, 20,07 руб., ссылаясь на то, что административный ответчик является собственником объекта недвижимого имущества, указанного в налоговом уведомлении, обязан платить установленные законом налоги и сборы. На дату составления заявления ответчиком не исполнено требование налогового органа по уплате налога и пени.
Административный истец в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя (л.д. 3 оборот, 101).
Административный ответчик Воронков А.Е. при надлежащем извещении участия в рассмотрении дела не принимал, о причине неявки в суд не сообщил (л.д. 100). В письменных возражениях на административное исковое заявление указал, что 05 сентября 2013 года жилой дом, за который начислен налог, был уничтожен в результате пожара и после этого не восстанавливался (л.д. 74-76).
Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Воронков А.Е. зарегистрирован в Межрайонной ИФНС № 17 по Челябинской области в качестве в качестве плательщика налога.
Положения ст.3, ст.23 Налогового кодекса РФ устанавливают обязанность каждого налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Налогоплательщиками налога в соответствии со ст. 400 НК РФ, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения в силу ст. 401 НК РФ, признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Исходя из положений ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налог на имущество физических лиц на территории городского муниципального образования г.Магнитогорска был введен Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 24.11.2015 N 187 "О внесении изменения в пункт 2 Решения Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 28 апреля 2010 года № 72 «Об установлении налога на имущество физических лиц в г.Магнитогорске».
Согласно п.6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьями 52 (пункт 4) и 69 (пункт 6) Налогового кодекса РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налога, направленных ему по почте заказанными письмами.
Из налогового уведомления № от 26 декабря 2018 года, реестрового дела на жилой дом, следует, что Воронков А.Е. в 2016 году являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г.Магнитогорск, <адрес> (л.д. 13).
Судом установлено, что ответчику направлялось требование о добровольной уплате налога № от 19 марта 2019 года на сумму 5975 руб. и пени 20,07 руб. в срок до 22 апреля 2019 года (л.д. 9, 18).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, 18 июля 2019 года МИФНС № 17 по Челябинской области обратилась к мировому судье судебного участка № 4 Правобережного района г. Магнитогорска с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 69).
23 июля 2019 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Воронкова А.Е. задолженности по налогу на имущество в размере 5975,07 руб., пени 20,07 руб. (л.д. 70).
24 июля 2019 года данный судебный приказ отменен мировым судьей в связи с поступлением от Воронкова А.Е. возражений относительно исполнения судебного приказа (л.д. 73).
Срок для обращения административного истца с иском по требованию № от 19 марта 2019 года на сумму 5975 руб. и пени 20,07 руб. должен был истечь 22 октября 2019 года.
С заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье административный истец обратился в 18 июля 2019 года, то есть в предусмотренный законом срок.
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
В Правобережный районный суд г.Магнитогорска в порядке административного искового производства о взыскании задолженности по уплате налога, пени, налоговый орган обратился в установленный ст. 48 НК РФ шестимесячный срок после отмены судебного приказа - 17 января 2020 года.
Согласно ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Представленный административным истцом расчет налога, пени судом проверен, признан соответствующим действующему на момент взимания налога законодательству.
Что касается доводов ответчика о гибели объекта налогообложения, суд приходит к следующему.
В случае гибели или уничтожения объект недвижимости снимается с кадастрового учета, а также в установленных случаях производится государственная регистрация прекращения права собственности на него, о чем информируются налоговые органы (п. 3 ч. 3, п. 2 ч. 5 ст. 14, ч. 7 ст. 40 Закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 4 ст. 85 Кодекса).
По общему правилу, дата внесения в ЕГРН записи, свидетельствующей о прекращении права собственности гражданина на недвижимость, определяет прекращение его обязанности по уплате налога на это имущество.
Вместе с тем, налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление о гибели или уничтожения объекта с приложением подтверждающих документов. По итогам их рассмотрения дела прекращения начисления налога может быть скорректирована.
Однако представленные ответчиком постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 16 сентября 2013 года, справка ОГУП «Обл. ЦТИ» от 29 декабря 2014 года, решение Правобережного районного суда г.Магнитогорска от 17 сентября 2014 года, налоговые уведомления (л.д. 74-78, 79, 80-89), не подтверждают полную гибель объекта налогообложения, учитывая представленные ответчиком договор купли-продажи от 19 июля 2018 года и акт приема-передачи к договору купли-продажи от 19 июля 2018 года о передаче Воронковым А.Е. Г.Д.В. по договору купли-продажи жилого дома, общей площадью 387,60кв.м, инвентарный номер: № (л.д. 97-98), которыми подтвержден факт прекращения права собственности ответчика на указанный объект в связи с его отчуждением, а не в связи с гибелью или уничтожением объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст. 175-178, 293-294 КАС РФ, суд,
Решил:
Требования Межрайонной ИФНС № 17 по Челябинской области удовлетворить.
Взыскать с Воронкова А.Е., 27 апреля 1981 года рождения, уроженца <данные изъяты> области в пользу Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 5975 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 20,07 руб., всего 5995,07 руб.
Взыскать с Воронкова А.Е. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 25 марта 2020 года.