ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-568/2021 от 10.08.2021 Корочанского районного суда (Белгородская область)

УИД 31RS0011-2021-000696-31 Дело № 2а-568/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Корочанский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Дорошенко Л.Э., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Белгородской области к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени,

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Белгородской области (далее - МИ ФНС № 7 по Белгородской области) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени, в котором, с учетом уточненных исковых требований (л.д. 53-54) просит взыскать с ответчика транспортный налог за 2018 г. в размере 6 140 руб. и пени 5,63 руб. за период с 13.05.2020 по 17.05.2020, начисленные на неуплаченный налог за 2018 г.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что за ФИО1 зарегистрированы транспортные средства <данные изъяты> государственный регистрационный знак и <данные изъяты> государственный регистрационный знак .

09.10.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Корочанского района Белгородской области был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам в сумме 11 290,34 руб., который 07.12.2020 на основании поступивших от ответчика возражений был отменен мировым судьей.

Административный истец указал в иске, что по состоянию на 12.05.2020 переплата по транспортному налогу составила 1 200 руб.

До настоящего времени остальная задолженность не погашена, требования не исполнены.

Административный истец просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административным ответчиком ФИО1 копия определения о принятии административного заявления от 02.06.2021 получена 05.06.2021 (отчет об отслеживании отправления л.д. 38); копия определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного производства от 15.06.2021 получена 29.06.2021 (отчет об отслеживании почтового отправления л.д. 45), возражений в письменной форме относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства административный ответчик не представил. В отзыве на административное исковое заявление просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Сослался на то, что заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика не подавал, логин и пароль для входа в личный кабинет не получал, усиленная квалифицированная электронная подпись физического лица у него отсутствует, с помощью ЕСИА получение доступа к личному кабинету не осуществлял. На основании изложенного утверждает, что не располагал и не мог располагать информацией о направляемых налоговыми органами документах и не получал налоговое уведомление и требование (л.д. 46-48).

В соответствии со ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), при отсутствии возражений административного ответчика против применения упрощенного (письменного) производства, при наличии со стороны лиц, участвующих в деле, ходатайств о рассмотрении административного дела в их отсутствие, судом административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать, установленные законом, налоги закреплена пунктом 1 статьи 45 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

В силу статьи 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом согласно пункту 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.

Таким образом, приведенные положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Согласно пункту 1 статьи 363 НК РФ (в редакции, действующей на дату выставления налогового уведомления), уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как усматривается из материалов дела, за административным ответчиком ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак , что подтверждается карточками учета транспортного средства (л.д. 42, 43).

10.03.2020 налоговым органом в адрес ответчика через личный кабинет направлено налоговое уведомление № 90910960 от 10.03.2020 о необходимости уплатить транспортный налог за 2018 г. в размере 6 140 руб., из которых 5 040 руб. за <данные изъяты> и 1 200 руб. за <данные изъяты> не позднее 29.04.2020 (л.д. 12).

В соответствии с пунктом 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В силу положений пункта 2 статьи 11.2 НК РФ налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Направление налогового уведомления ФИО1 подтверждается сведениями о направлении уведомлений/требований в Личный кабинет налогоплательщика (л.д. 13).

Доводы административного ответчика ФИО1 о том, что заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика не подавал, логин и пароль для входа в личный кабинет не получал, усиленная квалифицированная электронная подпись физического лица у него отсутствует, с помощью ЕСИА получение доступа к личному кабинету не осуществлял, а следовательно не располагал и не мог располагать информацией о направляемых налоговыми органами документах и не получал налоговое уведомление и требование, судом во внимание не принимаются, так как согласно представленному скриншоту из базы данных ФНС (л.д. 35) ФИО1 подключен к личному кабинету налогоплательщика 28.11.2017.

Доказательств того, что ФИО1 отказался от использования личного кабинета налогоплательщика, и желал получать информацию по адресу места проживания, суду не представлено.

Таким образом, ФИО1, имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имел возможность ознакомиться с направленными в его адрес налоговым уведомлением, а также требованием об уплате налогов и пени.

Обязанность по уплате транспортного налога административным ответчиком исполнена не была.

Так как в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 30.04.2020 по 11.05.2020 в Российской Федерации в 2020 г. являлись нерабочими днями с сохранением заработной платы, то последним днем исполнения обязанности по уплате недоимки по налоговому уведомлению № 90910960 от 10.03.2020 ФИО1 являлось 12.05.2020.

Пунктом 1 статьи 72 НК РФ определено, что пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В силу ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик обязан уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Поскольку обязанность по уплате транспортного налога за спорные периоды административным ответчиком были исполнены не своевременно, административный истец вправе требовать взыскания предусмотренной законом пени.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздний по сравнению с установленным законодательством о налогах и спорах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Из изложенных норм права следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога.

В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ в адрес административного ответчика через личный кабинет было направлено требование № 11519 о необходимости уплатить транспортный налог по сроку уплаты до 12.05.20 и пени по транспортному налогу по состоянию на 18.05.2020 (л.д. 14), срок исполнения до 19.06.2020 (л.д. 14-15, 17).

Требование об оплате задолженности и пени административным ответчиком не было исполнено.

На основании п.2 ст.48 НК РФ (редакция, действующая на момент образования задолженности) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате транспортного налога и пени за 2018 г. в соответствии с выставленным требованием налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Корочанского района Белгородской области 05.10.2020, т.е. в установленный законом шестимесячный срок (л.д. 60-62) с требованиями о взыскании налога в размере 11 280 руб., в том числе 6 240 руб. за 2017, 5040 руб. за 2018, пени в размере 10,34 руб. за период с 13.05.2020 по 17.05.2020.

Поскольку со стороны ФИО1 не исполнена обязанность по уплате недоимок и пени, МИ ФНС № 7 по Белгородской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 05.10.2020 (л.д.60).

Вынесенный 09.10.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Корочанского района Белгородской области судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу МИ ФНС № 7 по Белгородской области недоимки и пени по налогам в сумме 11 290,34 руб. (л.д. 63-64) отменен определением мирового судьи от 07.12.2020 по заявлению должника (л.д.67).

Согласно пункту 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском 25.05.2021 (л.д. 69) в пределах шести месяцев с момента отмены судебного приказа, нарушений срока для обращения в суд налоговой инспекцией не допущено.

При таких обстоятельствах, налоговым органом был соблюден порядок взыскания налога с ФИО1

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций, должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.

Из буквального толкования названных положений следует, что, именно отмена судебного приказа, предметом которого являлась взыскиваемая недоимка и является условием возможности обращения с административным иском.

Предметом рассмотрения взыскиваемой недоимки в мировом суде являлась недоимка по транспортному налогу в размере 11 280 руб., в том числе 6 240 руб. за 2017 г. и 5040 руб. за 2018 г., пени в размере 10,34 руб. за период с 13.05.2020 по 17.05.2020.

Таким образом, установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2018 г. в размере в размере 1 100 руб. за 2018 г. (6 140 руб. – требования настоящего иска за 2018 - 5 040 руб. – требования мировому судье) Межрайонная ИФНС России № 7 по Белгородской области к мировому судье не обращалась.

Учитывая, что административным истом не представлено суду доказательств, подтверждающих факт взыскания с ответчика недоимки по транспортному налогу за 2018 г. в размере 1 100 руб., суд приходит к выводу о несоблюдении налоговой инспекцией обязательного досудебного порядка урегулирования спора о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2018 г. в размере 1 100 руб.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 КАС РФ, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска, поскольку до настоящего времени задолженность по уплате транспортного налога за 2018 г. административным ответчиком не погашена.

В обоснование требований о взыскании пени административным ответчиком представлено два расчета (л.д. 5, 54).

Согласно расчету, исполненному в административном исковом заявлении (л.д. 5) за период с 13.05.2020 по 17.05.2020 на недоимку в размере 5 040 руб. за 2018 г. ФИО1 начислено 4,62 руб., из расчета, изложенного в заявлении об уточнении требований (л.д. 54) расчет пени производится на всю сумму недоимки, в том числе и на сумму, по взысканию которой административным истцом не соблюден досудебный прядок, на основании изложенного данный расчет судом во внимание не принимается.

Представленный административным истцом расчет пени, исполненный в административном исковом заявлении (л.д. 5) административным ответчиком не опровергнут. В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании с ответчика пени по транспортному налогу в заявленном размере.

Доказательства того, что налогоплательщик освобожден от уплаты транспортного налога, суду не представлены.

Оценив представленные административным истцом доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что они являются относимыми, допустимыми, достаточными, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.

На основании статьи 114 КАС РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ с ФИО1 в доход муниципального района «Корочанский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб., исходя из удовлетворенной судом цены иска в размере 5 044,62 руб., от уплаты которой был освобожден административный истец.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Белгородской области к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Белгородской области:

- транспортный налог за 2018 г. в размере 5 040 руб. и пени за период с 13.05.2020 по 17.05.2020 в размере 4,62 руб., начисленные на сумму неуплаченного налога за 2018 г. в размере 5 040 руб., а всего 5 044,62 руб.

Требование Межрайонной ИФНС № 7 России по Белгородской области к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени за 2018 г. в размере 1 100 руб. оставить без рассмотрения.

Разъяснить административному истцу, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления без рассмотрения требования о взыскании налога и пени, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального района «Корочанский район» Белгородской области государственную пошлину в сумме 400 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Корочанский районный суд Белгородской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: