ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-568/2022УИД560028-01-2022-000723-89 от 23.08.2022 Переволоцкого районного суда (Оренбургская область)

№ 2а-568/2022УИД 56RS0028-01-2022-000723-89 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Переволоцкий 23 августа 2022 года

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Расчупко Е.И.,

при секретаре судебного заседания Дударь О.В.,

с участием: представителя административного истца ст. помощника прокурора Переволоцкого района Василевича И.А.,

представителей административного ответчика Объедкова А.А., Чухольской М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения,

установил:

прокурор Переволоцкого района Оренбургской области обратился в суд с данным административным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства обеспечивающего безопасность несовершеннолетних на водных объектах, охране их жизни и здоровья, указав, что на территории МО «Переволоцкий поссовет» проживает более .. человек, в том числе около ... несовершеннолетних. По территории МО «Переволоцкий поссовет» через <адрес> проходит река .... Отсутствие на территории муниципального образования пляжей, соответствующих требованиям законодательства, свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования в части создания условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах, несет в себе угрозу безопасности жизни и здоровья людей, в том числе несовершеннолетних, на водных объектах в купальный сезон. При этом администрацией МО Переволоцкий поссовет не определены места массового отдыха в границах водных объектов. Проведенная прокуратурой Переволоцкого района проверка показала, что администрацией муниципального образования не реализованы мероприятия по информированию граждан об опасности и запрете купания в несанкционированных местах и предупреждению несчастных случаев.

Органом местного самоуправления сельского поселения правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории поссовета, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, не разработаны и не приняты. Не исполняется установленная законом обязанность по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на водных объектах. По указанным фактам в адрес главы МО Переволоцкий поссовет ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Указанные в представлении нарушения в полном объеме не устранены. Согласно ответу администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ установлены информационные аншлаги с надписями о запрете купания, также соответствующая информация размещена на официальном сайте МО Переволоцкий поссовет. Таким образом, администрацией МО Переволоцкий поссовет нарушения водного законодательства, а также законодательства, регулирующего сфер охраны жизни людей на водных объектах, в полном объеме не устранены, что нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к водных объектам, не обеспечивает безопасность на водных объектах. Просит признать бездействие администрации МО Переволоцкий поссовет по неисполнению полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей МО Переволоцкий поссовет и организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, незаконным. Обязать администрацию МО Переволоцкий поссовет в течение ... месяцев со дня вступления в законную силу решения суда определить место массового отдыха населения на водных объектах, расположенных на территории МО Переволоцкий поссовет, а также принять меры к разработке и принятию правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории поссовета, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. Обязать администрацию МО Переволоцкий поссовет до ДД.ММ.ГГГГ организовать обустройство мест массового отдыха населения на водных объектах – пляжей в количестве не менее ... на территории МО Переволоцкий поссовет, соответствующих требованиям, установленным постановлением Администрации Оренбургской области от 12.08.2005 № 225-п «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Оренбургской области».

В судебном заседании представитель административного истца ст. помощник прокурора Переволоцкого района Василевич И.А. иск поддержал, требования обосновал доводами, изложенными в административном иске.

Представители административного ответчика Объедков А.А., Чухольская М.И. не признали заявленные требования, просили в удовлетворении отказать, указывая на отсутствие на территории муниципального образования водных объектов, пригодных для купания людей, а также на то, что места отдыха должны располагаться на территориях, обладающих благоприятными природно-климатическими и лечебными факторами, пригодных по ландшафтным и санитарно-гигиеническим условиям для их размещения согласно требованиям, установленным ч. 6.1. ГОСТ Р 58737-2019 «Национальный стандарт российской федерации места отдыха на водных объектах». К обустройству пляжей предъявляется ряд требований согласно ч.6.9- 6.11. ГОСТ Р 58737-2019, на основании которых при обследовании в границах Переволоцкого поссовета реки ... не выявлено пригодных для организации мест массового отдыха на водных объектах удобных и безопасных подходов к воде. Административным истцом не представлены документы, подтверждающие наличие таких мест для обустройства пляжей, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации. Установленные постановлением администрации Оренбургской области от 12.08.2005 №225-п «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Оренбургской области» требования носят рекомендательный характер. Из положений указанных выше нормативных актов не следует, что органы местного самоуправления обязаны организовывать обустройство мест для массового отдыха на водных объектах, в случае отсутствия природных мест, пригодных для этих целей.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По итогам проверки деятельности администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района в части исполнения требований законодательства по реализации правил использования водных объектов, проведенной на основании решения прокурора Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что администрацией муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района не в полной мере исполняются полномочия по реализации правил использования водных объектов, не обеспечиваются требования законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних. Имеющийся на территории Переволоцкого поссовета водный объект, используемый населением для купания, не оборудован в качестве пляжа, администрацией муниципального образования не реализованы мероприятия по информированию граждан об опасности и запрете купания в несанкционированных местах и предупреждению несчастных случаев.

Прокурором Переволоцкого района Б в адрес главы муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района внесено представление об устранении нарушений законодательства о водных объектах.

Согласно ответу главы муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Объедкова А.А. приняты меры по устранению данного нарушения: для обеспечения безопасности людей на водных объектах: установлены аншлаги «купание запрещено», на сайте администрации в разделе «Новости» размещено объявление о запрете купания, информация о безопасности на водных объектах в летний период размещена в разделе «Памятки».

Из содержания ст. 7, ч. 5 ст. 37, ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ следует, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый имеет право на отдых. Каждый имеет право на охрану здоровья. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими федеральными законами. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены, в том числе для купания, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

Согласно ст. 7 Водного кодекса РФ участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно пунктам 2-4 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории поселения, информирование населения об ограничениях водопользования на таких водных объектах. Полномочия в области водных отношений, установленные выше, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района.

В силу п. 15 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

В соответствии с общими правилами ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 20, 21, 28, 30, 33 ч. 1 этой статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 этой статьи вопросов местного значения городских поселений.

Из ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» следует, что перечень вопросов местного значения сельского поселения, муниципального района, городского округа определен ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ. За сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ, закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Постановлением администрации Оренбургской области от 12.08.2005 № 225-п «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Оренбургской области» утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в <адрес>.

Указанными Правилами рекомендовано главам муниципальных образований области привести в соответствие с требованиями Водного кодекса РФ места массового отдыха населения на водных объектах и обеспечить соблюдение правил охраны жизни людей на водных объектах в <адрес>, установлены условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на водных объектах, расположенных на территории <адрес>, обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами. Пляж определен как место массового отдыха населен я на водоемах.

Установлено, что административный ответчик не исполняет в полном объеме установленную законом обязанность по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на водных объектах.

Указанные в представлении прокурора нарушения водного законодательства, а также законодательства, регулирующего сферу охраны жизни людей на водных объектах, полностью не устранены.

Должностными лицами администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет не ведется контроль за соблюдением мер безопасности в местах массового отдыха населения по причине отсутствия оборудованных пляжей, что может представлять угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних детей, проживающих на территории поссовета. Отсутствие такого контроля фактически нарушает права неопределенного круга лиц на безопасный доступ к водным объектам. Также не обеспечивается безопасность на водных объектах.

Доводы представителей ответчика о том, что законом не предусмотрена прямая обязанность администрации оборудовать на территории поссовета место для массового отдыха населения на водных объектах ввиду отсутствия природных мест, пригодных для этих целей, территорий, обладающих благоприятными природно-климатическими и лечебными факторами, пригодных по ландшафтным и санитарно-гигиеническим условиям для их размещения, суд полагает необоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с совокупным смыслом императивных правил пунктов 2-4 ст. 27 ВК РФ, п. 15 ч. 1, ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ, ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» на администрации сельских поселений возложена прямая обязанность оборудования на территориях поселений пляжей.

Из смысла названных законоположений такая обязанность на администрации сельских поселений может быть возложена только при наличии места массового отдыха населения на водных объектах, расположенных на территориях муниципального образования.

Однако техническое обследование мест массового отдыха граждан на водных объектах в границах муниципального образования органами местного самоуправления не проводилось, акты технического освидетельствования не составлялись, за получением санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов и их дна санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования, администрация не обращалась. Доказательств невозможности оборудования места массового отдыха населения (пляжей) вдоль водных объектов общего пользования, расположенных в границах муниципального образования, в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено.

Соответственно, в силу того, что обязанность оборудовать на территории муниципального образования пляжа может быть возложена на администрацию поссовета только при наличии мест массового отдыха населения на водных объектах, расположенных на данной территории, требования прокурора о возложении на административного ответчика обязанности организовать обустройство пляжа подлежат удовлетворению только в случае, если места массового отдыха населения на водных объектах, расположенных на территории муниципального образования, будут определены.

При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора суд полагает законными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск прокурора Переволоцкого района Оренбургской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО Переволоцкий поссовет по неисполнению полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей МО Переволоцкий поссовет и организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам незаконным.

Обязать администрацию МО Переволоцкий поссовет в течение ... месяцев со дня вступления в законную силу решения суда определить место массового отдыха населения на водных объектах, расположенных на территории МО Переволоцкий поссовет, а также принять меры к разработке и принятию правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории поссовета, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Обязать администрацию МО Переволоцкий поссовет до ДД.ММ.ГГГГ организовать обустройство мест массового отдыха населения на водных объектах – пляжей в количестве не менее одного на территории МО Переволоцкий поссовет, соответствующих требованиям, установленным постановлением Администрации Оренбургской области от 12.08.2005 № 225-п «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Оренбургской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Е.И. Расчупко

Решение в окончательной форме изготовлено 29.08.2022

Судья Е.И. Расчупко