ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5695/2023 от 26.12.2023 Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Изготовлено в окончательной форме 26.12.2023г.

Дело №2а-5695/2023

УИД: 76RS0016-01-2023-006188-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2023 года г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе

председательствующего судьи Черничкиной Е.Н.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств » <адрес>, управлению культуры мэрии <адрес>, мэрии <адрес> о возложении обязанности по принятию мер к обеспечению антитеррористической защищенности объекта,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУДО «Детская школа искусств » <адрес>, управлению культуры мэрии <адрес>, мэрии <адрес>, в котором просил возложить на административных ответчиков обязанность оборудовать МУДО «Детская школа искусств » <адрес> системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что при проведении прокуратурой проверки установлено, что в нарушение требований законодательства объект МУДО «Детская школа искусств » <адрес> не оборудован системой оповещения.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО2 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель ответчиков мэрии <адрес>, управления культуры мэрии <адрес> по доверенностям ФИО3 пояснила, что управлением культуры мэрии <адрес> в проект бюджета на ДД.ММ.ГГГГ годы отправлена заявка на дополнительное финансирование отрасли «Культура». В данной заявке отражены расходы на установку системы оповещения. В связи с необходимостью проведения актуализации сметной документации заявка на дополнительную потребность средств будет уточняться в департаменте финансов мэрии <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ Заявленный прокурором срок для исполнения решения суда не является разумным. Только лишь на утверждение сметной документации требуется около 6 месяцев.

Представитель административного ответчика МУДО «Детская школа искусств » <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как установлено ст.2 и ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В силу п.3, п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Статьей 52 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации (п.п.2, 15 ч.3). Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации (п.п.2, 3 ч.6). Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся (ч.7). Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены постановлением Правительства РФ от 11.02.2017г. .

Как установлено подпунктом «з» п. 25 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется, в частности, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Пунктом 19 Требований установлено, что в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

Согласно Уставу МУДО «Детская школа искусств » <адрес> является некоммерческой организацией дополнительного образования, относится к типу учреждения – бюджетное учреждение. Учредителем и собственником имущества учреждения является городской округ <адрес>. Функции и полномочия учредителя от имени <адрес> осуществляет управление культуры мэрии <адрес>, мэрия <адрес>. Основной целью учреждения является осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Таким образом, управление культуры мэрии <адрес>, мэрия <адрес> и МУДО «Детская школа искусств » <адрес> являются надлежащими административными ответчиками по заявленным прокурором требованиям.

МУДО «Детская школа искусств » <адрес> осуществляет свою деятельность в здании по адресу: <адрес>.

МУДО «Детская школа искусств » <адрес> присвоена вторая категория опасности. Указанное обстоятельство подтверждается паспортом безопасности МУДО «Детская школа искусств » <адрес>, утв. ДД.ММ.ГГГГ

В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки выявлено, что МУДО «Детская школа искусств » <адрес> не оборудовано системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Отсутствие указанных мероприятий по усилению антитеррористической защищенности нарушает права и законные интересы учащихся, педагогического и технического персонала образовательного учреждения.

Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении должностными лицами требований законодательства о противодействии терроризму, об образовании, что влечет нарушение законных прав и интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым требования истца удовлетворить.

Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая характер выявленных нарушений, комплекс мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, степень трудоемкости выполнения данных действий, принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации о заключения муниципальных контрактов на поставки товаров и выполнение работ, суд считает необходимым установить срок для исполнения настоящего судебного акта – один год с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить на муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств » <адрес>, управление культуры мэрии <адрес>, мэрию <адрес> обязанность в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать здание муниципального учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств » <адрес> системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд <адрес>.

Судья Е.Н. Черничкина