ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5699/2021 от 24.11.2021 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2021 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе

председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.,

с участием прокурора Зоричевой Е.С.,

при секретаре Пугачевой Н.Е.,

при участии: представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5699/2021 по административному исковому заявлению ГУ МВД России по Самарской области к ФИО2 о продлении срока содержания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан,

установил:

ГУ МВД России по Самарской области обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, из которого следует, что ФИО2, являясь гражданкой Республики Узбекистан проживала на территории Самарской области. 21 мая 2019 года осуждена мировым судьей судебного участка № 17 Кировского судебного района Самарской области была осуждена за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ к 1 году исправительных работ. 26.07.2021 г. постановлением Красноглинского районного суда г. Самары ФИО2 заменено наказание по приговору мирового судьи судебного участка № 17 Кировского судебного района Самарской области от 21.05.2019 г. в виде 1 года исправительных работ на 4 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в ФКУ «Колония поселения №1» УФСИН России по Самарской области. На основании ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч. 11 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 25.10.2021 г. Министерство юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданки Республики Узбекистан ФИО2 27 октября 2021 года ГУ МВД России по Самарской области вынесено решение о депортации ФИО2 за пределы Российской Федерации. Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 27 октября 2021 года ФИО2 была помещена в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области на срок до 27 ноября 2021 года. В связи с ограничением права на выезд из Российской Федерации ФИО2, наложенных в рамках исполнительного производства 03 ноября 2021 г. направлен запрос о принятии мер в УФССП России по Самарской области, с целью исполнения распоряжения ФСИН России и решения о депортации ГУ МВД России по Самарской области, получен ответ на отсутствие оснований для отмены ограничительных мер, указано на необходимость обжалования данного постановления, в настоящее время задолженность по исполнительному производств погашена, в связи с чем, будет вновь направлен запрос на отмену ограничений на выезд, просят с учетом уточнений, продлить срок содержания ФИО2 до 31 декабря 2021 г.

Представитель административного истца в судебном заседании, административные исковые требования поддержал, на удовлетворении настаивал.

Административный ответчик ФИО2 против удовлетворения заявленного требования не возражала.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора полагавшей, что поскольку распоряжение Минюста РФ и решение о депортации административного ответчика не исполнено, по причине отсутствия ответа УФССП России по Самарской области, административное исковое заявление ГУ МВД России по Самарской области о продлении срока содержания в центре временного содержания ФИО2 подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Основания и порядок временного помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, реадмиссии, в специальное учреждение предусмотрены Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и главой 28 КАС Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 1 14-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

В силу п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

При этом, согласно п. 12 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 1 15- ФЗ, исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 1 1 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

В соответствии с п. 9 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что гражданка Республики Узбекистан ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения пребывала на территории Самарской области.

21.05.2019 г. мировым судьей судебного участка № 17 Кировского судебного района Самарской области была осуждена за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ к 1 году исправительных работ.

26.07.2021 г. постановлением Красноглинского районного суда г. Самары ФИО2 заменено наказание по приговору мирового судьи судебного участка № 17 Кировского судебного района Самарской области от 21.05.2019 г. в виде 1 года исправительных работ на 4 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в ФКУ «Колония поселения №1» УФСИН России по Самарской области.

25 октября 2021 г. (распоряжение ) Министерство юстиции Российской Федерации, принимая во внимание, что пребывание гражданки Республики Узбекистан ФИО2, создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, а также руководствуясь ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» признало пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданки Республики Узбекистан ФИО2 нежелательным и обязало ее покинуть территорию Российской Федерации.

27.10.2021 г. в отношении ФИО2 ГУ МВД России по Самарской области вынесено решение о депортации за пределы Российской Федерации.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 27 октября 2021 года ФИО2 была помещена в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области на срок до 27 ноября 2021 года.

Из пояснений административного истца следует, что 03 ноября 2021 г. направлен запрос в ФССП России по Самарской области о принятии мер по отмене ограничения на выезд из Российской Федерации, с целью исполнения распоряжения ФСИН России и решения о депортации ГУ МВД России по Самарской области. В ответе указано на необходимость обжалования наложенного ограничения. В настоящее время заложенность по исполнительному производству погашена, в связи с чем будет повторно направлен запрос об отмене ограничений на выезд за пределы РФ.

В соответствии с п. п. 1,4 ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115- ФЗ содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ст. ст. 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 года и пункта «а» ч. 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами стран, в которой они проживают и статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 года, право человека на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года предусмотрена возможность лишения свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

Европейский Суд по правам человека в постановлениях неоднократно указывал на то, что любое лишение свободы будет оправданным только до тех пор, пока рассматривается вопрос о депортации или экстрадиции. Если такие действия не осуществляются с должной тщательностью, содержание под стражей перестает быть дозволительным. Национальные власти обязаны рассмотреть вопрос о том, является ли выдворение реальной перспективой, является ли помещение иностранного гражданина в Центр временного содержания реальной перспективой и оправданным, или продолжает оставаться таковым.

До настоящего времени депортация административного ответчика не осуществлена ввиду наличия у ФИО2 ограничения на выезд из Российской Федерации.

Учитывая наличие в отношении ФИО2 решения о депортации за пределы Российской Федерации, которое в настоящее время не признано незаконным, необходимость обеспечения исполнения принятого решения о его депортации, которое не исполнено до настоящего времени по объективным причинам, предпринимаемые ГУ МВД России по Самарской области меры для исполнения решения о депортации, а также то обстоятельство, что ФИО2, не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, не имеет места жительства на территории РФ, возможной угрозы общественному порядку, правам и интересам граждан со стороны иностранного гражданина, суд полагает, что административное исковое заявление о продлении срока содержания ФИО2 в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области (адрес дислокации: <адрес>) на срок до 31 декабря 2021 г. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Срок, на который административный истец просит продлить пребывание административного ответчика в специальном учреждении является обоснованным. Следует отметить, что законом не установлен предельный срок нахождения лица в специальном учреждении. При этом суд принимает во внимание часть 3 статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и исходит из того, что срок содержания под стражей не должен превышать 12 месяцев, а в исключительной ситуации может быть продлен до 18 месяцев. С учетом этого срок пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении не должен превышать срока, установленного названной статьей УПК РФ. В данном случае срок пребывания в специальном учреждении ФИО2 составит не более 3 месяцев.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266-269 КАС РФ, суд

решил:

Продлить срок содержания гражданки Республики Узбекистан ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области (адрес дислокации: <адрес>) на срок до 31 декабря 2021 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней.

Решение изготовлено в окончательной форме 24 ноября 2021 года.

Председательствующий: Ю.С. Осьминина