Решение
по делу № 2а-569/2018
Именем Российской Федерации
13 ноября 2018 года г. Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гусаровой И.М.,
при секретаре Гранкиной А.А.,
с участием:
помощника Бокситогорского городского прокурора Богдановой А.А.,
представителя административного истца- ООО «Пикалёвский глиноземный завод» по доверенности Степановой А.А.,
представителя административного ответчика- Администрации муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области по доверенности Ивановой С.В.,
представителя заинтересованного лица- ГУП «Водоканал Ленинградской области» по доверенности Завьяловой О.Н.,
специалистов Петрова А.В. и Иваненко И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Пикалёвский глиноземный завод» к Администрации муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области №28 от 20.01.2015г.,-
установил:
Административный истец ООО «БазэлЦемент-Пикалево» обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области о признании незаконным Постановления Администрации МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области №28 от 20.01.2015г. в части п.3.1 Приложения 1 к данному Постановлению.
В обоснование иска указано, что в соответствии с п.1.1 Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в централизованные системы водоотведения МО «Город Пикалево», утвержденных Постановлением администрации МО «Город Пикалево» от 20.01.2015г. №28 (далее - Условия) настоящие Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в централизованные системы водоотведения г. Пикалево, разработанные во исполнение постановления правительства Ленинградской области от 30 декабря 2004 года № 326, постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», устанавливают нормативы водоотведения по качеству сточных вод абонентов с учетом сточных вод субабонентов (далее - сточных вод), принимаемых в централизованные системы водоотведения города Пикалево (далее - системы водоотведения), эксплуатируемую организацией водопроводно-канализационного хозяйства МУП «Водоканал г. Пикалево» (далее - Организация ВКХ).
Согласно п. 3.1 Условий приему в централизованную бытовую систему водоотведения подлежат сточные воды абонентов, если содержание в них загрязняющих веществ не превышает установленных Организацией ВКХ допустимых концентраций. (Выпуск №4 (после фильтровальной станции очистных сооружений).
Считает, что Постановление №28 от 20.01.2015 года в части п.3.1 Приложения 1 к данному Постановлению противоречит Федеральному Закону от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Установленные Постановлением №28 от 20.01.2015 года значения допустимых концентраций в 9-500 раз ужесточают допустимые значения, установленные Правилами холодного водоснабжения и водоотведения.
Ссылаясь на п.п. 136, 141, 142 указанных Правил считают, что данные Правила предоставляют Администрации (органу местного самоуправления) полномочия только в части установления нормативов по объему.
Учитывая, что ГУП «Леноблводоканал», руководствуясь Постановлением, выставляет ООО «БазэлЦемент-Пикалево» штрафные санкции, указанное постановление нарушает права и законные интересы Истца. Данное Постановление принято Администрацией с превышением полномочий и должно быть признано незаконным. Жалоба в порядке подчиненности не подавалась.
Определением суда от 13.09.2018г. по делу была произведена замена административного истца ООО «БазэлЦемент-Пикалево» на ООО «Пикалёвский глинозёмный завод», в связи с тем, что внеочередным общим собранием участников ООО «БазэлЦемент-Пикалево» 01.08.2018г. принято решение о переименовании общества в ООО «Пикалёвский глинозёмный завод», 09.08.2018 соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
19.09.2018г. административный истец ООО «Пикалёвский глинозёмный завод» уточнил административное исковое заявление и просил суд признать незаконным постановление Администрации МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области №28 от 20.01.2015г.
В судебном заседании административный истец- представитель ООО «Пикалёвский глинозёмный завод» по доверенности Степанова А.А. уточненные исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Также представила письменную позицию по иску, согласно которой полномочий, которые позволяли бы органам местного самоуправления городских поселений устанавливать допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении» №416-ФЗ от 07.10.2011 г. не установлено. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. №644 пункты 1-8, 10-18, 32-60, 63, 66, 68, 72-94 Правил №167 признаны утратившими силу. На данный момент из всей главы действует только пункт №9, согласно которого: для населенных пунктов, имеющих общесплавные системы канализации, по решению органов местного самоуправления разрабатываются и утверждаются в установленном порядке местные правила пользования такими системами канализации. Таким образом, действие неотмененных пунктов Постановления №167 могут распространяться только на общесплавные системы канализации, которых в г. Пикалево нет, а п.3.1 Приложения 1 к Постановлению № 28 от 20.01.2015 г. устанавливает допустимые концентрации загрязняющих веществ для абонентов бытовой системы водоотведения. В п.3.1 Приложения 1 к Постановлению №28 установлены нормативы для абонентов, равные нормативам, установленным для МУП «Водоканал г. Пикалево» с целью сброса в водный объект, т.е. принято, что очистные сооружения вообще не очищают сточные воды абонентов и на абонентах лежит обязанность обеспечить качество сточных вод, таким образом, чтобы их можно было сбрасывать в водный объект без очистки на очистных сооружениях Водоканала. Установленные Постановлением №28 допустимые концентрации во много раз меньше, чем допустимые концентрации, установленные Правилами №644, так, например, по нефтепродуктам установленная норма в 400 раз ниже, чем общероссийская и в 4 раза более жесткая, чем допустимая концентрация для питьевой воды, установленная СанПин 2.1.4.1074-01.
Также в письменной позиции указывает, что ст. 7 №7-ФЗ от 10.01.2002г. определяет круг полномочий муниципального района и городского округа, но не муниципального образования. Администрация МО «Горд Пикалево» не является собственником р.Рядань, а централизованная система водоотведения не является водным объектом. Таким образом, Водный кодекс так же не наделяет администрацию полномочиями по установлению допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов. Полномочий, которые позволяли бы органам местного самоуправления городских поселений устанавливать допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении» №416-ФЗ от 07.10.2011 г., Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также в Водном кодексе РФ не установлено. Специалистами ООО «ПГЛЗ» проведен анализ технической возможности очистных сооружений по очистке сточных вод, на основании данных, представленных в суд третьим лицом, видно, что нормативы, установленные Постановлением №28 по большинству показателей значительно ниже технически обоснованных. Представленное заключение специалиста Иваненко И.И. полностью подтверждает довод Административного Истца о том, что нормативы, установленные Постановлением №28 значительно ниже технически обоснованных. Ссылка третьего лица на Распоряжение администрации г. Санкт-Петербурга от 01.06.2000г. №11 в данном случае не уместна, т.к. данное распоряжение издано до вступления в силу Федерального Закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Федерального Закона №416-ФЗ от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении», а Администрация Санкт-Петербурга является органом государственной власти, а не органом местного самоуправления.
В судебном заседании административный ответчик- представитель Администрации муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области по доверенности Иванова С.В. просила в удовлетворении административного иска отказать и представила письменные возражения на иск, согласно которых довод административного истца о том, что оспариваемое постановление противоречит Федеральному закону от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», поскольку к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений не отнесены полномочия по установлению нормативов состава сточных вод, не соответствует действующему законодательству. Довод административного истца о том, что установленные оспариваемым постановлением значения допустимых концентраций ужесточают допустимые значения, установленные Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства Российской федерации от 29.07.2013 № 644 также не соответствует действительности. Из содержания ст.2 Водного кодекса РФ, п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, и п.4 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, утв. Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 № 326, в их взаимосвязи видно, что органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие на водные объекты. Эти нормативы учитывают проектные параметры очистки сточных вод на очистных сооружениях, техническую и технологическую возможность очистных сооружений. При этом нормативы устанавливаются не произвольно, а должны основываться на нормах предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами.
После ознакомления с заключением специалиста Иваненко И.И. представила письменный отзыв на иск, согласно которого третьим лицом по настоящему делу надлежащим образом подтверждены нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в централизованные системы водоотведения МО «Город Пикалево» по выпуску № 4, а именно: по загрязняющему веществу - нефтепродукты; по загрязняющему веществу – СПАВ. Представленные ГУП «Леноблводоканал» расчеты (с учетом показателей фактических данных КОС г. Пикалево, НДС, установленного для ГУП «Леноблводоканал» и годового расхода сточных вод, поступающих на очистные сооружения третьего лица) подтверждают верность установленных в постановлении № 28 для абонентов показателей загрязняющих веществ, которые могут быть приняты в централизованную бытовую систему водоотведения подлежат сточные воды абонентов, если содержание в них загрязняющих веществ не превышает установленных Организацией ВКХ допустимых концентраций. В части остальных нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ по выпуску №4, а именно по показателям: взвешенные вещества, БПК полное, ХПК, сухой остаток, азот аммонийный, азот нитритов, азот нитратов, фосфор общий, сульфаты, хлориды, железо представленные ГУП «Леноблводоканал» расчеты не подтверждают верность нормативов, определенных в постановлении № 28 администрации МО «Город Пикалево». Иных документальных подтверждений, обосновывающих установленные в указанном постановлении нормативы, третьим лицом не представлено. Ссылаясь на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 октября 2017 № 36109-АЧ/04, настаивает на отказе в удовлетворении исковых требований о признании полностью незаконным постановления администрации МО «Город Пикалево» № 28 от 20.01.2015.
В судебном заседании заинтересованное лицо- представитель ГУП «Водоканал Ленинградской области» по доверенности Завьялова О.Н. возражала против удовлетворения иска и представила письменную позицию по делу, согласно которой доводы административного истца о том, что Постановление администрации №28 от 20.01.2015г. противоречит Федеральному закону №416-ФЗ, поскольку согласно данного закона такие полномочия у органа местного самоуправления отсутствуют, а также о том, что действие неотмененного п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации может распространяться только на общесплавные системы канализации, ссылаясь на Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральный закон от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановление Правительства Ленинградской области от 30.12.2004г. №326, п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 октября 2017 № 36109-АЧ/04 считает основанными на неверном толковании норм действующего законодательства. Полномочия по установлению абонентам нормативов по составу и свойствам сточных вод отнесены к компетенции органов местного самоуправления постановлением Правительства РФ №167 и Постановлением Правительства Ленинградской области №326. Доводы административного истца о том, что установленные Постановлением №28 значения допустимых концентраций ужесточают допустимые значения, установленные Правилами №644, считает, что не могут быть приняты во внимание, т.к. Постановлением №644 установлены требования к составу и свойствам сточных вод абонентов в целях предотвращения негативного воздействия на централизованные системы водоотведения, в то время как Постановлением №28 установлены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направленные на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), в связи с чем считает, что администрация МО «Город Пикалево» на законных основаниях постановлением №28 от 20.01.2015г. установила нормативы по составу сточных вод.
Исследовав материалы дела; выслушав доводы представителя административного истца- ООО «Пикалёвский глиноземный завод» по доверенности Степановой А.А., представителя административного ответчика- Администрации муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области по доверенности Ивановой С.В., представителя заинтересованного лица- ГУП «Водоканал Ленинградской области» по доверенности Завьяловой О.Н.; специалистов Петрова А.В. и Иваненко И.И.; соглашаясь с заключением Бокситогорского городского прокурора Богдановой А.А., полагавшей заявленные исковые требования подлежащими удовлетворения в части признания незаконным п.3.1 Приложения №1 к Постановлению №28 от 20.01.2015г. в части указания сведений о взвешенных веществах, БПК, ХПК, сухого остатка, азота аммонийного, азота нитритов, азота нитратов, фосфора общего, сульфатов, хлоридов и железа, суд находит исковые требованиями обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям:
Как установлено судом и подтверждается представленными суду документами, 20.01.2015г. во исполнение постановления Правительства Ленинградской области от 30.12.2004г. №326, постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. №644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Администрацией муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области было принято Постановление №28 «Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в централизованные системы водоотведения МО «Город Пикалево».
Административный истец просит суд признать указанное Постановление Администрации №28 от 20.01.2015г. незаконным, поскольку данное Постановление противоречит Федеральному Закону от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которому полномочия по утверждению нормативов загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в централизованные системы водоотведения, у органа местного самоуправления отсутствуют. Кроме того, п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации во взаимосвязи с п.9 указанных Правил предоставляет органу местного самоуправления право устанавливать нормативы только на общесплавные системы канализации, однако в г. Пикалево общесплавная система канализации отсутствует, а водоотведение осуществляется посредством централизованной системы, действующее законодательство не предоставляет органу местного самоуправления право устанавливать нормативы для централизованной системы водоотведения.
Из содержания статьи 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», устанавливающей круг вопросов местного значения городского и сельского поселения, следует, что она не содержит упоминания об установлении абонентам нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Согласно положений ст.18 указанного Федерального закона перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ст. 19 указанного Федерального закона следует, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В соотвествии с положениями Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно статьи 2 Водного кодекса РФ во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2004г. № 326 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, обеспечения принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов).
Пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Пунктом 4 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, утв. Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 № 326 установлено, что нормативы водоотведения или сброса сточных вод по объему (лимиты водоотведения) устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом:
фактических мощностей систем водоснабжения и канализации; необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод;
соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации ВКХ специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (далее - уполномоченный орган государственной власти);
проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ; баланса водопотребления и водоотведения абонента.
Нормативы водоотведения или сброса сточных вод по составу сточных вод (допустимые сбросы загрязняющих веществ) устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных организации ВКХ уполномоченным органом государственной власти;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать с точные воды от загрязняющих веществ.
Пунктом 70 указанных Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации установлено, что расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995г. №1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс стоячных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе, за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:
- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами №167;
- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением №5 к Правилам №644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением №5 к Правилам №644- на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами №167 и Постановлением №1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами №344.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ, наряду с порядком исчисления и взимания платы за их превышение, определяемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются необходимым элементов регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами веществ в составе сточных вод абонентов.
Поскольку нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу по составу сточных вод или делегировании права на установление таких нормативов организациям ВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за превышение абонентами указанных нормативов, принимаются во исполнение прямого указания на это в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу (Правила N 167, Постановление N 1310), и содержат принятые в развитие положений этих актов нормы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить наличие действующего в любой момент времени на территории соответствующего субъекта Российской Федерации порядка исчисления и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в целях предотвращения негативного воздействия на водный объект, а органы местного самоуправления - наличие действующих в любой момент времени на территории соответствующих муниципальных образований нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или муниципальных правовых актов, делегирующих право на установление таких нормативов организациям ВКХ.
Указанные выводы также соответствуют «Разъяснениям по применению законодательства в сфере водоснабжения», изложенным в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 09.10.2017г. № 36109-АЧ/04, из которого также следует, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании соответствующего права организациям ВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие порядок исчисления и взимания платы за их превышение, не могут быть отменены или признаны утратившими силу без одновременного принятия новых актов, устанавливающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или делегирующих право на их установление организациям ВКХ, а также определяющих порядок исчисления и взимания платы за превышение указанных нормативов. В противном случае будут нарушены права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу - Правилами N 167 и Постановлением N 1310, а у абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованные системы водоотведения на территории соответствующих муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, будут отсутствовать экономические стимулы по сокращению негативного воздействия на водные объекты, что в свою очередь приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, исходя из анализа, вышеуказанных норм законодательства в их взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что Администрация муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области уполномочена устанавливать абонентам нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, направленные на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), в связи с чем, требования административного истца о признании незаконным постановления Администрации МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области №28 от 20.01.2015г. не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, довод административного истца о том, что установленные п.3.1 Приложения №1 к Постановлению №28 от 20.01.2015г. значения допустимых концентраций загрязняющих веществ не соответствуют технической возможности имеющихся в г. Пикалево очистных сооружений и в несколько раз ужесточают допустимые значения, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.
Согласно п.3.1 Приложения №1 к Постановлению №28 от 20.01.2015г. в таблице- «Выпуск №4 (после фильтровальной станции очистных сооружений)» в графе «Сндс, мг/дмi» содержаться следующие сведения: Взвешенные вещества- «25,044»; БПК полное- «31»; ХПК- «55»; Сухой остаток- «391»; Нефтепродукты- «0,025»; Азот аммонийный- «2,94»; Азот нитритов- «0,02»; Азот нитратов- «9,0»; Фосфор общий- «0,182»; Сульфаты- «21,82»; Хлориды- «33,9»; СПАВ- «0,01»: Железо- «0,3».
Согласно сообщения администрации муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области №2667 от 10.10.2018г. следует, что в связи с истечением срока хранения документов, не может представить рабочую документацию, поступившую от МУП «Водоканала г. Пикалево», которой руководствовалась для принятия постановления №28 от 20.01.2015г. для установления нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в централизованные системы водоотведения МО «Город Пикалево» (том 2 л.д.35).
Из объяснений заинтересованного лица- представителей ГУП «Водоканал Ленинградской области», данных в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, следует, что ГУП «Водоканал Ленинградской области» является правопреемником МУП «Водоканала г. Пикалево». Однако какая-либо рабочая документация МУП «Водоканала г. Пикалево», содержащая числовые значения нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ, рекомендуемые для принятия администрацией МО «Город Пикалево» оспариваемого постановления (заключение, акты и др.), им не передавалась и возможность их восстановления утрачена. Также пояснили, что технические характеристики очистных сооружений в г. Пикалево с 2014 года до настоящего времени не изменились и соответствуют представленной характеристике канализационных очистных сооружений (т.2 л.д.154).
Из заключения специалиста Иваненко И.И., привлеченной к участию в деле по ходатайству ГУП «Водоканал Ленинградской области», следует, что с учетом характеристики канализационных очистных сооружений в г. Пикалево, значения допустимых концентраций загрязняющих веществ в Выпуске №4 пункта 3.1 Приложения №1 к Постановлению №28 от 20.01.2015г. должно составлять: Взвешенные вещества- не 25,044, а 169,11; БПК полное- не 31, а 86,81; ХПК- не 55, а 531,70; Сухой остаток- не 391, а 989; Нефтепродукты- 0,025; Азот аммонийных солей- не 2,94, а 23,31; Фосфор общий- не 0,182, а 0,52»; Сульфаты- не 21,82, а 33,37; СПАВ- 0,01; Железо- не 0,3, а 0,96. При этом, указанное заключение- «Определение значений концентрации загрязняющих при отведении сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения» произведено специалистом по методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПР России от 17.12.2007г. №333.
При определении значения допустимых концентраций загрязняющих веществ суд считает необходимым руководствоваться представленным заключением специалиста Иваненко И.И., поскольку не доверять заключению специалиста у суда не имеется оснований, так как данное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, ссылки на нормативную документацию, в заключении имеются ссылки на методики, в соответствии с которыми специалист рассчитал данные значения, и выводы, к которым он пришел в результате этого исследования, к заключению также приложены документы, подтверждающие квалификацию специалиста.
Таким образом, представленное заключение специалиста Иваненко И.И. полностью подтверждает доводы административного истца и его расчеты о том, что установленные п.3.1 Приложения №1 к Постановлению №28 от 20.01.2015г. значения допустимых концентраций загрязняющих веществ значительно ниже технической возможности очистных сооружений по очистке сточных вод, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что п.3.1 Приложения №1 к Постановлению Администрации муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области №28 от 20.01.2015г. в части указания в таблице- «Выпуск №4 (после фильтровальной станции очистных сооружений)» в графе «Сндс, мг/дмi» следующих сведений: Взвешенные вещества- «25,044»; БПК полное- «31»; ХПК- «55»; Сухой остаток- «391»; Азот аммонийный- «2,94»; Азот нитритов- «0,02»; Азот нитратов- «9,0»; Фосфор общий- «0,182»; Сульфаты- «21,82»; Хлориды- «33,9»; Железо- «0,3» является незаконным, а на Администрацию муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области должна быть возложена обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ООО «Пикалёвский глиноземный завод».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 226-227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ООО «Пикалёвский глиноземный завод» удовлетворить частично.
Признать незаконным п.3.1 Приложения №1 к Постановлению Администрации муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области №28 от 20.01.2015г. в части указания в таблице- «Выпуск №4 (после фильтровальной станции очистных сооружений)» в графе «Сндс, мг/дмi» следующих сведений: Взвешенные вещества- «25,044»; БПК полное- «31»; ХПК- «55»; Сухой остаток- «391»; Азот аммонийный- «2,94»; Азот нитритов- «0,02»; Азот нитратов- «9,0»; Фосфор общий- «0,182»; Сульфаты- «21,82»; Хлориды- «33,9»; Железо- «0,3».
Обязать административного ответчика Администрацию муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ООО «Пикалёвский глиноземный завод».
В остальной части административного иска ООО «Пикалёвский глиноземный завод»- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Бокситогорский городской суд.
Решение суда в окончательной форме принято 19 ноября 2018 года.
Судья: