ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-569/2021 от 27.12.2021 Шимановского районного суда (Амурская область)

Уид:28RS0024-01-2021-001146-07

Дело № 2а-569/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2021 года г. Шимановск

В окончательной форме решение изготовлено 27 декабря 2021 года

Шимановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Михайлова С.А.,

при секретаре Щегловой А. В.,

с участием помощника прокурора Шимановского района Амурской области Толмачевой А. О., представителя административного ответчика администрации города Шимановска Амурской области Х., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шимановского района, действующего в интересах РФ, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Шимановска, Правительству Амурской области о признании бездействия, по необеспечению земельными участками, подлежащими предоставлению в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, в количестве, достаточном для обеспечения граждан указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка незаконным, о возложении обязанности сформировать и утвердить перечень земельных участков, находящихся в государственной собственности Амурской области и (или) муниципальной собственности, обеспеченных инфраструктурой, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность граждан имеющим трех и более детей, в количестве, достаточном для обеспечения граждан, указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка в срок до 01.03.2022 года,

установил:

В Шимановский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации города Шимановска, Правительству Амурской области о признании бездействия по необеспечению земельными участками, подлежащими предоставлению в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, в количестве, достаточном для обеспечения граждан указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка, о возложении обязанности организовать работу по формированию и утверждению перечня земельных участков, находящихся в государственной собственности Амурской области или муниципальной собственности, обеспеченных инфраструктурой, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность граждан имеющим трех и более детей, в количестве, достаточном для обеспечения граждан, указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка.

Из административного искового заявления усматривается, что прокуратурой Шимановского района проведена проверка соблюдения администрацией г. Шимановска требований законодательства о социальной защите многодетных семей. Проверкой установлено, что по состоянию на 26.11.2021 на учете состоит 15 многодетных семьи, претендующих на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Амурской области, из них 11 человек состоят в очереди на получение земельною участка для индивидуального жилищного строительства, 4 - для ведения садоводства. Всего с 2015 года и по настоящее время администрацией города Шимановска предоставлено 6 земельных участков многодетным семьям, состоящим на учете, в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно. Согласно информации, предоставленной администрацией г. Шимановска, формирование земельных участков, гражданам, имеющим трех и более детей, осуществлялось только в 2017 году (4 земельных участка), и в 2021 году (9 земельных участков). В период времени с 2018 года по 2020 год включительно, администрацией г. Шимановска не предпринимались достаточные меры по формированию земельных участков для граждан, состоящих на учете в качестве многодетных семьи, претендующих на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Амурской области. В ноябре 2021 года прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией г. Шимановска требований законодательства при обеспечении земельными участками многодетных семей, в ходе которой установлено что по состоянию на 15.11.2021 состояло на учете 15 многодетных семьи, претендующих на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. За период с 2015 года по ноябрь 2021 года гражданам предоставлено 6 земельных участков. По результатам проверки прокурором района 15.11.2021 главе города внесено представление, которое рассмотрено, не удовлетворено. Вместе с тем, в течение длительного времени - с 2015 года до настоящего времени администрацией города не приняты в разумный срок меры для обеспечения земельными участками в количестве, достаточном для обеспечения граждан указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка, что влечет нарушение прав стоящих на учете многодетных семьей на своевременное улучшение жилищных условий, приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Так, на территории города Шимановска в настоящее время имеется 4 сформированных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, 9 сформированных земельных участков для ведения садоводства. Таким образом, по состоянию на 26.11.2021 в муниципальном образовании сформировано 13 земельных участков, что является недостаточным для обеспечения граждан, состоящих на учете. Указанное свидетельствует о непринятии достаточных мер администрацией г. Шимановска к обеспечению земельными участками многодетных семей, поскольку предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества. На основании изложенного, административный истец просит признать бездействие Правительства Амурской области, администрации г. Шимановска по не обеспечению земельным участкам, подлежащим предоставлению в собственность гражданам имеющих трех и более детей, количестве, достаточном для обеспечения граждан указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка; обязать Правительство Амурской области и администрацию г. Шимановск Амурской области организовать работу по формированию и утверждению пере земельных участков, находящихся в государственной собственности Амурской области или муниципальной собственности, обеспеченных инфраструктурой свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность гражданам имеющих трех и более детей, в количестве, достаточном для обеспечения граждан указанной категории, состоящих на учете на предоставление собственность земельного участка.

Представитель административного истца – помощник прокурора Шимановского района Амурской области Толмачева А.О. в судебном заседании уточнила требования и просит суд признать незаконным бездействие Правительства Амурской области, администрации г. Шимановска, Амурской области по необеспечению земельными участками, подлежащими предоставлению в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, в количестве, достаточном для обеспечения граждан указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка, обязать сформировать и утвердить перечень земельных участков, находящихся в государственной собственности Амурской области и (или) муниципальной собственности, обеспеченных инфраструктурой, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность граждан имеющим трех и более детей, в количестве, достаточном для обеспечения граждан, указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка в срок до 01.03.2022 года.

От представителя административного ответчика Правительства Амурской области на данное административное заявление поступили возражения, согласно которым Правительство Амурской области считает, что требования административного искового заявления являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. Согласно ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъекта РФ. Органами государственной власти субъектов РФ может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учёт, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно. В силу ч. 2 ст. 39.19 ЗК РФ порядок постановки граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в ч. 6 ст. 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учёта, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов РФ. В развитие приведённых положений ЗК РФ в Амурской области принят Закон от 10.02.2015 № 489-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области». Как следует из ст. 4 Закона № 489-ОЗ гражданам, состоящим на учёте предоставляются земельные участки из Перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, состоящих на учёте в порядке очерёдности. На органы местного самоуправления возложена обязанность включать в Перечень земельных участков земельных участков земельные участки, свободные от прав третьих лиц, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства. Перечень земельных участков размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо доводится до сведения граждан иным доступным способом. В случае отсутствия на территории муниципального образования земельных участков, свободных от прав третьих лиц, орган местного самоуправления осуществляет мероприятия по образованию земельных участков. Таким образом, вышеуказанными положениями Закона № 489-ОЗ за органами местного самоуправления закреплены полномочия по предоставлению и формированию земельных участков для граждан, имеющих трёх и более детей. Правительство области является высшим исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим на всей территории области исполнительно-распорядительную деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством области (Устав Амурской области (Закона Амурской области от 13.12.1995 № 40-ОЗ), Закон Амурской области от 07.06.2007 № 347-ОЗ «О Правительстве Амурской области»). Учитывая заявленные требования, Правительство Амурской области по данному спору не может являться надлежащим ответчиком, так как не наделено полномочиями по предоставлению и формированию земельных участков для указанной категории.

Представитель административного ответчика администрации г. Шимановска Амурской области – Х. в судебном заседании возражала против требований прокурора. Просила в удовлетворении требований прокурора Шимановского района отказать. Суду пояснила, что бездействия со стороны администрации г. Шимановска не имеется, поскольку ведётся работа по формированию земельных участков. Действительно, на учёте состоят 15 граждан, относящихся к категории многодетных семей, на получение земельных участков. В настоящее время сформировано 13 земельных участков, в отношении 9 земельных участков ведётся формирование. По поводу обеспечения инфраструктурой земельных участков законодательством требований таких не установлено. В областном законодательстве имеются только требования по минимальному и максимальному размерам земельных участков и обязанность по формированию таких участков, если они отсутствуют. Сформированный Перечень земельных участков имеется на сайте. Работа по предоставлению данных земельных участков начала вестись с 2015 года. Земельных участков, которые имеются на территории г. Шимановска хватает для предоставления их данной категории граждан. Один из 15 человек из списка получил уже земельный участок – это Т.Т. В срок до 01.03.2022 будут сформированы земельные участки.

Представитель административного ответчика Правительства Амурской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещён надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Административным истцом заявлено требование к административным ответчикам о признании бездействия, по необеспечению земельными участками, подлежащими предоставлению в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, в количестве, достаточном для обеспечения граждан указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка незаконным.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (подпункт 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В Амурской области действует Закон от 10.02.2015 N 489-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области", который в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 и статьей 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на территории области (далее - земельные участки), порядок постановки таких граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, порядок снятия граждан с данного учета, а также порядок предоставления в собственность земельных участков бесплатно, основания для отказа в предоставлении и предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно в собственность.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Амурской области от 10.02.2015 N 489-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области", граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии с пунктами 5 - 9 части 1 статьи 2 настоящего Закона, обращаются в органы местного самоуправления или специально уполномоченный исполнительный орган государственной власти области в сфере земельных отношений (в отношении земельных участков, находящихся в собственности области) (далее - орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка бесплатно.

Согласно абз. 2 ч. 5 Закона Амурской области от 10.02.2015 N 489-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области", отсутствие на территории муниципального образования свободных от прав третьих лиц и прошедших государственный кадастровый учет земельных участков не является основанием для отказа в постановке на учет.

Согласно ч. 2 ст. 4 вышеуказанного закона, в случае отсутствия на территории муниципального образования земельных участков, свободных от прав третьих лиц, орган местного самоуправления осуществляет мероприятия по образованию земельных участков. С этой целью орган местного самоуправления: в случае, если не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, а также в случае, если границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости": а) осуществляет подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; б) обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях образования либо уточнения границ земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 2) направляет в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы в уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральный орган исполнительной власти (далее - орган регистрации прав) для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также о государственной регистрации права муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.

В судебном заседании установлено, что на учёте в администрации г. Шимановска Амурской области стоит 15 многодетных семей, претендующих на предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории Амурской области. На территории муниципального образования город Шимановск имеется 13 сформированных земельных участков для предоставления гражданам, состоящим на учёте в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно на основании Закона Амурской области от 10.02.2015 года № 489-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области». Всего с 2015 года по настоящее время на территории г. Шимановска было предоставлено 6 земельных участков многодетным семьям, состоящим на учёте в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

Согласно ответу администрации г. Шимановска Амурской области от 25.11.2021 года № 3859, адресованного прокурору Шимановского района И.С. Щетинину, на территории г. Шимановск сформировано 13 земельных участков для предоставления гражданам, состоящим на учёте в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно на основании Закона Амурской области от 10.02.2015 года № 489-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области». На всех объектах имеется инженерная и транспортная инфраструктура: дороги, подключение к электроснабжению. В настоящее время ведётся работа по формированию ещё 9 земельных участков для предоставления их в дальнейшем под индивидуальное жилищное строительство. Всего с момента реализации законодательства о бесплатном предоставлении гражданам, имеющих трёх и более детей, в собственность земельных участков на территории г. Шимановска предоставлен 21 земельный участок, общей площадью 28313 кв.м (2,8 га): из них 20 участков для индивидуального жилищного строительства, 1 участок для ведения садоводства.

Как следует из материалов дела, гражданам М.А., Е., З., К., Б., Г., М., Б., П., Т., О., состоящим на учёте, единожды предлагалось выбрать жилое помещение, они отказались от выбора земельного участка из Перечня. Данные отказы оформлены соответствующими актами. С. предлагалось дважды выбрать земельный участок из Перечня, она также отказалась, отказ оформлен соответствующим актом.

Так, в период с 2015 года по ноябрь 2021 года земельными участками обеспечены 6 многодетных семьи.

На территории города Шимановска в настоящее время имеется 4 сформированных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, 9 сформированных земельных участков для ведения садоводства. Так, в настоящее время в муниципальном образовании сформировано 13 земельных участков, что является недостаточным для обеспечения граждан, состоящих на учете. Указанное свидетельствует о непринятии достаточных мер администрацией г. Шимановска к обеспечению земельными участками многодетных семей, поскольку предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Шимановского района Щетининым И.С. в адрес администрации города Шимановска было внесено представление , с требованием в месячный срок принять конкретные меры по устранению нарушений прав многодетных семей, состоящих на учете на бесплатное предоставление земельных участков.

Данное требование администрацией г. Шимановска не исполнено, что явилось причиной для обращения административного истца в суд.

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 10.02.2015 N 489 "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области", отказ гражданина от предложенных на выбор земельных участков оформляется в порядке, установленном органом местного самоуправления. В случае трехкратного отказа гражданина, состоящего на учете, от предложенных на выбор земельных участков орган местного самоуправления в пятидневный срок со дня получения отказа принимает в отношении такого гражданина решение о присвоении ему порядкового номера, следующего за последним порядковым номером в журнале учета граждан (на дату вынесения указанного решения). Гражданин в письменной форме в пятидневный срок со дня принятия решения о присвоении ему нового порядкового номера в журнале учета граждан уведомляется о принятом решении и присвоенном ему номере очередности.

Из смысла вышеприведённой правовой номы следует, что орган местного самоуправления в случае отказа гражданина от выбора предложенных земельных участков из Перечня предлагает выбрать гражданину, стоящему на учёте, земельный участок минимум три раза и принимает решение о присвоении ему порядкового номера, следующего за последним порядковым номером в журнале учета граждан.

Данная обязанность была выполнена администрацией г. Шимановска Амурской области не в полном объёме.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Согласно ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закон Амурской области от 07.06.2007 N 347-ОЗ "О Правительстве Амурской области", Правительство области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области,.. .социального обеспечения.. . и в силу законоположений пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ и ст. 39.19 ЗК РФ земельные участки гражданам, имеющим трех и более детей, могут формироваться как из земель муниципальной собственности, так и земель субъекта.

В связи с вышеприведенными номами законодательства, довод представителя ответчика Правительства Амурской области о том, что Правительство Амурской области не является надлежащим административным ответчиком суд не принимает.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что административными ответчиками ненадлежащим образом реализуются положения действующего законодательства, гарантирующего право многодетных семей на получение земельных участков в собственность бесплатно, поскольку принятые администрацией г. Шимановска меры, в том числе, длительное предоставление земельных участков ввиду сложной и длительной процедуры их формирования, не способствуют реализации данного права в полном объеме, и не освобождают орган местного самоуправления от исполнения обязанности по формированию и предоставлению земельных участков для многодетных семей.

Таким образом, установив количество многодетных семей - 15, состоящих на учете на территории города Шимановска на момент рассмотрения дела, количество сформированных земельных участков - 13 (4 –для индивидуального жилищного строительства; 9 – для ведения садоводства), в отсутствии сформированных земельных участков и бесспорных доказательств, свидетельствующих об отсутствии свободных земельных участков для выполнения административными ответчиками возложенных законом обязанностей, суд приходит к выводу о незаконном бездействии администрации города Шимановска и Правительства Амурской области в вопросе формирования и предоставления земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушении прав и законных интересов многодетных семей.

Административным истцом к административным ответчикам заявлено требование о возложении обязанности сформировать и утвердить перечень земельных участков, находящихся в государственной собственности Амурской области и (или) муниципальной собственности, обеспеченных инфраструктурой, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность граждан имеющим трех и более детей, в количестве, достаточном для обеспечения граждан, указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка в срок до 01.03.2022 года.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 10.02.2015 N 489-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области", гражданам, состоящим на учете, предоставляются земельные участки из Перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, состоящих на учете (далее - Перечень земельных участков), в порядке очередности. Органы местного самоуправления включают в Перечень земельных участков земельные участки, свободные от прав третьих лиц, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства.

Перечень земельных участков размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо доводится до сведения граждан иным доступным способом.

Подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

На основании пункта 2 Указа Президента РФ от 07 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу пунктов 4 и 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09 ноября 2017 г. N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой.

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 39.5, которая в числе случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно называет предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6), а также предоставление земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7).

Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 1119-р "Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей").

Срок, указанный прокурором Шимановского района для формирования и утверждения перечня земельных участков, находящихся в государственной собственности Амурской области и (или) муниципальной собственности, обеспеченных инфраструктурой, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность граждан имеющим трех и более детей, в количестве, достаточном для обеспечения граждан, указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка – 01.03.2021 года является разумным, так как у администрации Шимановского района нет нехватки земельных участков для их формирования и предоставления их данной категории граждан, стоящих на учёте, в данный срок считается возможным провести весь комплекс мероприятий, направленный на формирование земельных участков, обеспечения из инфраструктурой и включения их в перечень.

Таким образом, суд считает удовлетворить требование прокурора Шимановского района и обязать Правительство Амурской области, администрацию города Шимановска Амурской области в пределах своей компетенции сформировать и утвердить перечень земельных участков, находящихся в государственной собственности Амурской области и (или) муниципальной собственности, обеспеченных инфраструктурой, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность граждан имеющим трех и более детей, в количестве, достаточном для обеспечения граждан, указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка в срок до 01.03.2022 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Шимановского района Амурской области, действующего в интересах РФ, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие администрации города Шимановска Амурской области, Правительства Амурской области по необеспечению земельными участками, подлежащими предоставлению в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, в количестве, достаточном для обеспечения граждан указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка незаконным.

Обязать Правительство Амурской области, администрацию города Шимановска Амурской области в пределах своей компетенции сформировать и утвердить перечень земельных участков, находящихся в государственной собственности Амурской области и (или) муниципальной собственности, обеспеченных инфраструктурой, свободных от прав третьих лиц, подлежащих предоставлению в собственность граждан имеющим трех и более детей, в количестве, достаточном для обеспечения граждан, указанной категории, состоящих на учете на предоставление в собственность земельного участка в срок до 01.03.2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Шимановский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий: