ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-569/2022 от 04.05.2022 Шадринского районного суда (Курганская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Шадриной Е.Ю., при секретаре Быковой Т.А.,

с участием представителя административного истца Тропина А.Е., действующего по доверенности от 29.03.2022г. и на основании диплома о высшем юридическом образовании,

административного ответчика Чеморис Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области

04 мая 2022 года

административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области к Чеморис Н.А. о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Чеморис Н.А. о взыскании задолженности по налогам и пени. 28.03.2022г. произведена реорганизация Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области путем присоединения к Управлению федеральной налоговой службы по Курганской области (выписка из ЕГРЮЛ - л.д....). С указанной даты Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области прекратила свою деятельность, права и обязанности перешли к Управлению федеральной налоговой службы по Курганской области (далее УФНС России по Курганской области).

В обоснование требований в исковом заявлении указано, что Чеморис Н.А., является владельцем трех земельных участков по адресам:

Курганская обл., г.Шадринск, ул...., ..., кадастровый номер , Площадь 39, дата регистрации права 29.01.2013г.

Курганская обл., г.Шадринск, тер...., ..., кадастровый номер , Площадь 16, дата регистрации права 30.09.2011г.

Курганская обл., Шадринский район, снт. ..., СТ «...», ..., кадастровый номер , площадь 1027, дата регистрации права 13.04.1995г.

В соответствии со ст.ст. 388, 389, абз. 3 п.1 ст. 397 НК РФ, Решением Шадринской городской Думы Курганской области «Об установлении земельного налога» от 12 ноября 2009 года , Решением ... сельской Думы Курганской области «Об установлении земельного налога» от 02.11.2005г. № 21, ей был начислен земельный налог за 2016г. по сроку уплаты не позднее 01.12.2017г. в размере 229.00 руб.

Налогоплательщик в установленные законом сроки не исполнила обязанность по уплате земельного налога в связи, с чем ей в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени в размере 4.78 руб. за период с 02.12.2017г. по 19.02.2018г.

Также ответчик являлась владельцем транспортного средства с 29.09.2015г. по 28.07.2017г., в соответствии со ст.ст. 357, 358, абз. 3 п.1 ст.363 НК РФ, ст. 5 Закона Курганской от 26 ноября 2002 года № 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области» она обязана уплатить транспортный налог за 2016 год по сроку уплаты не позднее 01.12.2017г. в размере 546 руб. За несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 г. ей начислены пени в размере 11 руб. 39 коп. за период с 02.12.2017г. по 19.02.2018г.

В соответствии со ст.69 НК РФ ответчику было направлено требование от 20.02.2018г. об уплате задолженности по налогам и пени в сумме 791,46 руб., в том числе: по налогам 775,00 руб., по пени 16,17 руб.

Налоговой инспекцией 20.09.2021г. был произведен взаимозачет излишней суммы с имущественного налога на земельный налог в сумме 202,00 руб. Остаток взыскиваемой задолженности по земельному налогу составляет 31,78руб., из них: налог 27,00 руб. (по сроку уплаты на 01.12.2017г.) и пени 4,78руб. (за период с 02.12.2017г. по 19.02.2018г.). Сумма задолженности по транспортному налогу и пени не изменилась и составляет - 557,39 руб., из них: налог - 546,00 руб. (срок уплаты до 01.12.2017г.), пени - 11,39 руб. (за период с 02.12.2017г. по 19.02.2018г.).

Для взыскания задолженности по налогам и пени, в связи с неисполнением вышеуказанных требований в установленный срок, налоговый орган в порядке ст.48 НК РФ обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебным приказом от 29.09.2021 заявление было удовлетворено, однако на основании поступивших от ответчика возражений, судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 28.10.2021г.

На момент направления административного искового заявления задолженность по налогам и пени ответчиком не уплачена.

На основании изложенного, просили взыскать с ответчика задолженность по налогам и пени в общей сумме 589,17руб., из них в том числе: 546,00 руб. -транспортный налог 11,39 руб. - пени по транспортному налогу с физических лиц 27,00 руб. - земельный налог с физических лиц 3,93 руб. - пени по земельному налогу с физических лиц 0,85 руб. - пени по земельному налогу с физических лиц.

Представитель административного истца Тропин А.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик Чеморис Н.А. в судебном заседании оспаривала взыскание задолженности по налогам и пени, пояснив, что своевременно оплачивала все поступающие из налоговой инспекции налоговые уведомления. Вместе с тем, не оспаривала факт не уплаты транспортного налога в размере 546,00руб.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит требования УФНС России по Курганской области законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Частью 1 ст. 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п.1 ст.23, п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно п.1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно, налоги и (или) сборы.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п.1 ст.38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

Согласно ч. 2 ст. 44, ст. 45 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Статьей 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.

В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В силу абз. 1 ч. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с ч. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решением Шадринской городской Думы Курганской области от 12 ноября 2009 года «Об установлении земельного налога» на территории города Шадринска установлен земельный налог (п. 1). Налоговая ставка установлена в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (пп.2 п.2), и в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых индивидуальными и коллективными гаражами (п.З).

Решением ... сельской Думы Курганской области от 02 ноября 2005 года «Об установлении земельного налога» (в редакции от 17.11.2016г. ) установлен и введен на территории муниципального образования ... сельсовета земельный налог (п. 1). Установлены налоговые ставки от кадастровой стоимости земельного участка в следующих размерах: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности) не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, (п.2).

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств) определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ).

В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом по уплате транспортного налога является календарный год.

Налоговые ставки по правилам п.1 ст.361 НК РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Так как уплате подлежал налог за 2016 год, то подлежат применению ставки, указанные в Законе Курганской области «О транспортном налоге на территории Курганской области» № 255 от 26 ноября 2002 года.

Из материалов дела усматривается, что ответчик Чеморис Н.А. являлась собственником автомобиля ВАЗ 21120, государственный регистрационный знак с 29.09.2015г. по 28.07.2017г. (л.д....).

Также ответчик является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

, адрес: Курганская область, г.Шадринск, ул...., ... (в собственности с 29.01.2013г.),

, адрес: Курганская область, г.Шадринск, тер. ..., ..., (в собственности с 30.09.2011г.),

, Курганская область, Шадринский район, снт. ..., ... (садоводческое товарищество) «...», участок ... (в собственности с 13.04.1995г. по 16.12.2016г). (л.д....).

04.09.2017 г. налоговым органом составлено налоговое уведомление № 4627097 на уплату ответчиком в срок до 01 декабря 2017 года за 2016 год транспортного налога в сумме 546,00руб., земельного налога в размере 229,00руб., которое 05 сентября 2017 года передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (л.д....).

По правилам п.4 ст.52 НК РФ, налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Доказательств не получения налогового уведомления от МИФНС России № 1 по Курганской области, ответчик суду не представила.

Налогоплательщик в силу п.6 ст.58 НК РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налогом уведомлении.

В установленный в уведомлении срок до 01 декабря 2017 года ответчиком земельный и транспортный налоги уплачены не были.

В связи с чем, ответчику 20 февраля 2018 года было передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика требование от 20.02.2018г. (по сроку уплаты до 26.03.2018г.) об уплате налогов и пени, исчисленных в порядке п. 1 ст.75 НК РФ, что в силу п.5 и п.6 ст.69 НК РФ служит доказательством получения ответчиком требования в тот же день 20.02.2018 г. (л.д. ...).

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Для взыскания недоимки по транспортному налогу, земельному налогу и пени за 2016 г. налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьёй был вынесен судебный приказ от 29.09.2021г. о взыскании с Чеморис Н.А. указанной задолженности, однако, на основании поступивших от ответчика возражений, судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 28.10.2021г. (л.д....).

Настоящее административное исковое заявление подано налоговым органом в Шадринский районный суд Курганской области 17 февраля 2022 года, то есть в установленный п.2 ст.48 НК РФ шестимесячный срок.

Исходя из выше изложенного, суд считает, что административным истцом соблюдены порядок, процедура и срок взыскания недоимки по налогам и пени.

На момент рассмотрения административного иска административным ответчиком задолженность по налогам и пени в общей сумме 589,17руб. не погашена.

По правилам п.п. 2, 2.1, 3 ст.52 НК РФ, В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налогов, указанных в пункте 3 статьи 13, пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, налоговым органом учитываются имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных таких налогов и (или) пеней по таким налогам путем уменьшения суммы указанных налогов, подлежащих уплате, последовательно начиная с меньшей суммы, если до наступления такой даты налоговым органом не получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) указанных сумм излишне уплаченных налогов.

Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

По правилам п.2 ст.57 НК РФ, при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п.п. 1, 2, 4, 6, 8 ст.69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

Согласно п.1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 ООО рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований УФНС России по Курганской области в полном объеме.

В соответствии со статьей 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с административным иском в суд, то при удовлетворении его исковых требований, с учетом положений ч.1 ст.333.19 НК РФ, в доход бюджета муниципального образования Шадринский район с ответчика Чеморис Н.А. должна быть взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области к Чеморис Н.А. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.

Взыскать с Чеморис Н.А. в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области задолженность по налогу и пени в общей сумме 589 рублей 17 копеек, из них в том числе: 546,00 руб. транспортный налог 11,39 руб. пени по транспортному налогу 27,00руб. земельный налог с физических лиц 3,93руб. пени по земельному налогу с физических лиц 0,85 руб. пени по земельному налогу с физических лиц.

Перечисление транспортного налога произвести по реквизитам: КБК 18210604012021000110, ОКТМО 37705000, № 03100643000000014300, БИК 013735150, Отделение Курган Банка России, УФК по Курганской области (УФНС России по Курганской области, ИНН 4501111862).

Перечисление пени по транспортному налогу произвести по реквизитам: КБК 18210604012022100110, ОКТМО 37705000, № 03100643000000014300 в БИК 013735150, Отделение Курган Банка России, УФК по Курганской области (УФНС России по Курганской области, ИНН 4501111862).

Перечисление земельного налога произвести по реквизитам: КБК 18210604012022100110, ОКТМО 37705000, № 03100643000000014300 в БИК 013735150, Отделение Курган Банка России, УФК по Курганской области (УФНС России по Курганской области, ИНН 4501111862).

Перечисление пени по земельному налогу - 3,93руб. произвести по реквизитам: КБК 18210604012022100110, ОКТМО 37705000, № 03100643000000014300 в БИК 013735150, Отделение Курган Банка России, УФК по Курганской области (УФНС России по Курганской области, ИНН 4501111862).

Перечисление пени по земельному налогу - 0,85руб. произвести по реквизитам: КБК 18210604012022100110, ОКТМО 37638464, № 03100643000000014300 в БИК 013735150, Отделение Курган Банка России, УФК по Курганской области (УФНС России по Курганской области, ИНН 4501111862).

Взыскать с Чеморис Н.А. в доход бюджета муниципального образования Шадринский район государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2022 года.

Судья Е.Ю. Шадрина