ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-569/2022 от 17.08.2022 Балтийского городского суда (Калининградская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Балтийск 17 августа 2022 г.

Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Чолий Л.Л.

при секретаре Берестовой Ю.С.,

с участием помощника прокурора города Балтийска Утенковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Белозерцева Евгения Александровича к Балтийской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Балтийской территориальной избирательной комиссии от 03.08.2022 № 56/184-5 о регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области по одномандатному избирательному округу № 7 Кузнецова А.Н.,

УСТАНОВИЛ:

Решением Балтийской территориальной избирательной комиссии (далее - Балтийская ТИК) от 14.06.2022 № 45/129-5 «О назначении дополнительных выборов депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области по одномандатным избирательным округам № 7 и № 20» на 11 сентября 2022 года назначены дополнительные выборы депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» по одномандатным избирательным округам № 7 и № 20.

Белозерцев Е.А., зарегистрированный кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области по одномандатному избирательному округу № 7, обратился в суд с административным иском о защите избирательных прав, в котором просил признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии от 03.08.2022 № 56/184-5 о регистрации Кузнецова А.Н. кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области по одномандатному избирательному округу № 7.

В обосновании заявленных требований указал, что на 11.09.2022 назначены дополнительные выборы депутатов окружного Совета депутатов «Балтийский городской округ» Калининградской области. 03.08.2022 Балтийская ТИК зарегистрировала в качестве кандидата в депутаты окружного Совета депутатов МО «Балтийский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 7 Кузнецова А.Н., выдвинутого избирательным объединением - Калининградское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Считает, что такое решение о регистрации было принято административным ответчиком незаконно, поскольку нарушен порядок выдвижения кандидата избирательным объединением, в частности ст.ст. 21, 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О политических партиях» (далее - Федеральный закон № 95-ФЗ), п.п. 5.3, 5.7,5.8 Устава политической партии КПРФ (далее - Устава партии) и, как следствие, подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Заявитель Белозерцев Е.А., уведомленный о дате и времени судебного разбирательства должным образом, в судебное заседание не явился, направив в суд своего представителя.

Балтийская территориальная избирательная комиссии в лице председателя комиссии Афанасьевой Н.Е. административный иск не признала, указав, что решение избирательной комиссии от 03.08.2022 56/184-5 о регистрации Кузнецова А.Н. кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области по одномандатному избирательному округу № 7 законно и обоснованно, принято с соблюдением установленного порядка, поскольку Конференция Калининградского областного отделения политической партии КПРФ, как высший руководящий орган регионального отделения КПРФ полномочен разрешать вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления вне зависимости от того, являются эти выборы основными или дополнительными.

Кузнецов А.Н. поддержал позицию представителя Балтийской ТИК, указав, что в силу прямого указания положений статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» решение о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии, в связи с чем, именно Конференция, как высший орган регионального отделения имеет право на выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, вне зависимости от наличия местного отделения партии и бюро регионального отделения и от того, являются ли выборы основными или дополнительными.

Представитель заинтересованного лица Калининградского регионального отделения Политической партии КПРФ, уведомленный о дате и времени судебного разбирательства должным образом, своего представителя в суд не направил.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение помощника прокурора Утенковой Е.А., полагавшей подлежащим удовлетворению требования административного истца, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право быть избранными в органы государственной власти.

На основании части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Частью 11 указанной статьи установлено, что с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

При рассмотрении дела судом установлено, 03 августа 2022 г. Балтийская ТИК приняла решение № 56/186-5, которым зарегистрировала Белозерцева Е.А. кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области по одномандатному избирательному округу № 7.

Также 03 августа 2022 г. Балтийская ТИК приняла решение № 56/186-5 о регистрации в качестве кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области по одномандатному избирательному округу № 7 Кузнецова А.Н.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец Белозерцев Е.А., как кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, что и Кузнецов А.Н., наделен правом на обращение в суд с вышеуказанным иском.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно п. 3 ст. 1 названного Федерального закона, Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Федеральный Закон № 67-ФЗ имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 1).

Гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов муниципальных образований Калининградской области, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов регулируется указанным Федеральным законом, а также Законом Калининградской области от 18.03.2008 № 231 (ред. от 23.05.2022) «О муниципальных выборах в Калининградской области».

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата (пункт 1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 76 вышеназванного закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу п. "б" ч. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

Как установлено судом, Кузнецов А.Н. был выдвинут кандидатом в депутаты на дополнительные выборы депутатов Окружного совета депутатов МО «Балтийский городской округ» Калининградской области по одномандатному избирательному округу № 7, назначенных на 11.09.2022 Постановлением XLVII Калининградского областного отделения КПРФ (II этап) от 03.07.2022.

Вместе с тем, суд полагает, что выдвижение Кузнецова А.Н. кандидатом в депутаты Окружного совета депутатов МО «Балтийский городской округ» Калининградской области от избирательного объединения было произведено с нарушением действующего законодательства, при этом суд исходит из следующего:

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (пункт "и" части 2 статьи 21 Федерального закона № 95-ФЗ).

Статьей 25 Федерального закона № 95-ФЗ определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения (п. 3 ст. 25).

В случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения (п. 3.1 ст. 25).

Пунктом 7 статьи 25 названного Федерального закона установлено, что уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в силу вышеназванных положений Федерального закона, законодатель предоставил политическим партиям самостоятельно в рамках Устава определять порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, на повторных и дополнительных выборах.

Пунктом 3.1 Устава партии установлено, что в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения.

Согласно пункту 3.7 Устава Высшим руководящим органом структурного подразделения КПРФ является Конференция или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом местного и регионального отделения КПРФ является его Комитет, а в период между заседаниями Комитета местного или регионального отделения КПРФ, постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения партии является Бюро Комитета соответствующего местного или регионального отделения.

Пунктом 5.2 Устава установлено, что Высшим руководящим органом местного отделения КПРФ является Конференция.

В силу пункта 5.3 Устава партии Конференция имеет право самостоятельно решать любые вопросы, связанные с деятельностью местного отделения КПРФ, не относящиеся к компетенции органов соответствующего регионального отделения КПРФ, в том числе, по согласованию с Бюро Комитета соответствующего регионального отделения партии выдвигает тaйным голосованием кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления.

Пунктом 5.7. установлено, что постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет (горком, райком и так далее), который избирается Конференцией соответствующего местного отделения КПРФ и ей подотчётен.

Согласно пункту 5.8. Устава Комитет имеет право самостоятельно решать все вопросы, связанные с деятельностью местного отделения КПРФ, не относящиеся к компетенции органов соответствующего регионального отделения, высшего или центральных органов КПРФ, а также Конференции местного отделения КПРФ, и не урегулированные решениями указанных органов. В частности Комитет местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления.

Кроме того, из пункта 6.11 Устава партии следует, что для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью регионального отделения партии между заседаниями, Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчетно Комитету регионального отделения КПРФ, при этом в полномочия Бюро Комитета регионального отделения партии входит выдвижение голосование кандидатов (списки кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований на досрочных, повторных и дополнительных выборах.

При таких обстоятельствах, из буквального толкования вышеприведенных норм законодательства и Устава КПРФ следует, что КПРФ воспользовалась предоставленным ей законом правом самостоятельно определить порядок выдвижения кандидатов в депутаты на повторных и дополнительных муниципальных выборах от политической партии КПРФ, наделив такими полномочиями местное отделение КПРФ (при его наличии) по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии, и органы региональных и местных отделений не праве произвольно изменять установленный Уставом партии порядок выдвижения кандидатов в депутаты, как на основных, так и досрочных, повторных и дополнительных выборах.

Доводы представителя Балтийской ТИК и Кузнецова А.Н. о том, что поскольку Конференция регионального отделения является высшим органов КПРФ в регионе и в силу прямого указания закона, а именно статьи 25 Федерального закона № 95-ФЗ, имеет право на выдвижение кандидатов в депутаты вне зависимости от того, являются ли выборы основными или дополнительными, и Уставом к исключительной компетенции местного отделения КПРФ не отнесены полномочия по выдвижению кандидатов в депутаты на местных выборах, судом отвергаются как противоречащие вышеизложенному.

Само по себе указание в статье 25 Федерального закона № 95-ФЗ и Уставе партии на наличие у Конференции полномочий по выдвижению кандидатов в представительные органы местного самоуправления, не свидетельствует, что ей переданы полномочия и по выдвижению кандидатов в депутаты на дополнительных муниципальных выборах, и такая позиция представителя Балтийской ТИК и Кузнецова А.Н., по мнению суда, основана на неверном толковании вышеуказанного законодательства в совокупности.

При изложенных выше обстоятельствах, суд полагает, что выдвижение Кузнецова А.Н. кандидатом в депутаты на дополнительные выборы депутатов окружного Совета депутатов МО «Балтийский городской округ» Калининградской области по одномандатному избирательному округу № 7, назначенных на 11.09.2022, XLVII Конференцией Калининградского областного отделения КПРФ (II этап) 03.07.2022 было произведено с нарушением установленного партией порядка выдвижения кандидата в депутаты окружного Совета депутатов МО «Балтийский городской округ» Калининградской области на дополнительных выборах.

Следовательно, у избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации Кузнецова А.Н. кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления по п. "б" ч. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

В силу части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав граждан Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что административный иск Белозерцева Е.А. подлежит удовлетворению.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Белозерцева Евгения Александровича удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Балтийской территориальной избирательной комиссии от 03.08.2022 № 56/184-5 о регистрации Кузнецова А.Н. в качестве кандидата в депутаты окружного Совета депутатов МО «Балтийский городской округ» Калининградской области» по одномандатному избирательному округу № 7.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Балтийского городского суда

Калининградской области Л.Л. Чолий

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.