ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-569/2023 от 25.07.2023 Зейского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS0008-01-2023-000771-72

Дело № 2а-569/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2023 года <адрес>

Зейский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Клаус Н.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием административного истца – заместителя прокурора <адрес>ФИО4,

представителя административного ответчика - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по приведению автомобильной дороги «<данные изъяты>» в нормативное состояние, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц с учетом последующего уточнения требований обратился в суд с административным иском к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по приведению автомобильной дороги сообщением «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ФИО5 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», возложении на административного ответчика обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести указанную автомобильную дорогу в нормативное состояние, а именно: участки с 400 м до 1 км, с 4 км до 53 км, с 57 км до 75 км, с 79 км до 90 км, с 111 км до <адрес> - в соответствие с п.5.2.4 ФИО5 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», в обоснование требований указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой установлено, что постановлением администрации <адрес> от <Дата обезличена><Номер обезличен> утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования <адрес>, при этом автомобильная дорога <данные изъяты>», протяженностью 138 км, с грунтовым типом покрытия, идентификационным номером 10 255-ОП-МР-003 включена в указанный перечень. Согласно <адрес>, к вопросам местного значения <адрес> относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. <Дата обезличена> государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «<адрес>» было проведено обследование дороги общего пользования местного значения сообщением «<данные изъяты>», в ходе которого выявлены недостатки в обустройстве и содержанию дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения - неудовлетворительное состояние проезжей части, на протяжении всей проезжей части спорных участков имеется колейность, лужи, просадки грунта, что не соответствует требованиям п. 5.2.4 ФИО5 50597-2017.

Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены отдел строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> и МО МВД России «<адрес>».

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес>ФИО4 на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании с требованиями не согласна, из ее пояснений, данных в судебном заседании, а также представленного отзыва на административный иск следует, что административным ответчиком бездействия по непринятию мер по приведению автомобильной дороги «<данные изъяты>» в нормативное состояние не допущено, поскольку в целях содержания указанной автомобильной дороги заключен муниципальный контракт от <Дата обезличена><Номер обезличен>, также регулярно заключаются муниципальные контракты на выполнение ремонтно-восстановительных работ этой дороги. Так, за период <Дата обезличена> годов было заключено <данные изъяты> муниципальных контрактов и выполнено работ на общую сумму <данные изъяты> рубля. В том числе, в целях организации проезда <Дата обезличена> в результате конкурсных процедур в соответствии Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от <Дата обезличена> № 44-ФЗ был заключен муниципальный контракт № <Номер обезличен>, в рамках указанного муниципального контракта были работы по отсыпке дорожного полотна на участках с км 69+000 по км 125+000 (выборочно), работы по указанному контракту завершены <Дата обезличена>. В соответствии с распоряжением администрации <адрес> от <Дата обезличена><Номер обезличен>-Р с целью сохранения несущей способности дорожного полотна в отношении дорог общего пользования местного значения с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> были введены ограничения на передвижение транспортных средств свыше 12 тонн по дорогам <адрес>. Однако, ввиду нарушения установленных ограничений и проезда по автомобильным дорогам <адрес> большегрузного транспорта золотодобывающих предприятий на спорной автомобильной дороге образовалась колейность, ямы, просадки. Распоряжением администрации <адрес><Номер обезличен> от <Дата обезличена> движение всех транспортных средств по автомобильной дороге «<данные изъяты>» запрещено. В июле 2023 года по результатам обследования автомобильной дороги «<данные изъяты>» определены участки, подлежащие восстановлению, в настоящее время готовятся сметные расчеты объема и стоимости восстановительных работ для обеспечения проезда по указанной дороге. В случае выделения средств, необходимо также проведение конкурсных процедур для определения подрядчика. Кроме того, администрацией <адрес> ведется работа по заключению с золотодобывающими предприятиями соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в решении задач по восстановлению локальных мест разрушения элементов указанной автомобильной дороги. Золотодобывающие предприятия выразили готовность оказать помощь после окончания сезона, соответственно указанные работы могут быть проведены не ранее <Дата обезличена> года.

Представители заинтересованных лиц - отдела строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>, МО МВД России «<адрес>» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований по следующим основаниям:

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от <Дата обезличена><Номер обезличен>, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратится в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О прокуратуре Российской Федерации», исходя из положений ст.35 указанного Закона, прокурор, в частности, имеет право, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Заместитель прокурора <адрес> в соответствии с требованиями ст.39 КАС РФ обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку фактическое состояние дороги «<данные изъяты>» нарушает права участников дорожного движения на безопасность такового и права жителей населенного пункта, транспортная доступность которого зависит от состояния автомобильной дороги, на благоприятные условия их жизнедеятельности, в связи с чем, суд полагает, что административное исковое заявление подано в рамках предоставленных ему полномочий.

При этом, учитывая, что административное исковое заявление об оспаривании бездействия может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого сохраняется обязанность совершить соответствующие действия, срок на обращение в суд с настоящим административным иском, предусмотренный ст.219 КАС РФ, истцом не пропущен.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от <Дата обезличена> №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Статьей 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии с ч.4 ст.6 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В силу ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от <Дата обезличена> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данной нормой закона регулируются характер и объем деятельности местного самоуправления. Содержание дорог местного значения является одним из вопросов местного значения, решение которого обеспечивает локальную (для <адрес>) жизнедеятельность муниципального образования и удовлетворение потребностей его жителей и иных лиц, в частности в безопасном дорожном движении. Решение данного вопроса требует от органов местного самоуправления совершения ряда материально-технических и юридических действий, в рассматриваемом случае подлежат организации дорожные работы силами как муниципальных, так и иных привлекаемых к этому организаций, решению финансовые и материальные вопросы, проведению ремонтные работы и т.д.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе, на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от <Дата обезличена> № 257-ФЗ, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу требований ч. 3 ст. 15 указанного Федерального закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Постановлением администрации <адрес> от <Дата обезличена><Номер обезличен> (с изменениями от <Дата обезличена>) утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования <адрес>. Автомобильная дорога «<данные изъяты>», протяженностью 138 км, с грунтовым типом покрытия, идентификационным номером 10 255 - ОП - МР - 002 включена в указанный перечень.

<адрес> установлено, что к вопросам местного значения <адрес> относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городком наземном электрическим транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава).

Таким образом, в судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что автомобильная дорога «<данные изъяты>», находящаяся в <адрес> является автомобильной дорогой местного значения и находится в собственности муниципального образования <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ст. 18 Федерального закона от <Дата обезличена> № 257-ФЗ, ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ст.34 Федерального закона № 257-ФЗ).

Таким образом, из системного анализа названных норм следует, что ответчик обязан своевременно и за счет средств бюджета обеспечить ремонт автомобильной дороги местного значения общего пользования при наличии к тому оснований, в том числе в результате повреждения дорожного полотна ввиду его естественного износа, иных причин, в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств, при этом особое значение этому в рассматриваемом случае придает то, что спорная автомобильная дорога является единственной в указанном направлении.

Приказом Росстандарта <Номер обезличен>-ст от <Дата обезличена> утвержден национальный стандарт Российской Федерации ФИО5 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и введен в действие с <Дата обезличена>.

В соответствии с п. 1 ФИО5 50597-2017 настоящий Стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Так, пунктом 5.2.4. ФИО5 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А значений показателей), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Из материалов дела следует, что автомобильная дорога «<данные изъяты>» имеет многочисленные дефекты на спорных участках, в том числе, колейность, просадки, выбоины.

Так, из актов обследования автомобильной дороги общего пользования «<данные изъяты>» от <Дата обезличена>, составленных государственным инспектором дорожного надзора МО МВД России «<адрес>» следует, что при проведении обследования установлено, что на участках дороги: с 0 км по 1 км присутствует коллейность глубиной 15 см, длиной 12 м, площадью 45 м2; от 3 км по 53 км присутствует коллейность глубиной 14 см, длиной 20 м, площадью 38 м2; с 56 км по 75 км присутствует коллейность глубиной 10 см, длиной 16 м, площадью 34 м2; с 78 км по 90 км - коллейность глубиной 15 см, длиной 32 м, площадью 64 м2 ; со 110 км по 129 км - коллейность глубиной 16 см, длиной 32 м, площадью 40 м2; со 129 км до <адрес> присутствует коллейность глубиной 12 см, длиной 21м, площадью 58 м2.

Указанные обстоятельства также подтверждены представленным в материалы дела фотоматериалом, стороной ответчика не оспариваются.

Распоряжением главы <адрес><Номер обезличен>-р от <Дата обезличена>, в связи с несоответствием состояния автомобильной дороги «<данные изъяты>» требованиям безопасности дорожного движения, движение всех видов транспортных средств по ней с км 0+000 до км 138+000 запрещено с <Дата обезличена> с 17.00 часов до устранения недостатков, угрожающих безопасности дорожного движения.

Как следует из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании, поскольку работы по устранению образовавшихся недостатков в состоянии спорной дороги до настоящего времени не выполнены, запрет на движение по ней транспортных средств сохраняется.

Из сообщения администрации <адрес> от <Дата обезличена> следует, что ГАУ <адрес> «Авиабаза» выполняет рейсы по перевозке пассажиров самолетом АН-2 на аэродромы и посадочные площадки, расположенные в северных районах области по установленным маршрутам на основании постановления <адрес> от <Дата обезличена><Номер обезличен>, приказа министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес><Номер обезличен>-ОД от <Дата обезличена> по утвержденным маршрутам в июле-августе месяце <Дата обезличена> года в том числе в <адрес> по следующему расписанию: рейс ЦХ <Номер обезличен><данные изъяты> выполняется по 2-ым и 4-ым дням недели (пассажировместимость 12 человек); рейс ЦХ <Номер обезличен><данные изъяты> выполняется по 2-ым и 4-ым дням недели (пассажировместимость 12 человек); рейс ЦХ <Номер обезличен><данные изъяты> выполняется по 1-ым и 3-им дням недели (пассажировместимость 11 человек) (в <адрес>-техническая посадка); рейс ЦХ <Номер обезличен><данные изъяты> выполняется по 1-ым и 3-им дням недели (пассажировместимость 11 человек) (в <адрес>-техническая посадка).

Таким образом, транспортная доступность <адрес> в настоящее время обеспечена в минимальном количестве исключительно авиа перевозками пассажиров, возможность проезда к указанному населенному пункту и обратно наземным транспортом, используемым, в том числе для обеспечения проживающего в нем населения продовольственными товарами, лекарственными средствами и прочими необходимыми товарами потребления на момент рассмотрения настоящего спора отсутствует.

Указанные обстоятельства, в силу изложенного, обусловлены непринятием ответчиком мер по приведению спорной автомобильной дороги в нормативное состояние в установленные ФИО5 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» сроки, в связи с чем суд полагает требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом характера и объема необходимых для приведения дороги в нормативное состояние работ, суд полагает разумным и целесообразным установление ответчику срока для исполнения настоящего решения – в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильной дороги сообщением «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ФИО5 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Обязать администрацию <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу сообщением «<данные изъяты>» в нормативное состояние, а именно: участки дороги с 400 м до 1 км, с 4 км по 52 км включительно, с 57 км по 74 км включительно, с 79 по 89 км включительно, со 111 км до <адрес> - в соответствии с п.5.2.4 ФИО5 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Клаус Н.В.

Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.

Судья Клаус Н.В.