ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-56/19 от 04.03.2019 Венгеровского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-56/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Венгеровский районный суд Новосибирской области в составе

председательствующего судьи Зеленковой Н.П.

при секретаре Филоненко К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО1 ичу о взыскании задолженности по налогу и пене,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пене, указывая, что ответчик в течение 2016 года владел на праве собственности транспортным средством ЗИЛ 131 с регистрационным номером <***>, следовательно, является плательщиком транспортного налога за период 2016 год.

В установленный ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) срок ФИО1 было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет налогоплательщика. В установленный ст. 363 НК РФ срок налогоплательщик ФИО1 транспортный налог не уплатил.

Истцом в порядке ст. 75 НК РФ исчислена сумма пени в сумме 19,80 руб. и через личный кабинет налогоплательщика было передано требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога и пени. Налогоплательщик ФИО1 в установленный срок – ДД.ММ.ГГГГ не исполнил вышеуказанные требования

В связи с чем, административный истец просит взыскать с административного ответчика транспортный налог за период 2016 г. в сумме 6000 руб. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 19 руб. 80 коп, всего 6019 руб. 80 коп.

В судебном заседании административный истец не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия. В ходе рассмотрения дела административным истцом представлены письменные пояснения к возражению ФИО1 и административному иску.

Суд, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, распорядившихся своими процессуальными правами по своему усмотрению.

В судебном заседании административный ответчик ФИО1 исковые требования признал частично в части его обязанности уплаты транспортного налога, но возражал против удовлетворения исковых требований МИФНС в полном объеме, считая, что транспортный налог для него должен быть исчислен с учетом его материального положения, так как он является малоимущим лицом. Пояснил, что требование об уплате налога и пени он не получал, к личному кабинету налогоплательщика он не подключался и заявления об этом не писал, был подключен налоговой инспекцией без его ведома, с заявлением о получении налоговых уведомлений и иных документов на бумажном носителе в налоговую инспекцию не обращался. Также при рассмотрении дела административный ответчик представил письменные возражения на административное исковое заявление.

Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно п.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с требованиями п. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно пп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п.2 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно абз.1,2 п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).

На территории <адрес> налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются в соответствии с главой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категории налогоплательщиков в <адрес>».

Согласно выписке из сведений, полученных налоговым органом от регистрирующих органов, в собственности ФИО1 имеется грузовой автомобиль марки ЗИЛ 131, государственный регистрационный знак <***>, с мощностью двигателя 150.00, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ, адрес местонахождения – <адрес> (л.д.17).

Административным ответчиком при рассмотрении дела принадлежность ему указанного транспортного средства в названный период не оспаривалась.

Следовательно, в силу положений ст.ст.357-359,362 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик обязан уплачивать транспортный налог за указанное транспортное средство.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

При этом согласно части 2 статьи 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

Согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, направленному в адрес ФИО1 через личный кабинет ДД.ММ.ГГГГ, расчету транспортного налога за 2016 год на указанный автомобиль ЗИЛ 131, государственный регистрационный знак <***>, транспортный налог составляет 6000 руб. (л.д.12, 13).

Межрайонной ИФНС России по <адрес> в адрес ФИО1 через личный кабинет направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога с физического лица в сумме 6 000 руб., пеней на недоимку по данному налогу в сумме 19,80 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14, 15).

Исходя из административного искового заявления, транспортный налог за период 2016 год в сумме 6000 руб., пени, начисленные за просрочку уплаты транспортного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 19 руб. 80 коп., до настоящего времени не уплачены.

Административным ответчиком расчет налога, факт и период владения автомобилями, мощность двигателя не оспаривались.

Как указывает административный истец, ФИО1 подключен к информационному ресурсу Личный кабинет - ДД.ММ.ГГГГ. Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ размещено в личном кабинете налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ. Требование об уплате налогов, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размещено в личном кабинете налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика это информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных НК РФ, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Уведомления от ФИО1 о необходимости получения документов на бумажном носителе в Межрайонную ИФНС по <адрес> не поступало, что подтверждается сведениями административного истца (л.д.63) и не оспаривалось административным ответчиком.

В случае неполучения от физического лица уведомления, по истечении 3 рабочих дней со дня первого входа физического лица в личный кабинет налогоплательщика направление налоговыми органами физическому лицу документов (информации), сведений осуществляется только через личный кабинет налогоплательщика. Документы (информация) выгружаются в личный кабинет по факту их формирования.

Кроме того, ч.2.1 ст.23 НК РФ обязывает налогоплательщиков - физических лиц по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Сообщить о наличии указанного имущества можно в произвольной форме, например в виде заявления, приложив к нему копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества. Заявление и указанные документы можно представить в налоговый орган по месту жительства или месту нахождения объектов недвижимости лично, через представителя или направить по почте заказным письмом. Также можно передать соответствующее сообщение в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, заверив их усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 7 ст. 23 НК РФ).

Сообщить указанную информацию необходимо в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, даже в случае неполучения налогоплательщиком налогового уведомления, он в соответствии ч.2.1 ст. 23 НК РФ обязан сообщить об этом в налоговый орган, факт неполучения налогового уведомления не освобождает физическое лицо от уплаты налогов, сборов, пени. Если у налогоплательщика есть налогооблагаемые имущество или доходы, но ему не пришло в срок налоговое уведомление, он может обратиться в любую налоговую инспекцию (за исключением межрегиональных налоговых инспекций) для выяснения причин. В том числе можно направить информацию о неполучении уведомления через официальный сайт ФНС России, например через личный кабинет.

Административным истцом в материалы дела представлены доказательства того, что ФИО1 подключен к информационному ресурсу «Личный кабинет» ДД.ММ.ГГГГ, а также о размещении в его личном кабинете налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ и требования об уплате налогов, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу на запрос суда заявление ФИО1 на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика уничтожено в связи с истечением пятилетнего срока хранения заявлений (л.д.63).

Отрицая факт получения налогового уведомления и требования , ФИО1 надлежащих доказательств данного факта суду не представил, и так как он является плательщиком транспортного налога с 2013 года, в силу чего не имеется оснований полагать, что административному ответчику не известно о наличии у него обязанности по уплате исчисленных налоговым органов по итогам налогового периода - 2016 год сумм налога, ФИО1 не оспаривал то обстоятельство, что самостоятельно в налоговые органы по вопросу оплаты налога за 2016 год за указанное транспортное средство не обращался, до настоящего времени обязанность по уплате налога не исполнена.

Статьей 2.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категории налогоплательщиков в <адрес>» установлены налоговые льготы по транспортному налогу и основания для их использования налогоплательщиками. Для налогоплательщиков, имеющих статус малоимущих, льгота по транспортному налогу не предусмотрена.

Поскольку требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, ФИО1 предложено оплатить сумму транспортного налога и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ, не исполнено налогоплательщиком, административный истец обратился в предусмотренный законом срок с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 6-7), которое было удовлетворено и мировым судьей второго судебного участка Венгеровского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ а-367/2018 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 6000 руб., пени по транспортному налогу в размере 19 руб. 80 коп. (л.д.76).

ДД.ММ.ГГГГ с учетом поступивших от должника возражений, мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа а-367/2018 от ДД.ММ.ГГГГ, инспекции разъяснено право на обращение в суд с административным иском в порядке, установленным ст. 32 КАС РФ (л.д.9).

В силу части 3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судебный приказ а-367/2018 от ДД.ММ.ГГГГ отменен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ, с административным исковым заявлением МИФНС обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-5), то есть в срок, предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации.

На основании изложенного, требования административного истца о взыскании задолженности по транспортному налогу подлежат удовлетворению.

Административный истец также просит взыскать пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год в размере 19 руб. 80 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.2 ст.57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствие со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Данный расчет пени судом проверен, признан верными, возражений против расчета пени административным ответчиком не представлено.

В силу положений ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст.176 КАС РФ).

В силу ч.4 ст.288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Кроме того, из анализа правовых норм, содержащихся в ст.48 и ст.75 НК РФ следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Поскольку административным истцом представлены доказательства, что у административного ответчика имеется задолженность по транспортному налогу за 2016 год, имеются основания для взыскания с ФИО1 задолженности по начисленной пени.

Таким образом, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 6000 руб., пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19,80 руб.

В силу положений ст. п.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии с положениями ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При подаче заявления в суд истец был освобожден от уплаты госпошлины в силу пп. 19 п.1 ст.333.36. НК РФ.

Согласно ст.333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, размер государственной пошлины составляет при цене иска до 20000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

Учитывая изложенное, взысканию с ФИО1 в федеральный бюджет также подлежит госпошлина в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО1 ичу удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 ича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, транспортный налог за период 2016 год в сумме 6000 руб., пени на транспортный налог за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 19 руб. 80 коп.

Взыскать с ФИО1 ича в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Н.П.Зеленкова