УИД 11RS0014-01-2013-000199-86
Дело № 2а-56/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Корткерос 17 февраля 2021 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Ширяевой М.К., с участием пом.прокурора Корткеросского района Краевой Е.А., представителя административного ответчика АМР «Корткеросский» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению
Прокурора Корткеросского района к
АМР «Корткеросский» об обязании поставить на учет бесхозяйную вещь
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Корткеросского района обратился в суд, в т.ч. с учетом уточненных исковых требований и отказа от части требований, об обязании администрации МР «Корткеросский» поставить на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйную вещь-<...> В обоснование заявленных требований указано, что в ходе комиссионного обследования <...> установлено, что она проходит по следующим кварталам <...> Согласно публичной карте, генеральному плану <...>. По правоустанавливающим документам грузосборочная дорога, расположенная по адресу: <...> находится в собственности ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК». Общая протяженность дороги составляет <...> м., протяженность дороги, находящаяся в собственности ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» - <...> м., от поворота на <адрес> до границы населенного пункта <адрес> – <...> Таким образом, <...> которую администрация МО МР «Корткеросский» должна поставить на кадастровый учет, (без учета участков дороги, находящейся в собственности ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК») составляет <...>
В судебном заседании пом. прокурора на уточненных требованиях, с учетом отказа от части требований, настаивала.
Представитель АМР «Корткеросский» ФИО1 с требованиями прокурора не согласна, поскольку <адрес> расселен, на территории <адрес> нет проживающих граждан, граждан у которых в собственности имеется на территории <...> Есть <...>, по одному из которых подано заявление в суд о снятии с регистрационного учета, второму предложено жилое помещение, которое он смотрел, но ответ пока не дал.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска, АО «Монди СЛПК» на судебное заседание своего представителя не направило, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела. В письменных возражениях в отношении заявленных требований просили учесть, что <...>, принадлежит АО «Монди СЛПК» на праве собственности.
Суд, с учетом ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые заявления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе комиссионного обследования <...> установлено, что она проходит по <...> Общая продолжительность <...> согласно произведенным расчетам на основании «Планшетов лесоустройства 1992г.» составляет <...>., в которую входит согласно свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК от <дата> серии <адрес>, техническому паспорту на сооружение ГУП РК «Республиканское бюро технической инвентаризации» <...> расположенная по адресу: <...> находящаяся в собственности АО «Монди Сыктывкарский ЛПК», часть дороги, находящаяся в собственности АО «Монди Сыктывкарский ЛПК», протяженностью <...> м.; спорный участок <...>
Спорный участок дороги в реестрах муниципальной собственности МО МР "Корткеросский" и СП «Усть-Лэкчим» отсутствует и в перечни <...> не включался.
Установленные судом обстоятельства ответчиком не оспаривались.
В соответствии со статьями 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения - к вопросам местного значения поселения. Статьей 50 указанного Федерального закона предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в частности, в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В силу пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 1. 3 ст. 3, ч.3 ст.15 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Искусственные дорожные сооружения – это сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения). Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, которые в полной мере согласуются с указанными выше положениями закона, суд приходит к выводу о том, что спорная <...> расположена в границах муниципального образования <адрес> и не относится к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, не является частной автомобильной дорогой, вопрос о принадлежности автомобильной дороги, признании ее бесхозяйной или принятии в муниципальную собственность не решен, бездействие органа местного самоуправления в указанной сфере может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в частности, в сфере надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку доказательств, что автомобильная дорога в настоящий момент находится в удовлетворительном состоянии отсутствуют.
Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время <адрес> расселен, в <адрес> никто не проживает, что дома, пригодные для проживания, производственные объекты, объекты социального обслуживания на территории поселка отсутствуют, суд считает не состоятельными, доказательственно не подтвержденными и не являющимися основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку как не оспаривалось представителем ответчика указанный поселок не закрыт. Кроме того, в настоящее время имеются зарегистрированные в жилых помещениях <адрес> лица, граждане используют земельные участки на территории поселка для огородничества, доказательств принятия мер по прекращению землепользования административным ответчиком не предоставлено. Вместе с тем, ответчиком также не предоставлено надлежащих доказательств заявленных доводов, поскольку информация АСП «<...>» оснований выдачи не содержит, составление искового заявления не свидетельствует о снятии гражданина с регистрационного учета по месту жительства в <адрес>.
В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Пунктом 3 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Отсутствие собственника автомобильной дороги влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Следовательно, бездействие органа местного самоуправления по принятию мер по постановке на муниципальный баланс данной спорного участка дороги, который может быть использован неопределенным кругом лиц до официального его закрытия, факта использования земельных участков на территории <адрес><...>
С учетом вышеизложенного, при отсутствии сведений о собственнике спорной автомобильной дороги, которая муниципальной собственностью не является, в установленном порядке на учет не поставлен и в связи с нарушением прав неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора.
Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Корткеросского района удовлетворить.
Обязать администрацию МР «Корткеросский» поставить на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, <...>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Буян Э.Ф.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 февраля 2021 года