ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-56/2021 от 17.06.2021 Наро-фоминского гарнизонного военного суда (Московская область)

Решение

именем Российской Федерации

17 июня 2021 г. г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Халина С.Л., при секретаре судебного заседания Черкасюк Е.В., с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО5, представителя административного ответчика – командира войсковой части 32010 -ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-56/2021 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 32010 подполковника ФИО1 об оспаривании действий командиров войсковых частей 19612 и 32010, связанных с проведением организационно-штатных мероприятий, необеспечением денежным довольствием в полном объеме и иными выплатами,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил:

- признать незаконными и отменить приказы командира войсковой части 19612 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, командира войсковой части 32010 от ДД.ММ.ГГГГ, в частях, его касающихся;

- обязать командиров войсковых частей 19612 и 32010 издать соответствующие приказы о выплате ему соответствующих надбавок, выплата которых была прекращена ранее, в соответствии с их приказами;

- обязать командиров войсковых частей 19612 и 32010 издать соответствующие приказы о выплате ему дополнительного материального стимулирования по итогам 2018, 2019 и 2020 годов в соответствии с расчетными суммами на одного военнослужащего, утвержденными приказами Министра обороны Российской Федерации;

- обязать командиров войсковых частей 19612 и 32010 издать соответствующие приказы о выплате ему материальной помощи в соответствии с действующим на тот момент времени приказом Министра обороны Российской Федерации за 2019 и 2020 годы.

Решением Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска отказано, в том числе в связи с пропуском ФИО1 срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ, в части оспаривания им приказов командира войсковой части 19612 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказа командира войсковой части 32010 от ДД.ММ.ГГГГ.

По этому же основанию административному истцу отказано в признании незаконными действий командования по невыплате ему материального стимулирования за 2018 год, а также материальной помощи за 2019 год.

Апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГа-383 упомянутое решение суда первой инстанции, касающейся отказа ФИО1 в признании незаконными приказов командира войсковой части 19612 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, приказа командира войсковой части 32010 от ДД.ММ.ГГГГ, а также в части, касающейся отказа в удовлетворении требований о возложении на указанных командиров воинских частей обязанности по изданию приказов о выплате административному истцу с ноября 2018 года ежемесячных надбавок, материального стимулирования за 2020 год и материальной помощи за этот же год, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильным применением норм процессуального права отменено, а дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в тот же гарнизонный военный суд.

В остальной части указанное решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда оставлено без изменения, а соответствующая апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В судебном заседании ФИО1 настаивал на удовлетворении заявленных требований и в обоснование пояснил, что он ранее занимал воинскую должность заместителя командира полка по работе с личным составом. В связи с проведением в октябре 2018 года организационно-штатных мероприятий его должность была сокращена и дальнейшую службу он проходит не на должности. Однако, он в полном объеме до настоящего времени исполняет обязанности по сокращенной должности. Издание должностными лицами оспариваемых приказов повлекло уменьшение размера его денежного довольствия, а именно ему не выплачиваются ежемесячные надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за классную квалификацию, за особые условия военной службы, за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Кроме того, ему не выплачены материальная помощь и материальное стимулирование.

Представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании пояснил, что приказ должностного лица, согласно которому ФИО1 полагается освобожденным от занимаемой воинской должности с прекращением ему дополнительных выплат в силу п. 1 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, издан не полномочным должностным лицом.

Представитель по доверенности командира войсковой части 32010 ФИО2 в судебном заседании, требования административного истца не признал и пояснил, что оспариваемые приказы изданы надлежащим должностными лицами, а дополнительные выплаты ФИО1 не положены, поскольку он проходит военную службу не на воинской должности и должностные обязанности не исполнял.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства командир войсковой части 19612 и его представитель, а также заинтересованные лица – ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ», Филиал ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес> и <адрес>» в суд не явились, просив о рассмотрении дела в их отсутствие.

В ранее направленных в суд возражениях представитель ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ» ФИО6 указала, что расчет и выплата денежного довольствия производится финансовым органом на основании сведений, внесенных должностными лицами соответствующего кадрового органа. ДД.ММ.ГГГГ в единую базу данных внесены сведения о сдаче ФИО1 дел и должности. В связи с этим денежное довольствие административного истца после указанной даты состояло из окладов по воинской должности и воинскому званию, ежемесячной надбавки за выслугу лет. Сведений об установлении к выплате ФИО1 материальной помощи за 2019 – 2020 годы в единой базе данных нет. Материальное стимулирование было установлено и выплачено ФИО1 только в 2019 году в размере 100 рублей.

Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 и 4 ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон) военнослужащий проходит военную службу на воинской должности или может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях: нахождения в распоряжении командира (начальника)- не более трех месяцев; нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев; нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу.

По смыслу указанной правовой нормы военнослужащий проходит военную службу либо на воинской должности, либо в распоряжении командира (начальника).

Исходя из ч. 1 ст. 43 Закона назначение на воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, осуществляется указами Президента Российской Федерации, а остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

В силу п. 3 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы прохождения военной службы», полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на воинские должности устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Статьей 13 Положения установлено, что для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более чем на шесть месяцев.

В ст. 14 Положения предусмотрено, что военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перевода, увольнения с военной службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Право освобождения военнослужащего от занимаемой воинской должности имеет должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность.

Согласно п. 10 Порядка «О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий», утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, должностные лица Вооруженных Сил Российской Федерации, которым предоставлено право по назначению на воинские должности военнослужащих, обладают следующими полномочиями:

- командующие войсками военных округов (флотами) на воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до подполковника, капитана 2 ранга включительно,

- командиры соединений (бригад, дивизий и им равные), для которых штатом предусмотрены воинские звания генерал-майор, контр-адмирал, полковник, капитан 1 ранга на воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до капитана, капитан-лейтенанта включительно.

В силу приведенных правовых норм командиры соединений (бригад, дивизий и им равные) имеют право назначать на воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до капитана, капитан-лейтенанта включительно, а поэтому правом освобождения военнослужащих, для которых штатом предусмотрена воинская должность подполковника, не обладают.

Так, приказом командующего войсками Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ (по личному составу, § 1) ФИО1 назначен на воинскую должность заместителя командира войсковой части 32010 по работе с личным составом, для которой штатом предусмотрено воинское звание подполковника.

На основании указаний начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и указаний штаба Западного военного округа от 31 июля того же года приказом командира войсковой части 19612 от ДД.ММ.ГГГГ объявлено о проведении в воинских частях соединения организационно-штатных мероприятий (далее - ОШМ) и внесении соответствующих изменений в штаты воинских частей, в соответствии с которыми занимаемая административным истцом должность исключена из штата войсковой части 32010.

О проведении ОШМ и внесении изменений в штат войсковой части 32010 объявлено приказом командира данной воинской части от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом командира войсковой части 19612 от ДД.ММ.ГГГГ (по строевой части, § 1) ФИО1, как военнослужащий, по мнению этого должностного лица, освобождённый от занимаемой воинской должности вышеуказанным приказом от ДД.ММ.ГГГГ, полагался сдавшим дела и должность с ДД.ММ.ГГГГ с прекращением ему дополнительных выплат.

При указанных обстоятельствах денежное довольствие административному истцу с ноября 2018 года стало выплачиваться в размере, установленном для военнослужащих, проходящих военную службу в распоряжении, то есть без ежемесячных надбавок.

По этим же причинам ФИО1 не было выплачено предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ дополнительное материальное стимулирование за 2018 и 2020 годы, а за 2019 год размер данного стимулирования составил 100 рублей. Также ему не была выплачена ежегодная материальная помощь за 2019-2020 годы.

Из копий соответствующих представлений также усматривается, что с момента проведения ОШМ командованием принимались меры к определению дальнейшего предназначения ФИО1 на военной службе. Однако документы были возвращены без реализации.

Как следует из пояснений административного истца, уменьшение размера денежного довольствия он связывает именно с обстоятельством сокращения его воинской должности и изданием оспариваемых приказов.

Согласно показаниям начальника пункта отбора на военную службу по контракту (1 разряда) (<адрес>) ФИО3, привлеченного судом в качестве специалиста, основанием к изданию приказа по строевой части является приказ уполномоченного должностного лица по личному составу. Однако подобного приказа материалы дела не содержат и ответчиками не представлено. При этом в оспариваемом приказе от ДД.ММ.ГГГГ (по строевой части, § 1) в качестве его основания указаны приказы должностных лиц о проведении ОШМ, которые носят исключительно организационный характер.

С учетом изложенного, оспариваемые ФИО1 приказы командиров войсковой части 19612 от ДД.ММ.ГГГГ, войсковой части 32010 от ДД.ММ.ГГГГ о проведении ОШМ прав административного истца по мнению суда не нарушают, изданы в целях реализации указаний начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и указаний штаба Западного военного округа от 31 июля того же года и носят именно организационный характер по проведению ОШМ, в связи с чем являются законными и отмене не подлежат.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконными и об отмене приказов командиров войсковой части 19612 от ДД.ММ.ГГГГ, войсковой части 32010 от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, как усматривается из приведенных выше выписок из приказов, должность заместителя командира полка по работе с личным составом 13 танкового полка 4 гвардейской танковой дивизии 20 гвардейской общевойсковой армии Западного военного округа предусматривает воинское звание «подполковник».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что командир войсковой части 19612 неправомерно издал приказ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 полагался сдавшим дела и должность с ДД.ММ.ГГГГ с прекращением ему дополнительных выплат.

При этом суду не представлено доказательств того, что ФИО1 сдал дела и должность, полномочным должностным лицом освобожден установленным порядком от занимаемой воинской должности либо выведен в распоряжение какого-либо должностного лица.

При таких обстоятельствах приказ командира войсковой части 19612 от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся ФИО1, суд признает незаконным и считает необходимым возложить на указанное должностное лицо обязанность отменить данный приказ в этой части.

Рассматривая требование ФИО1 о возложении на административных ответчиков обязанности по изданию приказов о выплате ему с ноября 2018 года ежемесячных надбавок, суд исходит из следующего.

Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

Согласно п. 32 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, при этом п. 2 этой же статьи предусмотрено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Пунктом 38 ранее действовавшего Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты (далее - надбавки) выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), а в случае проведения организационно-штатных мероприятий - по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), но не позднее дня окончания организационно-штатных мероприятий, указанного в правовом акте Министерства обороны о проведении этих организационно-штатных мероприятий, если иное не предусмотрено настоящим Порядком.

Надбавки выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания и отражаются в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельных графах, если иное не предусмотрено Порядком (абз. 3 п. 39 Порядка).

В силу п. 154 этого Порядка, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при сокращении занимаемых ими воинских должностей, снижении воинских званий, предусмотренных по занимаемым ими воинским должностям (месячных окладов в соответствии с занимаемыми ими воинскими должностями), а также в случаях, предусмотренных подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, со дня окончания организационно-штатных мероприятий, указанного в правовом акте Министерства обороны о проведении этих организационно-штатных мероприятий, и до дня вступления в исполнение обязанностей по воинским должностям в связи с их назначением на другие воинские должности, возложением на них временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям или увольнения с военной службы денежное довольствие выплачивается в порядке, установленном пунктами 152 - 153 настоящего Порядка.

Аналогичное правовое регулирование содержится в пунктах 34, 35 и 94 действующего Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, согласно п. 1 ст. 13 Положения, для решения вопросов дальнейшего прохождения службы военнослужащие, проходящие службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

Таким образом, прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении военнослужащего от занимаемой должности и зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения установленным порядком такого военнослужащего от занимаемой воинской должности и без зачисления его в распоряжение соответствующего воинского должностного лица он считается проходящим военную службу на соответствующей воинской должности.

При этом правовым основанием для производства таких выплат военнослужащему является приказ командира воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

При таких обстоятельствах, несмотря на сокращение занимаемой административным истцом воинской должности, он от нее, как установлено в суде, соответствующим приказом не освобождался, в распоряжение не зачислялся, а поэтому считается проходящим военную службу на занимаемой воинской должности, в связи с чем вправе претендовать на получение обусловленных этой должностью выплат, входящих в его денежное довольствие, а поэтому суд полагает необходимым возложить на командира войсковой части 19612 обязанность установить ФИО1 к выплате дополнительные выплаты, производство которых было прекращено.

Рассматривая требование ФИО1 о возложении на административных ответчиков обязанности по выплате ему материального стимулирования за 2020 год, суд приходит к следующему.

На основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» Министру обороны РФ предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год, на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил РФ, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих, в виде дополнительной выплаты, наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Во исполнение этого Указа Министр обороны РФ издал приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвердил Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).

Конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей (п. 7 Порядка) и устанавливаются приказами определенных должностных лиц (п. 6 Порядка). При этом сначала соответствующими должностными лицами утверждаются фонды материального стимулирования с поквартальным их распределением (п. 3 Порядка). По результатам исполнения этих фондов соответствующими финансово-экономическими органами определяется размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование (п. 4 Порядка), и должностными лицами устанавливаются объемы бюджетных средств (п. 5 Порядка).

Таким образом, основанием к производству этой выплаты, согласно приведенным выше требованиям Указа и Порядка, является наличие денежных средств, высвобождаемых за счет сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ, а условием - оценка соответствующим командиром (начальником) результатов исполнения военнослужащими должностных обязанностей.

Поскольку иное не вытекает из содержания указанных нормативных актов, следует прийти к выводу о том, что решение командиром (начальником) должно быть принято в отношении всех военнослужащих, проходивших военную службу по контракту на должности в истекшем квартале.

Применительно к данному делу этот вопрос должен решаться исходя из оценки соответствующим командиром (начальником) результатов исполнения военнослужащим должностных обязанностей в 1-м, 2-м, 3-м и 4-м кварталах 2020 года, и действовавшего в этот период законодательства. При этом решение об установлении конкретного размера стимулирования должно быть мотивированным. Данное положение вытекает из предписаний, установленных Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Так, этим указом определено, что стимулирование должно осуществляться в виде дополнительной выплаты наряду с другими дополнительными выплатами.

Такой вывод согласуется с конституционным принципом равенства всех перед законом и судом, включающего общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы. Конституционный Суд РФ в своей практике исходит из того, что равенство всех перед законом и судом может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность же, пробельность ее содержания, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит, к нарушению принципов равенства и верховенства закона.

В пунктах 6 и 7 Порядка указано, что конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели. Эта выплата производится на основании приказов соответствующих командиров (начальников, руководителей) по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

Иных критериев для определения конкретного размера указанной выплаты данный нормативный правовой акт не предусматривает.

Из материалов дела видно, что ФИО1 по итогам 2020 года соответствующим должностным лицом к выплате в связи с ОШМ в качестве дополнительного материального стимулирования определена в размере 0 рублей.

Вместе с тем, как установлено выше, административный истец, в том числе в 2020 году, считается проходящим военную службу на занимаемой воинской должности. Иных оснований к непредставлению для выплаты стимулирования, предусмотренных п. 11 названного Порядка материалы дела не содержат, а ответчиками таких доказательств в суд не представлено.

Принимая во внимание изложенное, невыплата ему дополнительного материального стимулирования за первый, второй и остальные кварталы 2020 года, законной считаться не может.

Поскольку вопрос о конкретном размере вознаграждения относится к компетенции соответствующего командира (начальника), в целях восстановления нарушенного права административного истца, в соответствии со ст. 3 КАС РФ, суд возлагает обязанность на командира войсковой части 32010 рассмотреть вопрос по установлению ФИО1 дополнительного материального стимулирования по итогам первого, второго и остальных кварталов 2020 года, предусмотренного приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. фактически за весь 2020 год.

Рассматривая требование ФИО1 о возложении на административных ответчиков обязанности издать приказ о выплате ему материальной помощи за 2020 год, суд приходит к следующему.

Согласно п. 79 действующего Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, военнослужащим по контракту по их рапорту выплачивается ежегодная материальная помощь (далее - материальная помощь) в размере одного оклада денежного содержания

В силу п. 80 Порядка, военнослужащим по контракту, имеющим право на получение материальной помощи, но не обратившимся за ней в текущем году, материальная помощь выплачивается одновременно с выплатой им денежного довольствия за декабрь текущего года.

Пунктом 81 Порядка предусмотрено, что материальная помощь исчисляется исходя из оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности, занимаемой военнослужащим по контракту (в случае временного исполнения им обязанностей по вакантной воинской должности - оклада в соответствии с этой воинской должностью), установленных на дату принятия решения (издания приказа) о выплате материальной помощи, а при выплате материальной помощи в декабре - на 1 декабря текущего года.

Материальная помощь выплачивается на основании приказа соответствующего командира.

Из п. 84 действующего Порядка следует, что материальная помощь не выплачивается военнослужащим по контракту в случаях, указанных в п. 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В п. 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате военнослужащим премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи» указано, что материальная помощь не выплачивается военнослужащим, в том числе в период нахождения в распоряжении командиров (начальников).

Пунктом 94 действующего Порядка предусмотрено, что военнослужащим по контракту при сокращении занимаемых ими воинских должностей, снижении воинских званий, предусмотренных по занимаемым ими воинским должностям (окладов по воинским должностям, занимаемым ими), а также в случаях, предусмотренных подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, со дня окончания организационно-штатных мероприятий, указанного в правовом акте Министерства обороны о проведении этих организационно-штатных мероприятий, и до дня вступления в исполнение обязанностей по воинским должностям в связи с их назначением на другие воинские должности, возложением на них временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям или увольнения с военной службы денежное довольствие выплачивается в порядке, установленном пунктами 92 и 93 настоящего Порядка.

Пункты 92 и 93 регулируют вопросы выплаты денежного довольствия военнослужащим в период нахождения в распоряжении командиров.

Из системного анализа данных норм следует, что обязанность командира воинской части издать приказ о выплате материальной помощи военнослужащему сохраняется по декабрь текущего года, за который она производится. При этом материальная помощь военнослужащему при сокращении занимаемой должности не выплачивается до дня вступления в исполнение обязанностей по новой воинской должности.

Представитель административного ответчика командира войсковой части 32010 по доверенности ФИО2 в судебном заседании пояснил, что приказ о выплате ФИО1 материальной помощи за 2020 год не издавался.

Из расчетных листков ФИО1 следует, что материальная помощь за 2020 год ему не выплачивалась.

Как установлено в суде, несмотря на сокращение занимаемой административным истцом воинской должности, он от нее, соответствующим приказом не освобождался, в распоряжение не зачислялся, а поэтому считается проходящим военную службу на занимаемой воинской должности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что невыплата административному истцу материальной помощи за 2020 год незаконна и нарушает его права, в связи с чем считает необходимым возложить обязанность на командира войсковой части 32010 издать приказ о выплате ФИО1 материальной помощи за 2020 год.

Что касается требований административного истца о признании незаконными действий командования, связанных с невыплатой ему материального стимулирования за 2018 и 2019 годы и материальной помощи за 2019 год, то они разрешены по существу при первоначальном их рассмотрении, по ним приято решение, которое в этой части вступило в законную силу, в связи с чем повторному рассмотрению не подлежат.

Таким образом, требования ФИО1 следует удовлетворить частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании действий командиров войсковых частей 19612 и 32010, связанных с проведением организационно-штатных мероприятий, необеспечением денежным довольствием в полном объеме и иными выплатами, - удовлетворить частично.

Признать приказ командира войсковой части 19612 от ДД.ММ.ГГГГ, в части касающейся ФИО1 незаконным и возложить на указанное должностное лицо обязанность отменить данный приказ в этой части.

Обязать командира войсковой части 19612 установить ФИО1 в установленном законом порядке к выплате дополнительные ежемесячные надбавки, производство которых было прекращено.

Обязать командира войсковой части 32010 рассмотреть вопрос по установлению ФИО1 дополнительного материального стимулирования за 2020 год в соответствии с занимаемой воинской должностью, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать командира войсковой части 32010 издать приказ о выплате ФИО1 материальной помощи за 2020 год.

В удовлетворении требований ФИО1 признать незаконными и отменить приказы командиров войсковой части 19612 от ДД.ММ.ГГГГ, командира войсковой части 32010 от ДД.ММ.ГГГГ, – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Наро-Фоминский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

«Подпись»