ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-56/2022 от 01.02.2022 Пыть-яхского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01.02.2022 г. Пыть-Ях

Пыть-Яхский городской суд ХМАО - Югры, в составе судьи Ступина Р.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём Аллахвердиевой Г.А., с участием представителя административного истца Слеповой И.В., представителя административного ответчика Медведевой О.Н. и старшего помощника прокурора г. Пыть-Яха ХМАО – Югры Рудаковой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-56/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» (далее - АО «Югра-Экология») к муниципальному казённому учреждению «Администрация г.Пыть-Яха» исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (далее - МКУ «Администрация г. Пыть-Яха») о признании нормативного правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

АО «Югра-Экология» является региональным оператором сферы обращения с отходами на территории ХМАО – Югры, на основании заключенного между департаментом промышленности ХМАО - Югры и АО «Югра-Экология» соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с данным соглашением зоной деятельности АО «Югра-Экология» является в том числе городской округ город Пыть-Ях ХМАО - Югры.

администрацией г. Пыть-Яха вынесено постановление «О признании утратившим силу постановления администрации города «О внесении изменения в постановление администрации города «Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ -Ях» . Оспариваемое постановление опубликовано на официальном сайте администрации г. Пыть-Яха.

Согласно п. Оспариваемого постановления признано утратившим силу постановление города «О внесении изменения в постановление администрации города «Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ город Пыть-Ях» с момента его принятия.

Ранее, в соответствии с отменённым Постановлением , нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Пыть-Яха для категории объектов «» были установлены в размере куб.м/год, кг/год; для категории «» были установлены в размере куб.м/год, кг/год. Таким образом, Оспариваемым постановлением норматив накопления твердых коммунальных отходов по вышеуказанным категориям был отменён полностью.

АО «Югра-Экология» считает, что Оспариваемое постановление противоречит требованиям нормативных актов, регулирующих отношения в сфере установления нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов и нарушает права и законные интересы АО «Югра-Экология», поскольку установленные нормативы подлежат применению им при коммерческих расчётах с потребителями коммунальных услуг.

Оспариваемым постановлением отменено указанное выше Постановление , которое было принято с соблюдением порядка определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, после проведения замеров накопления твёрдых коммунальных отходов.

В то же время, после отмены Постановления вновь вступило в действие Постановление , по которому не проводились замеры накопления твёрдых коммунальных отходов, что является нарушением п.п. Правил определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, утверждённых постановлением Правительства РФ , которое в свою очередь принято во исполненные Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Оспариваемым постановлением нарушен принцип платности размещения отходов, а также баланс интересов АО «Югра-Экология» и потребителей. При установлении тарифа учитывается расчётный объём твёрдых коммунальных отходов, который должен соответствовать предполагаемому фактическому объёму вывозимых АО «Югра-Экология» отходов.

Оплата потребителями услуг АО «Югра-Экология» по вывозу отходов осуществляется исходя объёма отходов, определённого по нормативам накопления твёрдых коммунальных отходов.

Нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать величине фактического объёма вывозимого мусора.

Объём фактически вывезенных отходов должен быть равен объёму отходов, за который выставлены счета потребителям.

Однако, в результате применения Оспариваемого постановления нормативы не обеспечивают оплату всего объема фактически вывезенных АО «Югра-Экология» отходов, та как а в связи с отменой Постановления , объём фактически вывезенных твёрдых коммунальных отходов существенно перестал совпадать с объёмом отходов, по которым выставлены счета на оплату.

В результате АО «Югра-Экология» ежемесячно недополучает оплату за фактически вывезенный объём отходов. Расходы на вывоз фактически понесены, что влечет возникновение существенных убытков и недофинансирования деятельности АО «Югра-Экология».

Административный истец АО «Югра-Экология» просит суд признать недействующим с момента принятия постановление администрации г. Пыть-Яха «О признании утратившим силу постановления администрации города «О внесении изменения в постановление администрации города «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ город Пыть-Ях». Взыскать с администрации г. Пыть-Яха расходы по уплате государственной пошлины в размере руб.

В судебном заседании представитель АО «Югра-Экология» Слепова И.В. настояла на удовлетворении заявленного требования, согласно доводам и основаниям изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно представитель Слепова И.В. уточнила, что в административном исковом заявлении допущена описка при указании тарифа для категории «», а также пояснила, что с г. Департаменту промышленности ХМАО – Югры переданы полномочия утверждения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, но как и когда они будут реализованы не известно, пока действуют ранее принятые постановления органов местного самоуправления.

Представитель административного ответчика Медведева О.Н. требование не признала, огласив письменные возражения, согласно которым администрацией г. Пыть-Яха соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие нормативных правовых актов, форма и вид нормативного правового акта. Оспариваемое постановление принято тем же органом местного самоуправления, который принял Постановление и опубликовано в установленные сроки в приложении «» к газете . Содержание Оспариваемого постановления является определённым, исключает возможность неоднозначного толкования. Административным истцом не указано какому нормативному правовому акту, имеющего большую юридическую силу, не соответствует Оспариваемое постановление или его отдельные положения. Постановление не затрагивает правоотношения по размещению отходов, следовательно отсутствует нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Административный истец ссылается на то, что установленные Оспариваемым постановлением нормативы не обеспечивают оплаты всего объёма фактически вывезенных отходов, но в постановлении не установлены размеры нормативов. Административный истец ссылается на нормативы, ранее установленные постановлением администрации города «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ город Пыть-Ях». Доказательства иного объёма фактически вывезенных объёмов административный истец не приводит, а обосновывает выпадающими доходами основываясь на нормативах, которые признаны установленными с нарушением порядка проведения замеров (отсутствие доказательств раздельного сбора отходов от деятельности магазинов и жилого дома, в котором или рядом с которыми эти магазины расположены, исключения смешивания отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов, некорректный расчет жителей). Доводы административного истца о нарушении баланса интересов регионального оператора и потребителей коммунальных услуг ничем не подтвержден. Тогда как в адрес администрации города поступали обращения граждан (потребителей) об установлении в постановлении администрации города необоснованно завышенных нормативов. Вопрос обоснованности установления нормативов, указанных в постановлении администрации города , и возможности их пересмотра также рассматривался на рабочем совещании с участием в том числе исполнительного директора АО «Югра-Экология» Ващенко В.П. По итогам совещания было принято решение о создании рабочей группы с участием жителей города по проведению замеров накопления твёрдых коммунальных отходов, а также о внесении изменений в постановление . Следовательно, представители АО «Югра-Экология» были осведомлены о неправомерности установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов, указанных в постановлении администрации города , которое впоследствии было отменено Оспариваемым постановлением. Административный истец фактически настаивает на утверждении новых нормативов накопления твердых коммунальных отходов, но с , в соответствии с Законом ХМАО - Югры «О внесении изменений в отдельные законы ХМАО - Югры», полномочия по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов из полномочий органов местного самоуправления исключены.

Представитель административного ответчика Медведева О.Н. дополнительно пояснила, что после принятия постановления администрации города в администрацию г. Пыть-Яха стали поступать жалобы граждан на завышенные тарифы. Выяснилось, что в г. группа работников администрации г. Пыть-Яха, для определения тарифов, проводила замеры линейкой, без учёта плотности и объёма бытовых отходов в контейнерах. В связи с данными обстоятельствами и было принято Оспариваемое постановление. Повторно замеры не производились, по причине отсутствия у муниципалитета достаточного финансирования, для заключения контракта с организацией, которая специализируется по данным работам.

Участвующий прокурор Рудакова Е.Ю. считает, что нет оснований, для удовлетворения административного иска.

Выслушав участников процесса и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Статьёй 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно п. 4 ст. 24.10 названного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

На основании ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 24.10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Как видно из материалов дела АО «Югра-Экология» является региональным оператором на территории ХМАО - Югры, что следует из соглашения , заключенного АО «Югра-Экология» с департаментом промышленности ХМАО - Югры .

В целях осуществления расчётов с собственниками твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов производится региональным оператором исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Исходя из Закона ХМАО - Югры от 10.09.2021 № 72-оз «О внесении изменений в отдельные законы ХМАО - Югры», до установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов было отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из Закона ХМАО - Югры от 17.11.2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ХМАО - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами». Вместе с тем, нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов, утверждённые органами местного самоуправления муниципальных образований ХМАО – Югры применяются до утверждения Правительством ХМАО – Югры нормативов накопления твердых бытовых отходов.

администрацией г. Пыть-Яха, в соответствии с Законом ХМАО - Югры от 17.11.2016 № 79-оз, приказом департамента промышленности ХМАО - Югры от 06.12.2017 № 38-п-162 «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований ХМАО - Югры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами», принято постановление .

Данным постановлением были установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Пыть-Яха: для категории объектов «» - куб.м/год, кг/год; для категории «» - куб.м/год, кг/год.

администрацией г. Пыть-Яха вынесено постановление «О признании утратившим силу постановления администрации города от 18.11.2020 № 497-па «О внесении изменения в постановление администрации города от 26.02.2018 № 30-па «Об утвёрждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ город Пыть-Ях».

Согласно п. 1 Оспариваемого постановления признано утратившим силу постановление города от 18.11.2020 № 497-па «О внесении изменения в постановление администрации города от 26.02.2018 № 30-па «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ город Пыть-Ях» с момента его принятия.

По мнению административного истца, постановление от 12.02.2021 № 62-па принято органом местного самоуправления с нарушением требований законодательства, регулирующего отношения в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Суд считает, что административное исковое требование заявлено правомерно.

Согласно п. 4 ст. 24.10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов).

В соответствии с п. названных правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов

Пунктом Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами Правил определения нормативов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Оспариваемым постановлением признано утратившим силу постановление города от 18.11.2020 № 497-па «О внесении изменения в постановление администрации города от 26.02.2018 № 30-па «Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ город Пыть-Ях».

Оспариваемым постановлением норматив накопления твёрдых коммунальных отходов по вышеуказанным категориям был отменён полностью.

Административный ответчик не оспаривает, что постановление администрации города от 26.02.2018 № 30-па «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ город Пыть-Ях» не соответствует указанным правилам нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов.

Таким образом, Оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы АО «Югра–Экология» поскольку его исполнение влечёт возникновение убытков для указанной организации.

Несмотря на то, что возможность использования при установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов сведений, полученных вне процедуры сбора данных о массе и объёме накапливаемых отходов, действующим законодательством не предусмотрена, при определении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов для объектов общественного назначения соответствующие замеры административным ответчиком не осуществлялись, следовательно факт нарушения порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов является установленным.

Поскольку какое-либо нормативно-правовое обоснование принятого решения органом местного самоуправления приведено не было, необходимо признать оспариваемый нормативно правовой акт незаконным.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии достаточного финансирования, для организации проведения замеров для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, не могут быть приняты во внимание, поскольку не подтверждены доказательствами и не могут освобождать администрацию города от обязанности соблюдения законов и нормативных актов, регулирующих порядок установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемые положения нормативного правового акта признаются недействующими, суд исходит из того, что данные правовые нормы применялись, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство, согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу, а не с даты принятия оспариваемого постановления, как просит административный истец.

Срок обращения с административным исковым заявлением истцом не пропущен, так как, в соответствии с ч. 6 ст. 208 КАС РФ, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

При этом оснований для прекращения производства по делу у суда отсутствуют, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт непосредственно применялся к административному истцу, и затрагивает его права и законные интересы. Уменьшение административным ответчиком в нарушение установленного порядка норматива накопления твердых коммунальных отходов повлекло изменение единого тарифа на коммунальную услугу, что привело к пропорциональному изменению дохода АО «Югра-Экология».

Административный истец не вправе произвольно выбирать для расчётов способы коммерческого учета твердых коммунальных отходов, поскольку в силу указанных норм права установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а также определение тарифов на оплату коммунальной услуги не связано с коммерческим учетом и зависит исключительно от нормативов, определяемых до г. органами местного самоуправления ХМАО - Югры.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ, в пользу административного истца подлежат взысканию с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить частично административное исковое заявление АО «Югра-Экология» к МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» о признании нормативного правового акта недействующим.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление администрации г. Пыть-Яха от 12.02.2021 № 62-па «О признании утратившим силу постановления администрации города от 18.11.2020 № 497-па «О внесении изменения в постановление администрации города от 26.02.2018 № 30-па «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ город Пыть-Ях».

Отказать в удовлетворении остальной части административного искового заявления АО «Югра-Экология» к МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» о признании нормативного правового акта недействующим.

Взыскать с МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» в пользу АО «Югра-Экология» расходы по уплате государственной пошлины в размере руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ХМАО - Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Пыть-Яхский городской суд.

Судья Пыть-Яхского городского суда Р.Н. Ступин