ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-56/2022 от 24.01.2022 Краснозерского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-56/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего - судьи Чукановой Н.А.,

при секретаре Гавронине В.В.,

с участием прокурора Мисюк Р.В.,

представителя административного ответчика Администрации Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области Юданова А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Краснозерского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов

установил:

Прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов по следующим основаниям.

Прокуратурой Краснозерского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части образования несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, исполнения обязанностей по ликвидации либо рекультивации таких свалок.

В результате проведенной проверки на территории Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области выявлено наличие несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории земельных участков с кадастровыми номерами , площадью 20000 кв.м., ориентировочный объем отходов на объекте - 1200 куб.м (участок находится на расстоянии примерно 2 км по направлению на север от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>), , площадью 5000 кв.м., ориентировочный объем отходов на объекте - 240 куб.м (участок находится на расстоянии примерно 1 км по направлению на восток от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>), , площадью 5000 кв.м., ориентировочный объем отходов на объекте - 30000 куб.м (участок находится на расстоянии примерно 0,8 км по направлению на юго-запад от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>), . площадью 5000 кв.м., ориентировочный объем отходов на объекте - 30000 куб.м (участок находится на расстоянии примерно 0,5 км по направлению на северо-восток от ориентира <адрес> Октябрьского сельсовета <адрес>), , площадью 10000 кв.м., ориентировочный объем отходов на объекте-40000 куб.м (участок находится на расстоянии примерно 0,8 км по направлению на восток от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>), , площадью 6000 кв.м., ориентировочный объем отходов на объекте - 30000 куб.м (участок находится на расстоянии примерно 0,6 км по направлению на запад от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>), относящихся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и имеют вид разрешенного использования для свалок и складирования бытовых отходов.

Указанные земельные участки являются муниципальной собственностью Октябрьского сельсовета (номера регистрации права собственности: земельный участок с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ).

Наличие несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории данного муниципального образования также подтверждается информацией от ДД.ММ.ГГГГв-2019, поступившей из Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратуры.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст.3 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года № 484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» за сельскими поселениями Новосибирской области закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно п.18 ст.32 Устава муниципального образования Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, принятого Решением 36 сессии Совета депутатов Октябрьского сельсовета от 13 ноября 2017 года № 96 к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории муниципального образования Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, в силу положений действующего законодательства Администрация Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории муниципального образования Октябрьского сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 20000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 2 км по направлению на север от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 5000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 1 км по направлению на восток от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 5000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 0,8 км по направлению на юго-запад от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 5000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 0,5 км по направлению на северо-восток от ориентира <адрес> Октябрьского сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 10000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 0,8 км. по направлению на восток от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 6000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 0,6 км по направлению на запад от ориентира <адрес> сельсовета <адрес> и обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на территории муниципального образования Октябрьского сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 20000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 2 км<адрес>, площадью 5000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 1 км по направлению на восток от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 5000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 0,8 км по направлению на юго-запад от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 5000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 0,5 км по направлению на северо-восток от ориентира <адрес> Октябрьского сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 10000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 0,8 км по направлению на восток от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 6000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 0,6 км. по направлению на запад от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, поддержал требования в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика в судебном заседании административные исковые требования не признал, по тем основаниям, что на основании сметной документация на ликвидацию несанкционированных свалок требуется 73630735 рублей. На 2022 год доходная часть бюджета поселения составляет 10174 рубля 40 копеек. В структуре доходной части бюджета поселения доходы (налоговые и неналоговые поступления) планируются в сумме 3815 рублей 60 копеек или 37,5% от общей суммы доходов, безвозмездные поступления 6358 рублей 80 копеек или 62,5% от общей суммы доходов. На 2023 год доходная часть бюджета поселения - 5930 рублей 60 копеек. В структуре доходной части бюджета поселения (налоговые и неналоговые поступления) планируются в сумме 3914 рубля 60 копеек или 66% от общей суммы доходов, безвозмездные поступления 2016 рублей или 34% от общей суммы доходов. На 2024 год доходная часть бюджета поселения - 5357 рублей 30 копеек. В структуре доходной части бюджета поселения доходы (налоговые и неналоговые поступления) планируются в сумме 4023 рубля 50 копеек или 75,1% от общей суммы доходов, безвозмездные поступления 1333 рубля 80 копеек или 24,9% от общей суммы доходов. Главе Краснозерского района Новосибирской области направлено ходатайство об оказании финансовой поддержки по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, но данное ходатайство администрацией района не принято. Административный ответчик не можем принять меры по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, ввиду того, что в бюджете нет средств на ликвидацию несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст.3 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года № 484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» за сельскими поселениями Новосибирской области закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно п.18 ст.32 Устава муниципального образования Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, принятого Решением 36 сессии Совета депутатов Октябрьского сельсовета от 13 ноября 2017 года № 96 к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

На основании абзацев 2, 7, 8 ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.

В соответствии п.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с абз.4,8 ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;.

Согласно п.п.2 п.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно п.7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, собственник отходов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

На основании примечания к п.7.8 указанного ГОСТа если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно п.18 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области в нарушение указанных требований законодательства образованы несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов. Административным ответчиком не приняты меры по ликвидации либо рекультивации таких свалок.

Так, ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра установлено, что на земельном участке, расположенном на расстоянии 2000 метров в северном направлении от <адрес> обнаружена свалка со скоплением твердых коммунальных отходов, сухих веток, свалка периодически буртуется (л.д.24-25), на земельном участке, расположенном на расстоянии 1000 метров в восточном направлении от <адрес> обнаружена свалка со скоплением твердых коммунальных отходов, сухих веток, свалка не огорожена, мусор не буртуется (л.д.26-27), на земельном участке, расположенном на расстоянии 500 метров в северо-восточном направлении от <адрес> обнаружена свалка со скоплением твердых коммунальных отходов, сухих веток, отходами животноводства, свалка не ограждена (л.д.28-29), на земельном участке, расположенном на расстоянии 0,8 км. в юго-западном направлении от <адрес> обнаружена несанкционированная свалка со скоплением твердых коммунальных отходов, сухих веток, свалка не ограждена, мусор буртуется один раз в год (л.д.30-31), на земельном участке, расположенном на расстоянии 800 метров в восточном направлении от <адрес> обнаружена несанкционированная свалка со скоплением твердых коммунальных отходов, сухих веток (л.д.32), на земельном участке, расположенном на расстоянии 0,6 км. в западном направлении от <адрес> обнаружена несанкционированная свалка со скоплением твердых коммунальных отходов, сухих веток, свалка не имеет ограждений (л.д.33).

ДД.ММ.ГГГГ главе Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления (л.д.34-36).

Согласно ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ нарушения не устранены, несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами не ликвидированы (л.д.37).

ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в Администрацию Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области о предоставлении информации о принятых мерах по устранению нарушений, отраженных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38).

Согласно информации Администрации Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, указанные в представлении, не устранены, несанкционированные свалки твердых, коммунальных отходов не ликвидированы, денежные средства в бюджете Октябрьского сельсовета для этих целей не предусмотрены, ведется работа по изысканию средств для ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов (л.д.39)

ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области направлен запрос о предоставлении информации о принятых мерах по устранению, нарушений, отраженных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40).

Согласно информации Администрации Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, указанные в представлении, не устранены, несанкционированные свалки твердых, коммунальных отходов не ликвидированы, денежные средства в бюджете Октябрьского сельсовета для этих целей не предусмотрены, контракты на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок не заключены (л.д.41).

Таким образом, установлено, что Администрацией Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области не выполнена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.

Суд считает несостоятельным довод представителя административного ответчика о невозможности принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, по причине отсутствия в бюджете денежных средств, поскольку сам по себе факт отсутствия денежных средств не является основанием для признания бездействия административного ответчика законным.

Суд приходит к выводу, что оспариваемое прокурором бездействие Администрации Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области может привести к утрате почвой своих плодородных свойств, ухудшению качества состояния земельного участка, а также к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и условия жизнедеятельности, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью, поэтому признает административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, с учетом характера и объема мероприятий, подлежащих выполнению для исполнения решения, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ. При этом суд учитывает, что данный срок обеспечит соблюдение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурор обратился в суд с иском.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования прокурора Краснозерского района Новосибирской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов расположенных на территории муниципального образования Октябрьского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 20000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 2 км по направлению на север от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 5000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 1 км по направлению на восток от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 5000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 0,8 км по направлению на юго-запад от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 5000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 0,5 км по направлению на северо-восток от ориентира <адрес> Октябрьского сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 10000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 0,8 км. по направлению на восток от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 6000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 0,6 км по направлению на запад от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>.

Обязать Администрацию Октябрьского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на территории муниципального образования Октябрьского сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 20000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 2 км. по направлению на север от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 5000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 1 км по направлению на восток от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 5000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 0,8 км по направлению на юго-запад от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 5000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 0,5 км по направлению на северо-восток от ориентира <адрес> Октябрьского сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 10000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 0,8 км по направлению на восток от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 6000 кв.м., расположенном на расстоянии примерно 0,6 км. по направлению на запад от ориентира <адрес> сельсовета <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Краснозерский районный суд Новосибирской области.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья