дело № 2а-5700/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2020 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Автушина Ф.А.,
при секретаре Березиной Н.С.,
с участием представителя истца Вовк Я.И.,
представителя ответчика Хозяиновой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора города Сыктывкара в защиту прав и законных интересов Белых Валерия Васильевича к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия,
установил:
Прокурор г.Сыктывкара обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Белых В.В. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не расселении ... с ** ** ** по настоящее время, возложении обязанности в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу включить многоквартирный ... Республики Коми в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № 5/1440, с указанием срока отселения граждан до 2021 года, требования обоснованы тем, что в ** ** ** году все жилые помещения в указанном многоквартирном доме признаны непригодными для проживания, однако в адресную программу расселения дом не включен.
В ходе рассмотрения дела, суд с учетом заявленных требований перешел к его рассмотрению в порядке КАС РФ.
Представитель истца в судебном заседании представила отказ истца от требований возложении обязанности в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу включить многоквартирный ... Республики Коми в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № 5/1440, с указанием срока отселения граждан до 2021 года.
Отказ от требований прокурора в данной части принят судом, однако поскольку аналогичного заявления от Белых В.В. не поступило, в порядке ч.6 ст.39 КАС РФ требования в указанной части оставлены без рассмотрения.
В принятии к производству суду для рассмотрения в рамках данного дела уточнений заявленных требований отказано, поскольку вновь представленные уточнения имеют абсолютно иные предмет и основания иска, представителю истца разъяснено право самостоятельного обращения с данными требованиями.
Истица Белых В.В., представитель, третьего лица Минстроя РК в судебном заседании участия не приняли.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ** ** ** между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и Веселковой Р.И., Белых В.В. заключен договор на передачу жилого помещения в долевую собственность, на основании которого в собственность указанных лиц передано жилое помещение по адресу: ...4.
Из заключения межведомственной комиссии №181 от 15 февраля 2011 года следует, что на основании акта межведомственной комиссии от 24 декабря 2010 года №181 составленного по результатам обследования, в связи с большим износом конструкций дома процессе эксплуатации, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости, комиссия приняла решение, что техническое состояние жилых помещений в ... не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признала жилые помещения непригодными для проживания.
Таким образом, многоквартирный жилой ... аварийным и подлежащим сносу не признавался.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № 6/1784 МКД № 12 по ... признан аварийным и подлежащим сносу, согласно п. 2 которого мероприятия по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях указанного дома, должны быть выполнены в срок до 2027 года.
В связи с тем, что ... признан аварийным и подлежащим сносу после ** ** **, в программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда он не включен.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда предусмотрен национальный проект «Жилье и городская среда», одной из задач которого является создание механизмов переселения граждан из непригодного жилья, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с паспортом федерального проекта, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 № 3 (далее - федеральный проект), целевой показатель для Республики Коми по расселяемому до 2024 года аварийному жилфонду составляет 135,48 тыс. кв. м, по количеству расселяемых граждан - 7,53 тыс. человек.
Согласно паспорту федеральный проект реализуется через Государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Статьей 1 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон №185-ФЗ) установлено, что данный Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 185-ФЗ установлено, что целями деятельности Фонда являются обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, осуществления информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ в перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда входит наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 01.01.2017 в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
В пределах предоставленных полномочий постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 № 160 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», ответственным за реализацию и главным распорядителем бюджетных средств на исполнение которой является Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.
Заключенным Правительством Республики Коми с Фондом договором от 28.05.2019 о предоставлении и использовании финансовой поддержки Фонда на переселение граждан из аварийного жилья регион принял обязательство обеспечить достижение целевых показателей реализации Программы, установленных федеральным проектом (п. 2.2.5).
Во исполнение национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 гг.», утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 № 160, и требований Федерального закона № 185-ФЗ, постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 21.05.2019 № 5/1440 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО ГО «Сыктывкар» на период 2019 - 2025 годы» (далее - муниципальная программа), которой предусмотрено переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации путем предоставления жилых помещений в построенных многоквартирных домах и выплаты выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции согласно п. 7 Положения осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
По результатам работы комиссия, исходя из п. 47 Положения, принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В случае обследования помещения комиссия в силу требований п. 49 Положения составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из материалов дела усматривается, что в 2011 году ... межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу не признавался.
Суд полагает ошибочным довод прокурора Сыктывкара о том, что из заключения МВК №181 от 15 февраля 2011 года фактически следует о признании в 2011 году МКД 12 по ... непригодным, следовательно аварийным и подлежащим сносу.
Фактически ... признан аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **.
С учетом установленных по делу обстоятельств, оснований для признания многоквартирного жилого ... аварийным и подлежащим сносу с ** ** ** году у суда не имеется.
По убеждению суда со стороны администрации МО ГО «Сыктывкар» отсутствует незаконное бездействие, выразившееся в не расселении ..., поскольку установлен срок для расселения до 2027 года, который на момент рассмотрения дела не истек.
Права Белых В.В. каким-либо образом не затронуты, учитывая следующее
Права собственника жилого помещения в многоквартирном доме, признанного аварийным и подлежащим сносу обеспечены ст.32 Жилищного кодекса РФ
Согласно части 10 которой Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Таким образом, принимая постановление ** ** ** № 6/1784 администрация МО ГО «Сыктывкар» действовала в рамках представленных полномочий.
В силу положений ст.95 Жилищного кодекса РФ Белых В.В. может быть предоставлено жилое помещение маневренного фонда для временного проживания, сам же Белых имеет лишь право на получение выкупной цены за принадлежащее ему жилое помещение в доме, признанном аварийным, а с учетом того, что дом не включен в адресную программу для целей его расселения, каких-либо нарушений его прав на жилище не со стороны администрации не допущено.
руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора города Сыктывкара в защиту прав и законных интересов Белых Валерия Васильевича к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Ф.А.Автушин
Мотивированное решение составлено 29 декабря 2020 года