Дело № 2а-5704/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2023 года г. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Адамановой Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 ФИО5 к Администрации городского округа Щёлково, Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки,
Установил:
Административный истец ФИО2, с учетом уточенных в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) административных исковых требований, обратился в Щелковский городской суд Московской области с административным иском к Администрации городского округа Щёлково, Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером № Из выписки Единого государственного реестра недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером № относится к категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства». Данные земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».
В соответствии с картой градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым номером № (местоположение: г.о. Щелково, д. Большие Жеребцы) включен частично в границы территориальной зоны Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, частично Т – зона транспортной инфраструктуры, а также частично расположен в границах лесничеств.
Основанием для обращения в суд с настоящим административным иском является невозможность использования земельного участка в соответствии с целевым назначением ввиду отнесения земельного участка к двум территориальным зонам. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного, истец просит суд:
- признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Постановление Администрации городского округа Щёлково от ДД.ММ.ГГГГ№ о внесении изменений в Постановление Администрации городского округа Щелково от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Щелково Московской области», в части утверждения правил «Внесение изменений в правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Щёлково Московской области в части корректировки градостроительных регламентов, графической части и порядка их применения», а именно, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером № площадью 89864 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> двух территориальных зон: зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-2), зона транспортной Инфраструктуры (Т);
- признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Постановление Администрации городского округа Щелково от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Щелково Московской области», в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером № площадью 89864 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> двух территориальных зон: зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-2), зона транспортной Инфраструктуры (Т);
- признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки на территории городского поселения Щёлково Щелковского муниципального района Московской области, утвержденные Постановлением Администрации городского округа Щелково от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Щелково Московской области», в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером № площадью 89864 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> двух территориальных зон: зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-2), зона транспортной Инфраструктуры (Т);
- обязать Администрацию городского округа Щёлково опубликовать сообщение о решении после его вступления в законную силу в общественно-политической газете городского округа Щёлково «Время» и на официальном сайте Администрации городского округа Щёлково.
В судебном заседании административный истец – ФИО2 административный иск поддержал по изложенным в административном иске основаниям, просил требования удовлетворить.
Явившийся в судебное заседание представитель административного ответчика – Администрации городского округа Щёлково по доверенности (копия в деле) ФИО3 административный иск не признал, поддержал представленные письменные возражения, согласно которым, в удовлетворении требований просил отказать.
Административный ответчик – Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области в судебное заседание представителя не направил, через ГАС «Правосудие» направил письменные возражения, согласно которым в удовлетворении требований просил отказать.
Третьи лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Щёлковский районный отдел судебных приставов, Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 16.1 Закона Московской области от 7 марта 2007 года N 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области" (в редакции Закона Московской области от 28 декабря 2020 года) правила землепользования и застройки утверждаются местной администрацией муниципального образования Московской области.
В соответствии с ч.1 ст. 35 Устава городского округа Щёлково, принятого решением Совета депутатов от 30 апреля 2019 года N 964/88-226-НПА администрация городского округа Щелково является исполнительно-распорядительным органом городского округа Щелково, который наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области.
Постановлением Администрации городского округа Щёлково от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Щёлково Московской области.
Постановлением Администрации городского округа Щёлково от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в Постановление Администрации городского округа Щёлково от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Щёлково Московской области (далее – ПЗЗ городского округа Щёлково), в части корректировки градостроительных регламентов, графической части и порядка их применения.
Статьей 1 ГрК РФ закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ). Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).
Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Согласно представленной в материалы дела выкопировке из ПЗЗ городского округа Щёлково, земельный участок земельный участок с кадастровым номером № находится в двух территориальных зонах 9территориальная зона 3 1: 1 – зона транспортной инфраструктуры; территориальная зона № 2: Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами). При этом, из указанной выкопировке из ПЗЗ усматривается, что земельный участок с кадастровым номером № преимущественно расположен в территориальной зоне Т – зона транспортной инфраструктуры.
Как указано в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения (территории общего пользования, обозначенной красными линиями).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (статья 85 Земельного кодекса РФ).
При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определениях от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, нахождение земельного участка одновременно в двух функциональных зонах, если одна из данных зон фактически определяет границы территории общего пользования (улично-дорожной сети), не влечет возникновения неопределенности правового режима земельного участка, поскольку позволяет установить в отношении земельного участка одну территориальную зону и отобразить в ней территорию общего пользования, на которую действие градостроительного регламента установленной территориальной зоны распространяться не будет.
Кроме того, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № находящийся в собственности административного истца, расположен в границах населенного пункта. Вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства». Право собственности на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть после утверждения ПЗЗ городского округа Щёлково.
Учитывая, что право собственности на спорный земельный участок возникло у административного истца после утверждения ПЗЗ городского округа Щёлково, то в данном случае права и законные интересы ФИО2 не являются нарушенными.
В соответствии со статьей 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно части 7 статьи 1 которого существование земельного участка как объекта недвижимости и индивидуально определенной вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждает его государственный кадастровый учет.
При этом статьей 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка, а также описание местоположения объекта недвижимости.
Таким образом, кадастровый учет позволяет установить местоположение земельного участка, границу, площадь, категорию, исключить наложение его границ, предотвратить или разрешить споры о правах и границах.
Как пояснил представитель административного ответчика, при разработке и утверждении оспариваемых правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Щелково Московской области уполномоченным органом приняты во внимание сведения публичной кадастровой карты, а также Единого государственного реестра недвижимого имущества, согласно которым границы территориальной зоны «Ж-2» проходили по точным кадастровым границам земельного участка с кадастровым номером № (площадью 89 620 кв.м).
Земельный участок с кадастровым номером № (площадью 89 864 кв.м) с категорией земель: земли населенных пунктов и видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположен по адресу: <адрес> и поставлен на кадастровый учет после утверждения правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Щелково Московской области (ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Щелково Московской области земельный участок с кадастровым номером № отнесен к зоне транспортной инфраструктуре «Т» (процент наложения 99, 7%) и зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами «Ж-2» (процент наложения 0,3 %, что составляет 244 кв.м, это разница между площадями земельных участков №).
Согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № был образован (ДД.ММ.ГГГГ) из спорного земельного участка с кадастровым номером №. При этом границы земельного участка с кадастровым номером № изначально (ДД.ММ.ГГГГ дата присвоения кадастрового номера) не были установлены. Далее границы земельного участка с кадастровым номером № были установлены, при этом площадь земельного участка с кадастровым номером № увеличилась на 244 кв.м., что повлекло за собой пересечение с двумя территориальными зонами согласно ПЗЗ городского округа Щёлково.
Таким образом, указанное пересечение возникло после образования нового земельного участка, границы и площадь которого изменились.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
Таким образом, внесение изменений в утвержденные Правила землепользования и застройки в части земельного участка с кадастровым номером № возможно только после внесения соответствующих изменений в генеральный план городского округа Щёлково, однако, до настоящего времени указанные изменения в генеральный план не внесены, в связи с чем, оснований для признания недействующими Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Щёлково Московской области, утвержденных постановлением Администрации городского округа Щелково от ДД.ММ.ГГГГ№ в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером № площадью 89864 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> двух территориальных зон: зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-2), зона транспортной Инфраструктуры (Т) не имеется, в противном случае, признание их недействующими в оспариваемой части приведет к несоответствию генеральному плану.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1182/81 "Об утверждении порядка подготовки, согласования, направления проекта правил землепользования и застройки поселения, городского округа на утверждение в орган местного самоуправления муниципального района Московской области, орган местного самоуправления городского округа Московской области", установлено, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным на подготовку, согласование, направление проекта правил землепользования и застройки городского округа на утверждение в орган местного самоуправления городского округа Московской области, а также подготовку внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа Московской области.
Разделом III данного Порядка определен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа Московской области, исходя из пункта 34 которого предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки на рассмотрение Комиссии направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений, тем самым исходя из изложенного для инициирования рассмотрения вопроса о внесении изменений в ПЗЗ административному истцу необходимо обратиться в уполномоченный орган (Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области).
В материалы дела, административным истом не представлено доказательств обращения в уполномоченный орган по вопросу внесения изменения в ПЗЗ городского округа Щёлково.
Таким образом, административным истцом не представлено доказательств невозможности изменения ПЗЗ городского округа Щёлково в рамках установленной процедуры и мероприятий, предусмотренных для внесения изменений в документы градостроительного зонирования муниципального образования, у суда не имеется оснований полагать, что оспариваемые редакции ПЗЗ нарушают права и законные интересы административного истца.
Кроме того, согласно просительной части административного искового заявления, административный истец просит суд признать недействующими, со дня вступления в законную силу решения суда, Правила землепользования и застройки на территории городского поселения Щёлково Щелковского муниципального района Московской области, утвержденные Постановлением Администрации городского округа Щелково от 15.12.2021 г. № 3611 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Щелково Московской области», в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером № площадью 89864 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> двух территориальных зон: зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-2), зона транспортной Инфраструктуры (Т), то есть исключая нахождения спорного земельного участка с кадастровым номером № в какой либо территориальной зоне.
Между тем, отсутствие какой-либо территориальной зоны создает неопределенность использования спорного земельного участка, что противоречит положениям ст. 30 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление ФИО2 ФИО6 к Администрации городского округа Щёлково, Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щёлковский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Э.В. Адаманова