ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5706/18 от 13.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-5706/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи Поладовой Ю.Е., при секретаре Махруткиной Я.А.,

с участием представителя административного ответчика Ерофеевой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Ульяновской области к Хисаметдинову Марату Камилевичу о взыскании задолженности по налогам, пени,

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная ИФНС России №4 по Ульяновской области обратилась в суд с административным иском к ответчику Хисаметдинову М.К. о взыскании задолженности по налогам, пени, в обоснование указав, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №4 по Ульяновской области состоит в качестве налогоплательщика Хисаметдинов М.К., он имеет в собственности объекты налогообложения, в частности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер площадью 25321. В адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № от 18.10.2016г. об оплате земельного налога за данный земельный участок за 2015 год в размере 187 886 руб. В связи с неуплатой налога на основании ст.69 НК РФ ответчику выставлено требование от 21.12.2016г. № об оплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по земельному налогу с физических лиц за 2015г. в размере 187 886 руб.. пени по земельному налогу в размере 1189,94 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,85 руб. в срок до 13.02.2017г. До настоящего времени задолженность не погашена, срок добровольной уплаты истек.

Истец просил суд взыскать с ответчика в пользу Межрайонной ИФНС России №4 по Ульяновской области задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2015г. в размере 187 886 руб., пени по земельному налогу в размере 1189,94 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,85 руб., а всего 189 076,76 руб.

В судебном заседании представитель административного истца не присутствовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменные пояснения в которых указал, что в связи с оплатой в части пени по налогу на имущество в сумме 0,85 руб., уточнил сумму заявленную в административном исковом заявлении в части уменьшения, просил взыскать с ответчика земельный налог за 2015г. в размере 187 886 руб., пени по земельному налогу в размере 1189,94 руб.

Административный ответчик в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, доверил представлять свои интересы представителю. Представил в суд отзыв на исковое заявление.

Представитель административного ответчика Ерофеева Ю.Е. в судебном заседании административный иск не признала. Пояснила, что Хисаметдинову М.К. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером площадью 25321. Расчет налогов осуществляется на основании кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 12 525 757 руб. 54 коп. Вместе с тем, согласно решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № от 15.10.2018, размер кадастровой стоимости установлен на основании рыночной стоимости и составляет 3 840 689 руб. 28 коп. Кроме того, ответчиком частично произведена задолженность на общую сумму 75 000 руб., однако это не было учтено.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 НК РФ.

В силу статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения.

В соответствии с положениями статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Согласно положениям статьи 66 ЗК РФ, регламентирующей оценку земли, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Судом установлено, что Хисаметдинов М.К. является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес> кадастровый номер , площадью 25 321 кв.м.

Согласно налоговому уведомлению № от 18.10.2016г. Хисаметдинову М.К. за 2015 год рассчитан земельный налог в сумме 187 886 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 12 525 757 руб., со сроком уплаты до 01.12.2016г.

В связи с неуплатой налога по данному уведомлению в срок, в адрес налогоплательщика направлено требование № по состоянию на 21.12.2016г. об уплате земельного налога со сроком исполнения до 13.02.2017г.

Направление налогового уведомления, так и требования подтверждается списками внутренних почтовых отправлений, имеющимися в материалах дела.

Требование об уплате налога, сбора, пеней и штрафов административным ответчиком в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением.

В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога и пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога и пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога и пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Кроме того, установлено, что 28.04.2017г. налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу. Мировым судьей судебного участка №1 Ленинского судебного района г.Ульяновска, и.о. мирового судьи судебного участка №3 Ленинского судебного района г.Ульяновска 03.05.2017г. был вынесен судебный приказ о взыскании с Хисаметдинова М.К. в пользу Межрайонной ИФНС России №4 по Ульяновской области земельного налога за 2015г. в размере 187 886 руб., пени в размере 1189 руб. 94 коп.

Определением мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г.Ульяновска, и.о. мирового судьи судебного участка №3 Ленинского судебного района г.Ульяновска от 08.10.2018г. судебный приказ от 03.05.2017г. отменен по заявлению должника.

Исковое заявление подано административным истцом в суд 12.11.2018г.

Указанные обстоятельства свидетельствует о соблюдении административным истцом установленного порядка и сроков для обращения в суд.

Согласно решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области № от 15.10.2018 по заявлению Хисаметдинова М.К. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером поданного на основании установления рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 3 840 689 руб. 28 коп. по состоянию на 01.01.2011, установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости, определенной в размере 12 525 757 руб. 54 коп., указанной в отчете №429/11 от 08.12.2011.

По результатам рассмотрения заявления комиссия решила определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке в размере 3 840 689 руб. 28 коп.

Между тем статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено два основания для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с письмом Минфина России от 20.07.2017 № 03-05-04-01/46181 «О порядке учета сведений об измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении налоговой базы» в тех случаях, когда изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода вносится в Единый государственный реестр недвижимости на основании акта субъекта Российской Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, необходимо учитывать правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 2 июля 2013 г. № 17-П. Согласно указанному постановлению нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В соответствии с положениями абзаца 5 пункта 1 статьи 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Указанная налоговая норма, действующая с 01 января 2017 года, предоставляет налогоплательщику право на перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления любой ошибки при определении его кадастровой стоимости (как технической ошибки, так и кадастровой ошибки).

Определение кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области №73/05/2018-282 от 15.10.2018 является основанием для изменения налоговой базы по земельному налогу и перерасчета налога в пределах установленного законом периода, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для перерасчета Хисаметдинову М.К. земельного налога за 2015 год на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер , исходя из установленной кадастровой стоимости земельного участка, равной 3 840 689 руб. 28 коп.

Следовательно, с Хисаметдинова М.К. подлежит взысканию земельный налог за 2015 год в размере 57 610 руб. 34 коп. (3 840 689 руб. 28 коп. х 1,5%).

Учитывая, что в установленные сроки административным ответчиком обязанность по уплате земельного налога не исполнена, с Хисаметдинова М.К. за период с 02.12.2016г. по 20.12.2016г., согласно выставленному требованию №11353 по состоянию на 21.12.2016г. подлежат взысканию пени в размере 364 руб. 86 коп.

Исходя из суммы удовлетворенных исковых требований, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 939 руб. 26 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Ульяновской области, уточненный в судебном заседании, удовлетворить частично.

Взыскать с Хисаметдинова Марата Камилевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области задолженность по земельному налогу за 2015г. в размере 57 610 руб. 34 коп., пени по земельному налогу в размере 364 руб. 86 коп.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Хисаметдинова Марата Камилевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1939 руб. 26 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.Е. Поладова