ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5709/20 от 21.10.2020 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-5709/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2020 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Перченко Н.Л.

при секретаре Кириченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Луценко С.Н о признании незаконными действий УМВД России по Сахалинской области по включению в банк данных ИЦ УМВД России по Сахалинской области сведений о судимости, возложении обязанности на УМВД России по Сахалинской области исключить сведения о судимости Луценко С.Н из банка данных ИЦ УМВД России по Сахалинской области в связи с погашением судимости,

у с т а н о в и л:

Луценко С.Н. обратился в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование привел следующие обстоятельства.

В октябре 1998 года приговором Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области Луценко С.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 161 Уголовного кодекса РФ, за совершение которого ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года условно. В настоящее время приговор исполнен, наказание отбыто, судимость погашена. Административный истец обратился к ответчику с заявлением об исключении из базы данных о привлечении лиц к уголовной ответственности сведений о наличии у него судимости. Однако в справке о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования имеются сведения о привлечении Луценко С.Н. к уголовной ответственности и наличии судимости. Наставлением, утвержденным межведомственным Приказом правоохранительных органов РФ, зарегистрированным в Минюсте России 21.03.2014 года, и учетные документы в отношении осужденных лиц в базе данных оперативно-справочной картотеки ИЦ хранятся независимо от снятия и погашения судимости и изымаются при достижении лицом 80 - летнего возраста при условии погашения или снятия судимости. Вместе с тем, сведения о факте привлечения к уголовной ответственности и о судимости относятся к персональным данным. В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» в случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных или обеспечить её прекращение и уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 дней с даты достижения цели обработки персональных данных. Луценко С.Н. считает, что действия административного ответчика, связанные с обработкой персональных данных, ограничивают его конституционное право на свободный выбор профессии. Федеральные законы «О персональных данных» и «О полиции» не предусматривают сроки хранения информации об имевшей место судимости. Подзаконным актом такой срок не может быть установлен. Административный истец просит суд признать незаконными действия УМВД России по Сахалинской области по включению в базу данных ИЦ УМВД России по Сахалинской области сведений о судимости, возложить обязанность на УМВД России по Сахалинской области исключить сведения о судимости Луценко С.Н. из базы ИЦ УМВД России по Сахалинской области в связи с погашением судимости.

В судебном заседании административный истец Луценко С.Н. поддержал требования административного иска по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель административного истца Денисов В.И., действующий на основании доверенности, поддержал требования своего доверителя в полном объёме.

УМВД России по Сахалинской области своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено.

Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, с согласия участников процесса, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав пояснения административного истца и его представителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Данный вывод основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.

Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, к полномочиям которого кроме прочего относится создание информационных банков (баз) данных, обеспечение их ведения и функционирования, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации содержащихся в них сведений федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и гражданам (пункт 1, подпункт 43 пункта 12).

Составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел является полиция, которая имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах, формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 4, части 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее по тексту - банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит, в том числе, информация о лицах, осужденных за совершение преступления.

На основании части 8 статьи 17 Федерального закона «О полиции» персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

При этом статья 17 данного закона допускает раскрытие содержащейся в банках данных о гражданах информации государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом, правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также гражданину, права и свободы которого непосредственно затрагиваются содержащейся в банках данных информацией, в порядке установленном законодательством Российской Федерации, и обязывают полицию обеспечить защиту информации, содержащейся в банках данных о гражданах, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

В силу части 3 статьи 10 этого же Федерального закона обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

Из материалов дела суд установил, что в октябре 1998 года административный истец Луценко С.Н. осужден приговором Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области по части 2 статьи 161 и статье 64 Уголовного кодекса РФ к 2 годам лишения свободы условно.

Административный истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил исключить из банка данных сведения о привлечении к уголовной ответственности и наличии судимости. Однако в справке о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования имеются сведения о привлечении Луценко С.Н. к уголовной ответственности и наличии у него судимости.

В соответствии с пунктом 76 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного Приказом МВД России от 27.09.2019 года № 660, в справке о наличии (отсутствии) судимости в соответствующих графах делается отметка «не имеются» при отсутствии сведений об осуждении, о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. В графе «имеются (не имеются) сведения об осуждении на территории Российской Федерации» при наличии сведений об осуждении указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, сведения о переквалификации деяния, дата и основание освобождения, дата и основание снятия судимости.

Административный регламент, как это следует из его названия, регулирует предоставление справок о наличии (отсутствии) судимости, в том числе погашенной и снятой, и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

Из приведенных положений действующего законодательства следует, что оспариваемые действия УМВД России по Сахалинской области по включению информации о судимости в банк данных о привлечении Луценко С.Н. к уголовной ответственности, не могут рассматриваться как ограничение конституционных прав административного истца на свободный выбор профессии.

Погашение судимости также не является основанием для исключения спорных сведений из банка данных Информационного центра.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления Луценко С.Н о признании незаконными действий УМВД России по Сахалинской области по включению в банк данных ИЦ УМВД России по Сахалинской области сведений о судимости, возложении обязанности на УМВД России по Сахалинской области исключить сведения о судимости Луценко С.Н из банка данных ИЦ УМВД России по Сахалинской области в связи с погашением судимости, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 02 ноября 2020 года.

Председательствующий судья Н.Л. Перченко