РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.10.2018 г. пос. Володарский
Володарский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Сливина Д.Н.
при секретаре Кубейсиновой А.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-570/2018 по административному исковому заявлению администрации МО «Маковский сельсовет» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда Астраханской области о выплате компенсации за неиспользованные дни отпуска ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
в суд обратилась администрация МО «Маковский сельсовет» с административным исковым заявлением об оспаривании предписания Государственной инспекции труда Астраханской области о выплате компенсации за неиспользованные дни отпуска бывшему главе администрации ФИО2.
В обосновании требований административный истец указал, что Государственной инспекцией труда в Астраханской области в отношении Администрации муниципального образования «Маковский сельсовет» вынесено предписание от 13.08.2018 № 30/10-2860-18-И, в соответствии с которым Администрацию обязали устранить нарушения трудового законодательства, а именно выплатить компенсацию за неиспользованные отпуска главе муниципального образования «Маковский сельсовет» ФИО2, в срок до 07.09.2018.
Администрация считает данное предписание незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением материальных норм права, а также без учета всех обстоятельств дела и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Административный ответчик полагает, что полномочия главы муниципального образования не предполагают возникновения трудовых правоотношений, которые возникают при заключении трудового договора, и не могут регулироваться нормами ТК РФ. Как полагает истец, ч. 1 ст. 127 ТК РФ, в соответствии с которой при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска, данной ситуации неприменима, поскольку ФИО2 являлась не работником, а выборным должностным лицом местного самоуправления.
Истец указал, что согласно ч. 9 ст. 63 Устава МО «Маковский сельсовет» главе муниципального образования предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется муниципальными правовыми актами. Устав МО «Маковский сельсовет» и муниципальный правовой акт, регулирующий предоставление отпусков выборным должностным лицам МО «Маковский сельсовет», не предусматривает такой дополнительной гарантии главе муниципального образования при увольнении, как выплата компенсации за неиспользованные отпуска.
Таким образом, за период занятия ФИО2 выборной должности - главы муниципального образования компенсация за неиспользованные отпуска не предусмотрена и данный вопрос не входит в компетенцию Государственной инспекцией труда в Астраханской области Администрация муниципального образования «Маковский сельсовет» просила признатьм незаконным предписание Государственной инспекции труда в Астраханской области от 13.08.2018 г. № 30/10-2860-18-И.
В судебном заседании глава администрации муниципального образования «Маковский сельсовет» ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель административного ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства. в суд не явился. Заинтересованное лицо – ФИО2 в удовлетворении иска возражала, считала оспариваемое предписание законным.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства. суд приходит к следующему выводу.
Право обжалования решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено законом (ст. 218 КАС Российской Федерации).
Кроме того, прямое указание на возможность обжалования в суд решений государственных инспекторов труда содержится в ст. 361 ТК Российской Федерации.
Анализ положений ст. ст. 218, 227 КАС Российской Федерации в их взаимосвязи приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при несоответствии таковых нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и охраняемых интересов лиц.
Государственный контроль (надзор) является одним из способов защиты трудовых прав и свобод за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 352 ТК Российской Федерации).
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации, должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить [условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с п. 1 ст. 353 ТК Российской Федерации федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Право государственного инспектора труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства предъявлять работодателю обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства установлено законом (абз. 6 ст. 357 ТК Российской Федерации).
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Статьей 236 ТК Российской Федерации предусматривается материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной пятидесятой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
На основании ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131 -ФЗ) выборное должностное лицо местного самоуправления - это должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. В свою очередь, должностное лицо местного самоуправления - это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительнораспорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Судом установлено, что Государственной инспекцией труда в Астраханской области в отношении Администрации муниципального образования «Маковский сельсовет» вынесено предписание от 13.08.2018 № 30/10-2860-18-И, в соответствии с которым Администрацию обязали устранить нарушения трудового законодательства, а именно выплатить компенсацию за неиспользованные отпуска бывшей главе муниципального образования «Маковский сельсовет» ФИО2, в срок до 07.09.2018.
Из акта проверки от 13.08.2018 г. следует, что что на основании решения Маковского сельского совета депутатов от 25.09.2014г. № 16 ФИО2 вступила в должность главы муниципального образования «Маковский сельсовет».
При этом приказ об увольнении ФИО2, в соответствии с п. 5 части 1 ст. 77 ТК РФ, с должности специалиста работодателем не издавался.
Согласно ст. 63 Устава МО «Маковский сельсовет» главе муниципального образования предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск.
В соответствии с приказами «О предоставлении отпуска работнику», представленными в ходе проверки, в период исполнения полномочий главы ФИО2 предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск на основании её личных заявлений: в ДД.ММ.ГГГГ году с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.. в ДД.ММ.ГГГГ - с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.. в ДД.ММ.ГГГГ. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решением Совета муниципального образования «Маковский сельсовет» 04.05.2018 № 6 «О досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования «Маковский сельсовет» полномочия главы МО «Маковский сельсовет» ФИО2 прекращены 04.05.2018г. на основании её личного заявления об отставке по собственному желанию. При этом компенсация за неиспользованные отпуска ФИО2 не выплачена.
В соответствии со ст.127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В соответствии со статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе, при исполнении государственных и общественных обязанностей.
Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении (прекращение полномочий) есть ничто иное как оплата времени отдыха, не использованного в период осуществления полномочий и предусмотрена в качестве гарантии для всех без исключения лиц, выполняющих обязанности с использованием личного труда, соответственно отсутствие общей гарантии в Уставе муниципального образования «Маковский сельсовет», не свидетельствует о том, что право на денежную компенсацию при прекращении полномочий не может быть реализовано. Суд приходит выводу о возможности применения к спорным правоотношениям норм Трудового кодекса Российской Федерации, считает, что работодателем нарушены положения ст. 127 ТК РФ.
Таким образом, государственная инспекция труда в Астраханской области действовала в пределах своей компетенции, предписание соответствует нормам трудового законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям и основания для признания его незаконным отсутствуют.
Руководствуясь ст. 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение месяца дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме вынесено и изготовлено 22.10.2018 г.
Судья Сливин Д.Н.