ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-570/2017 от 24.04.2017 Шуйского городского суда (Ивановская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

Шуйский городской суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Сорокиной А.А.,

при секретаре Цыгановой Н.В.,

с участием

представителя административного истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Тихомирова Е.Н.,

представителя административного ответчика Межведомственной комиссии по обследованию и категорированию мест (объектов) массового пребывания людей на территории Остаповского сельского поселения ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Межведомственной комиссии по обследованию и категорированию мест (объектов) массового пребывания людей на территории Остаповского сельского поселения о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л :

Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии по обследованию и категорированию мест (объектов) массового пребывания людей на территории Остаповского сельского поселения, выразившееся в не определении срока завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны места массового пребывания людей – Харитоновский дом культуры и обязать Межведомственную комиссию по обследованию и категорированию мест (объектов) массового пребывания людей на территории Остаповского сельского поселения определить срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны места массового пребывания людей – Харитоновский дом культуры.

Данные требования истец мотивировал следующим: Шуйской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму. В ходе проверки установлено, что постановлением Администрация Остаповского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 01.04.2016 №56 утвержден перечень мест массового пребывания людей, в который включен Клочковский дом культуры. В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Пунктами 7 и 12 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35-ФЗ и Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предусмотрено принятие профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь, речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму. В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Согласно п.3 ст.5 названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Как следует из п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N2272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий). Согласно п.1 Требований ими устанавливается порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. В соответствии с п. 2 Требований перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий муниципальных образований определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Согласно пунктам 8 и 9 Требований для проведения категорирования места массового пребывания людей решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей. Комиссию возглавляет руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (глава муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо. В состав комиссии включаются собственник места массового пребывания людей или лицо, использующее место массового пребывания людей на ином законном основании, представители территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему. Согласно п.13 Требований результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей, который составляется в 5 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей (далее - паспорт безопасности). Согласно пунктам 14 и 15 требований на каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности. В соответствии с Постановлением администрации Остаповского сельского поселения от 12.05.2016 №79 создана Межведомственная комиссия по обследованию и категорированию мест (объектов) массового пребывания людей на территории Остаповского сельского поселения, а также утвержден ее состав. 25 июля 2016 года утвержден паспорт безопасности места массового пребывания людей - Харитоновский дом культуры. В соответствии с п. 22 в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств соответствующего бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей. Согласно п. 13 паспорта безопасности места массового пребывания людей - Харитоновский дом культуры первоочередным мероприятием, направленным на обеспечение антитеррористической защищенности, является установка видеонаблюдения. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», пункта 22 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272, Комиссией до настоящего времени не определен срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, места массового пребывания людей - Харитоновский дом культуры, что свидетельствует о бездействии Комиссии. Не определение указанного срока препятствует проведению мероприятий по оборудованию мест с массовым пребыванием людей необходимыми средствами защиты от проявлений терроризма, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих на территории сельского поселения, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории сельского поселения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении людей, находящихся на территории сельского поселения, что нарушает право неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья. Настоящее заявление направляется в защиту неопределенного круга лиц, так как состав лиц, права которых нарушены бездействием административного ответчика, в силу различных причин не является постоянным, их субъектный состав изменяем, а, следовательно, конкретные лица определены быть не могут. Межведомственной комиссией по обследованию и категорированию мест (объектов) массового пребывания людей на территории Остаповского сельского поселения бездействие, выразившееся в не определении срока завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, места массового пребывания людей - Харитоновский дом культуры. В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 39 КАС РФ административный истец просит удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Шуйского межрайонного прокурора Тихомиров Е.Н. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Межведомственной комиссии по обследованию и категорированию мест (объектов) массового пребывания людей на территории Остаповского сельского поселения ФИО1 в судебном заседании пояснила, что административные исковые требования Шуйского межрайонного прокурора признает в полном объеме.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Пунктами 7 и 12 ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35-ФЗ и Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предусмотрено принятие профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях.

Согласно п.3 ст.5 названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления.

Как следует из п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий). Согласно п.1 Требований ими устанавливается порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

В соответствии с п. 2 Требований перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий муниципальных образований определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Согласно пунктам 8 и 9 Требований для проведения категорирования места массового пребывания людей решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей. Комиссию возглавляет руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (глава муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо. В состав комиссии включаются собственник места массового пребывания людей или лицо, использующее место массового пребывания людей на ином законном основании, представители территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему.

Согласно п.13 Требований результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей, который составляется в 5 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей.

Согласно пунктам 14 и 15 требований на каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.

Из вышеизложенных норм следует, что определение срока завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, является обязательным.

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Остаповского сельского поселения №56 от 1 апреля 2016 года утвержден перечень мест с массовым пребыванием людей на территории Остаповского сельского поселения. В данный перечень входит Дом культуры д.Харитоново.

Согласно постановлению Администрации Остаповского сельского поселения Шуйского муниципального района №79 от 12 мая 2016 года создана Межведомственная комиссия по обследованию и категорированию мест (объектов) массового пребывания людей на территории Остаповского сельского поселения, а также утвержден ее состав.

25 июля 2016 года утвержден паспорт безопасности места массового пребывания людей - Харитоновский дом культуры.

Согласно п. 13 паспорта безопасности места массового пребывания людей - Харитоновский дом культуры первоочередным мероприятием, направленным на обеспечение антитеррористической защищенности, является установка видеонаблюдения.

Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств соответствующего бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей.

Проведенной Шуйским межрайонным прокурором проверкой выявлено, что в нарушение требований ч.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», пункта 22 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272, Комиссией до настоящего времени не определен срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, места массового пребывания людей - Харитоновский дом культуры, что свидетельствует о бездействии Комиссии.

Таким образом, в силу прямого указания закона на Межведомственную комиссию по обследованию и категорированию мест (объектов) массового пребывания людей на территории Остаповского сельского поселения возложена обязанность по определению срока завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны.

Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, бездействие Межведомственной комиссии по обследованию и категорированию мест (объектов) массового пребывания людей на территории Остаповского сельского поселения, выражающееся в не определении срока завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, места массового пребывания людей – Харитоновский дом культуры, не основано на требованиях закона, является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, а также публичные интересы Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в области принятия профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях.

Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путем возложения обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, нарушающих права неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

В силу ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В данном случае судом указанных обстоятельств не установлено, в связи с чем суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы иных лиц, подтверждается доказательствами по делу.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Межведомственной комиссии по обследованию и категорированию мест (объектов) массового пребывания людей на территории Остаповского сельского поселения о признании незаконным бездействия и обязании Межведомственную комиссию по обследованию и категорированию мест (объектов) массового пребывания людей на территории Остаповского сельского поселения определить срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны места массового пребывания людей – Харитоновский дом культуры необходимо удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Межведомственной комиссии по обследованию и категорированию мест (объектов) массового пребывания людей на территории Остаповского сельского поселения о признании незаконным бездействия и обязании Межведомственную комиссию по обследованию и категорированию мест (объектов) массового пребывания людей на территории Остаповского сельского поселения определить срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны места массового пребывания людей – Харитоновский дом культуры удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии по обследованию и категорированию мест (объектов) массового пребывания людей на территории Остаповского сельского поселения, выразившееся в не определении срока завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны места массового пребывания людей – Клочковский дом культуры.

Обязать Межведомственную комиссию по обследованию и категорированию мест (объектов) массового пребывания людей на территории Остаповского сельского поселения определить срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны места массового пребывания людей – Харитоновский дом культуры.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись А.А. Сорокина

Решение в окончательной форме изготовлено 26 апреля 2017 года.

Судья подпись А.А. Сорокина

СОГЛАСОВАНО

СУДЬЯ А.А.СОРОКИНА