ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-570/2023 от 19.12.2023 Хангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия))

дело № 2а-570/2023 г.

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

г. Покровск 19 декабря 2023 года

Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никиенко Н.К., при секретаре Кузьминой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Хангаласского района Ноговицына А.К. в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к наслежной администрации муниципального образования «Жерский наслег» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения,

у с т а н о в и л:

прокурор Хангаласского района РС(Я) Ноговицын А.К. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к наслежной администрации Муниципального образования «Жерский наслег» (далее МО) и просит признать бездействие МО по непринятию мер по опубликованию отчета об исполнении бюджета за 1,2,3 квартал 2023 г. незаконным и возложить обязанность обеспечить опубликование отчета об исполнении бюджета за 1,2,3 квартал 2023 г. на официальном сайте МО до 31 декабря 2023 г.

При этом указали, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства, а также законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и установлено, что в нарушение ст. 28 и ст. 36 Бюджетного кодекса РФ, ст.6 и ст. 13 ФЗ №8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 52 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 28 Приказа № 145н «Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме» наслежной администрацией МО «Качикатский наслег» не опубликован отчет об исполнении бюджета за 3 квартал 2023 г. на официальном сайте МО. 20 ноября 2023 г. по данному факту прокуратурой района внесено представление №28-2023/Прдп258-23-20980033, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Бездействие МО нарушает право неопределенного круга лиц на получение полной и достоверной информации о деятельности администрации МО.

В судебном заседании представитель истца Стрежнев Л.А. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика МО «Жерский наслег» не явились, были извещены надлежащим образом и не просили отложить рассмотрение дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости) и достоверности бюджета.

Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.

Федеральный закон от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – ФЗ № 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 4).

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ № 8-ФЗ, является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

Частью 1 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальный сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Статьей 13 ФЗ № 8-ФЗ установлен перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», в том числе, статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.

Согласно ч.ч. 7, 8 ст. 14 ФЗ № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 декабря 2011 года № 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, ст. 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.

Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет ).

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с нормами ч. 6 ст. 52 ФЗ № 131-ФЗ проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию и, согласно ч. 2 ст. 5 БК РФ, решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.

В целях реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы РФ путем обеспечения информирования граждан о бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, согласно п.28 Методических рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме, утвержденные Приказом Минфина России от 22.09.2015 № 145н бюджеты для граждан подлежат опубликованию в сети Интернет, в том числе в виде брошюр либо в виде сведений, размещаемых на официальном сайте публично-правового образования, финансового органа публично-правового образования или ином информационном ресурсе на усмотрение финансового органа публично-правового образования, на едином портале бюджетной системы РФ.

16 ноября 2023 г. заместителем прокурора Хангаласского района Постниковой А.Р. было принято решение о проведении проверки в наслежной администрации МО «Жерский наслег» о соблюдении бюджетного законодательства, а также законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. В связи с установлением нарушений ст. 28 и ст. 36 Бюджетного кодекса РФ, ст.6 и ст. 13 ФЗ №8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 52 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 28 Приказа № 145н «Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме», а именно в виду не опубликования наслежной администрацией МО «Качикатский наслег» отчета об исполнении бюджета за 3 квартал 2023 г. на официальном сайте МО, в адрес МО «Качикатский наслег» внесено представление об устранении нарушений.

Согласно ответа от 21 ноября 2023 г. Администрация МО «Жерский наслег» следует, что в настоящее время в виду наличия техническим проблем разместить сведения об исполнении бюджета за соответствующие кварталы 2023 г. не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, поскольку до настоящего времени не устранены нарушения федерального законодательства и представленные истцом доказательства в совокупности подтверждают несоблюдение ответчиком установленных требований закона, доводы иска нашли свое подтверждение, ответчиком возражения не заявлены, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Хангаласского района Ноговицына А.К. в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к наслежной администрации муниципального образования «Жерский наслег» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить.

Признать бездействие наслежной администрации Муниципального образования «Жерский наслег» по непринятию мер по опубликованию отчета об исполнении бюджета за 1,2,3 кварталы 2023 г. незаконным и возложить обязанность обеспечить опубликование отчета об исполнении бюджета за 1,2,3 кварталы 2023 г. на официальном сайте Муниципального образования до 31 декабря 2023 г.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

-

-

Судья: Н.К. Никиенко

Решение изготовлено в окончательной форме19 декабря 2023 года