ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5710/18 от 12.12.2018 Промышленного районного суда г. Самары (Самарская область)

Решение

Именем Российской Федерации

12 декабря 2018 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Орловой Л.А.,

при секретаре Болдыревой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара к судебному приставу исполнителю ОСП Промышленного района Корнеевой ВС, ОСП Промышленного района г. Самары, УФССП по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора

Установил:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением ответчику судебному приставу исполнителю ОСП Промышленного района Корнеевой ВС об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он является должником по требованиям Аксенова М.Б. об обязании определения состава и вида дорожных работ на внутриквартальном проезде на участке <адрес> до <адрес>, после чего организовать на укзанном проезде проведение установленного вида ремонта с целью проведения дорожного покрытия в соответствие с нормативными документами. Требования мотивированы отсутствием вины в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения, в связи с отсутствием денежных средств.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Зольникова Т.А. административный иск поддержала, просила удовлетворить.

Судебный пристав исполнитель ОСП Промышленного района г. Самары Корнеева В.С. административный иск не признала, просила в иске отказать.

УФССП России по Самарской области о времени и месте судебного заседания извещено, в суд представителя не направило.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу года на Администрацию Промышленного внутригородского района г.о. Самара возложена обязанность по определению состава и вида дорожных работ на внутриквартальном проезде на участке <адрес> до <адрес>, после чего организовать на указанном проезде проведение установленного вида ремонта с целью проведения дорожного покрытия в соответствие с нормативным документам, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог.

Решение вступило в законную силу, по делу выдан исполнительный лист. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района УФССП России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство 41788/18/63044-ИП в отношении должника Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара. Должнику предложено добровольно исполнить решение суда, срок исполнения установлен ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района УФССП России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до установленного срока добровольного исполнения, с Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 рублей.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Суд полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие административного истца (должника) в неисполнении решения суда отсутствует.

В соответствии со ст. 25 Устава Промышленного внутригородского района, принятого Решением Совета депутатов Промышленного внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ (далее Устав), Администрация Промышленного внутригородского района является исполнительно-распорядительным органом Промышленного внутригородского района, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Промышленного внутригородского района федеральными законами и законами Самарской области.

Для исполнения указанного выше решения суда административному истцу необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия внутриквартальных проездов. Заключение указанного контракта происходит путем проведения торгов, организация и проведение, которых требует определенного времени, а также дополнительного финансирования за счет бюджета, т.к. указанные в решении суда работы не были включены в перечень работ на 2018 год.

Глава 8 Устава Промышленного внутригородского района г.о. Самара устанавливает бюджетное устройство и бюджетный процесс в Промышленном внутригородском районе.

Бюджет Промышленного внутригородского района представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления Промышленного внутригородского района (ст. 39 Устава).

Глава Администрации Промышленного внутригородского района вносит проект бюджета Промышленного внутригородского района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на рассмотрение Совета депутатов Промышленного внутригородского района не позднее 1 ноября текущего года (ст. 45 Устава).

Совет депутатов Промышленного внутригородского района рассматривает проект бюджета Промышленного внутригородского района в двух чтениях (ст. 46 Устава).

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самара заключила с ООО «Маркон» муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия внутриквартальных проездов Промышленного внутригородского района городского округа Самара.

Судом также установлено, что параллельно с процедурой заключения муниципального контракта административным истцом были проведены работы по временному ремонту указанной части дороги (произведен ямочный ремонт), о чем был проинформирован судебный пристав исполнитель.

Как следует из материалов дела, в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Принимая во внимание, что финансирование административного истца осуществляется за счет средств бюджета, исполнение решения суда возможно на основании заключенных государственных контрактов на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия внутриквартальных проездов, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что неисполнение судебного решения вызвано объективными причинами в отсутствии вины должника.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административный иск Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара подлежит удовлетворении.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

Административный иск Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара – удовлетворить.

Освободить Администрацию Промышленного внутригородского района городского округа Самара от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава исполнителя ОСП Промышленного района УФССП России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству .

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Л.А.Орлова