КОПИЯ
86RS0002-01-2021-011251-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2021 года г.Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Калашниковой Н.Н.,
рассмотрев в упрощенном (письменном) порядке административное дело №2а-5716/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Нижневартовска в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Нижневартовска обратился в суд с указанным административным иском, в котором просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте по электронному адресу https://mаrket.sakh.com/search/?text=земля+плодородная, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование своих требований административный истец указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований земельного законодательства осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на интернет-странице по названному электронному адресу предлагаются услуги по продаже плодородного слоя почвы, что действующим законодательством запрещено. Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса не требуется. Ознакомиться с его содержанием может любой интернет–пользователь. На момент проверки названный сайт, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru). Лиц, разместивших указанную информацию, установить не удалось.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образовании, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурору предоставлено право обращаться в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 5 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: информацию, свободно распространяемую; информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
На основании ч.ч. 1, 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города проведена проверка, в ходе которой на сайте по электронному адресу https://mаrket.sakh.com/search/?text=земля+плодородная, установлено наличие информации о возможности приобретения плодородного слоя почвы.
На момент рассмотрения дела названный сайт, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru). Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса не требуется, поэтому ознакомиться с содержанием информации на указанном сайте, может любой интернет–пользователь. Владельца указанного домена установить не представляется возможным, что подтверждается сообщением УМВД России по г. Нижневартовску.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (ст. 75 данного Федерального закона).
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» предусмотрено, что снятие или уничтожение почвенного слоя является нарушением почвенного слоя, что требует его последующей рекультивации (п. 2).
Этим же постановлением Правительства РФ предусмотрено, что снятие плодородного слоя почвы возможно только при проведении строительных и землеустроительных и иных аналогичных работ и только при утверждении проекта рекультивации или консервации земель.
При этом, пунктом 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514, предусмотрено, что землеустроительные работы могут проводиться только по согласованию с органами Росреестра.
Частью 4 ст. 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
Частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Кроме того, действующее земельное законодательство устанавливает правовой режим земель, определяет их принадлежность к той или иной категории и разрешенного использования, что обязывает собственников земельных участков, использовать их с учетом целевого назначения, что оказывает влияние на стоимость земельных участков и способствует реализации принципа платности землепользования (п.п. 7 и 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7, ст. 42 и п. 1 ст. 65 ЗК РФ).
За использование плодородных земель п.п. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена специальная ставка земельного налога.
Таким образом, самовольная продажа плодородного слоя земли нарушает не только принцип рационального использования земель, но и нивелирует принцип экономического установления земельного налога основанного на делении земель по целевому назначению и на категории.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149 - ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149 - ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Основанием для включения в реестр сетевых адресов сайтов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с под. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149 - ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Оценив собранные по административному делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5, 292-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора города Нижневартовска в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте по электронному адресу:
-https://mаrket.sakh.com/search/?text=земля+плодородная,
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры.
Судья /подпись/ Н.Н. Калашникова
Копия верна
Судья Н.Н. Калашникова
Подлинный документ находится
в Нижневартовском городском суде в административном деле № 2а-5716/2021
Судья __________ подпись
Секретарь _________ подпись