2а-571/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
Фокинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Денисова Д.В., при секретаре судебного заседания Лунеговой Т.В., с участием административного ответчика Кипаренко Д.Б., представителей заинтересованного лица Думы городского округа ЗАТО г.Фокино Приморского края Штоббе А.Д., Валюшко А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Фокинского городского суда административное дело по административному иску Губернатора Приморского края Кожемяко О.Н. к депутату Думы городского округа ЗАТО г.Фокино Приморского края Кипаренко Д.Б. о досрочном прекращении полномочий депутата Думы городского округа ЗАТО г.Фокино Приморского края, УСТАНОВИЛ: Губернатор Приморского края Кожемяко О.Н. обратился в суд с данным иском, указав в обоснование, что согласно решению избирательной комиссии ГО ЗАТО г.Фокино от 11.09.2017 №396/66 административный ответчик Кипаренко Д.Б. зарегистрирован избранным депутатом Думы городского округа ЗАТО г.Фокино. На основании поступившей в Администрацию Приморского края информации прокуратуры Приморского края от 27.09.2018 №86-20-2018/709дсп Департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края проведена проверка соблюдения депутатом Кипаренко Д.Б. ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных федеральными законами «О противодействии коррупции», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Кипаренко Д.Б. как депутат представительного органа местного самоуправления, являясь лицом, замещающим муниципальную должность, обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. В ходе проведённой проверки установлено, Кипаренко Д.Б. необоснованно включил в раздел 1 «Сведения о доходах» справки о доходах на себя и супругу сведения о денежных средствах, полученных в виде имущественного налогового вычета в размере 260 000 руб. и 161 000 руб. соответственно, а также представил неполные сведения в справке о доходах на супругу об остатках средств на счетах в ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» по состоянию на 31.12.2017: текущем счёте открытом 12.09.2006, остаток на котором составил 155 645,05 руб., движение по счету осуществлялось; депозитном счёте, открытом 05.2.2015, остаток на котором составил 380 111,29 руб., движение денежных средств по счету также осуществлялось. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец, указывает на неисполнение установленной нормами Закона обязанности депутатом Думы ГО ЗАТО г.Фокино Кипаренко Д.Б., в связи с чем просит прекратить досрочно полномочия по основаниям, предусмотренным частями 7.1, 7.3, 10.1 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Административный истец, будучи надлежаще извещённым о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, через своего представителя Макаренко В.В. просил о слушании дела в своё отсутствие. Административный ответчик депутат Думы ГО ЗАТО г.Фокино Кипаренко Д.Б. в суде, подтвердив выявление в ходе проведённой в отношении него проверки нарушений, как указано в иске, пояснил, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера он подаёт на протяжении ряда лет. При оформлении документов в электронном виде пользуется справкой, ранее оформленной, в которую вносит изменения. Справка хранилась на флеш-карте. При работе с нею в ходе отчётного периода за 2017 год у него возникли затруднения, поэтому он обратился к специалисту по программному обеспечению. Специалист У пояснила, что хранение сведений на флеш-карте может привести к их утрате, поэтому необходимо иметь их копию на другом носителе. Она перенесла информацию на «Рабочий стол» его служебного компьютера. Он заполнил справку, сохранил её, однако в силу недостаточной компьютерной грамотности не перенёс сведения на флеш-карту. Забыв об этих обстоятельствах, флеш-карту со старыми данными он предоставил в Думу, при распечатывании справок с флеш-карты информацию не перепроверял, в результате чего в справке были отражены ошибочные сведения. Документы, согласно которым он готовил справки о доходах, к настоящему времени не сохранились. О том, что в раздел о доходах сведения о суммах налогового вычета, возвращённых налоговой службой, не подлежат включению, он не знал. Умысла на сокрытие или подачу недостоверных сведений, в том числе на сокрытие сведений об остатках на счетах в кредитных учреждениях, он не имел. В ходе проверочных мероприятий предоставил уточнённые сведения. Полагает, что совершил несущественный проступок, поэтому применение столь серьёзной меры юридической ответственности, как досрочное лишение полномочий депутата, является необоснованной. Просил в удовлетворении требований административного иска отказать в полном объёме. Заинтересованное лицо департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края надлежаще извещённый о времени и месте слушания дела, посредством представителя К просил рассмотреть административный иск без своего участия, выразил согласие с заявленными требованиями. Представитель заинтересованного лица Думы городского округа ЗАТО г.Фокино действующий по доверенности Валюшко А.П. в удовлетворении требований Губернатора Приморского края просил отказать в полном объёме, пояснил, что учитывая причины неисполнения депутатом Кипаренко Д.Б. обязанностей, установленных нормами действующего законодательства, данный проступок следует отнести к несущественному. Федеральный закон от 26.07.2019 №228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, определил меры ответственности за несущественные проступки при предоставлении неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не связанных с досрочным лишением полномочий. Порядок принятия решения о применении к депутату мер ответственности, не связанных с досрочным лишением полномочий, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. В настоящее время закон субъекта ещё не принят, в связи с чем, может быть применена аналогия закона указанная в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.03.2016 №18-2/10/П-1526 по определению критериев привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за совершение коррупционных правонарушений (далее – письмо Минтруда РФ). В соответствии с п. 5 Письма Минтруда РФ при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, учитываются характер и тяжесть совершенного нарушения, обстоятельства, при которых совершено нарушение, соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей. Кипаренко Д.Б. счета в кредитных организациях сокрыты не были, одним из нарушений явилось отражение неполных сведений в справке об остатках денежных средств на счетах жены по состоянию на 31.12.2017. Кроме того, в целях исполнения законодательства о противодействии коррупции, при выявлении неполных сведений, Кипаренко Д.Б. незамедлительно предоставил уточнения в справку о доходах, что характеризует его как добросовестного, исполнительного и содействующего осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучение предмета проверки. Умысла на сокрытие сведений он не имел, сумма денежных средств, находящихся на счёте, подтверждаются доходами (справкой 2-НДФЛ) и не превышает сумму его заработка за год. Данные обстоятельства свидетельствуют о несущественности проступка. Согласно разъяснениям Минтруда за несущественные проступки не может быть применена мера юридической ответственности как увольнение государственных (муниципальных) служащих за совершение коррупционных правонарушений. В настоящее время представительный орган сформирован в полном составе, активно и плодотворно взаимодействует с исполнительной властью городского округа, досрочное лишение полномочий депутата дестабилизирует работу представительного органа, а также повлечёт дополнительные расходы бюджета на проведение избирательной компании по досрочным выборам депутата. Председатель Думы городского округа ЗАТО г.Фокино Штоббе Д.А. в суде, поддержав пояснения представителя Валюшко А.П., высказался о том, что Кипаренко Д.Б. в своей депутатской деятельности всегда руководствуется принципами соблюдения прав и законных интересов граждан. Благодаря добросовестному отношению к делу снискал заслуженное уважение жителей городского округа, руководителей предприятий, учреждений. Среди депутатов городского округа пользуется заслуженным авторитетом и уважением. Просил в удовлетворении административного искового заявления отказать. С учётом положений ст. 151, 152 КАС РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся сторон. Ознакомившись с материалами дела и исследовав представленные доказательства, суд пришёл к следующим выводам. Судом установлено, решением избирательной комиссии городского округа ЗАТО город Фокино №396/66 от 11.09.2017 Кипаренко Д.Б. зарегистрирован с 11.09.2017 избранным депутатом Думы ГО ЗАТО г.Фокино по одномандатному избирательному округу №10. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных депутатом Думы ГО ЗАТО г.Фокино Кипаренко Дмитрием Борисовичем за отчётный период 2017 года, проведена Департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края на основании Приказа №51-мк от 02 апреля 2019 года, изданного губернатором Приморского края Кожемяко О.Н. с учётом информационного письма и.о. прокурора Приморского края Ш от 27.09.2018 №86-20-2018/709дсп.Представленными суду материалами подтверждаются доводы административного искового заявления о включении депутатом Думы ГО ЗАТО г.Фокино Кипаренко Д.Б. при заполнении им «Справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» на себя и свою супругу Кипаренко Е.В. за отчётный период 2017 года в раздел 1 «Сведения о доходах» сведения о денежных средствах, полученных в виде имущественного налогового вычета в размере 260 000 руб. и 161 000 руб. соответственно, а также не предоставления сведения в Справке о доходах на супругу об остатках средств на двух счетах в ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» по состоянию на 31.12.2017 – 155 645,05 руб. и 380 111,29 руб., что административным ответчиком не опровергнуто. Допрошенная в судебном заседании свидетель У показала, что трудоустроена разработчиком прогамного обеспечения муниципального автономного учреждения «Расчётно-кассовый центр». К ней как к специалисту обращался депутат Думы ГО ЗАТО г.Фокино Кипаренко Д.Б. с вопросом заполнения декларации о доходах, она посоветовала последнему не хранить сведения на флеш-карте, так как это может привести к их утрате, а хранить информацию на другом носителе. Она перенесла информацию с «флэшки» Кипаренко Д.Б. на «Рабочий стол» его служебного компьютера. Содержимое справки она не читала. Это было весной 2018 года. Более ничего не пояснила. В соответствии с ч. 7.1 статьи 40 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. В силу требований ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона РФ от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании ч. 4 ст. 2 Закона Приморского края от 25.05.2017 №122-КЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений», лицо, замещающее муниципальную должность, ежегодно, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным, а лицо, замещающее должность главы местной администрации по контракту, - ежегодно, в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным, представляет: 1) сведения о своих доходах, полученных за отчётный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчётного периода; 2) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчётный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об их имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчётного периода; 3) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчётного периода (с 1 января по 31 декабря), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчётному периоду, и об источниках получения средств, за счёт которых совершены эти сделки. Факт подачи указанных сведений в соответствии с вышеприведёнными норами Закона сторонами не оспаривался. Установлено, Кипаренко Д.Б. необоснованно включил в раздел 1 «Сведения о доходах» справки о доходах на себя и супругу сведения о денежных средствах, полученных в виде имущественного налогового вычета в размере 260 000 руб. и 161 000 руб. соответственно, а также представил неполные сведения в справке о доходах на супругу об остатках средств на счетах в ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» по состоянию на 31.12.2017: текущем счёте открытом 12.09.2006, остаток на котором составил 155 645,05 руб. (было указано 0), движение по счету осуществлялось; депозитном счёте, открытом 05.2.2015, остаток на котором составил 380 111,29 руб. (было указано 7 733,11), движение денежных средств по счету также осуществлялось. То есть Кипаренко Д.Б., с учётом поступившего дохода, не подлежащего отражению в Справке, не указал сумму в размере 114 756,34 руб. или 12,31% от своего годового дохода. Федеральным законом от 26.07.2019 №228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» внесены изменения: статья 40 дополнена частью 7.3-1 следующего содержания: «7.3-1. К депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.»; дополнена частью 7.3-2 следующего содержания: «7.3-2. Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.». Во исполнение данного федерального закона муниципальный правовой акт и закон субъекта Российской Федерации (Краевой закон) на момент рассмотрения дела не принят, поэтому в спорных правоотношениях суд находит возможным руководствоваться Письмом Минтруда России от 21.03.2016 №18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения». Согласно данного письма Минтруда России от 21.03.2016 №18-2/10/П-1526, анализ правоприменительной практики государственных (муниципальных) органов показал, что не влечёт применения взысканий, поскольку не образует коррупционного проступка (пункт 2): б) ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Справка) вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка, а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего;… указание сведений о расходах, о сумме поступивших на счёт денежных средств в отсутствие правовых оснований для представления данных сведений; указание срочных обязательств финансового характера на сумму менее 500 000 рублей. При этом обстоятельства, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 2, отражаются в письменных пояснениях служащего, представляемых в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, или подтверждаются иными документами. Пункт 5 отмечает, при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, учитываются следующие установленные законодательством критерии: а) характер и тяжесть совершенного нарушения; б) обстоятельства, при которых совершено нарушение; в) соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; г) предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей. Обстоятельства, подтверждающие несоблюдение Кипаренко Д.Б. других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, судом не установлены. Таким образом, суд приходит к выводу, что заведомый характер действий депутата Думы ГО ЗАТО г.Фокино Кипаренко Д.Б., связанный с представлением имущественного налогового вычета и указанием неполных сведений в справке о доходах на себя и супругу о получении налогового об остатках средств на счетах в ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк», не нашёл своего подтверждения в судебном заседании. При таких данных оснований к удовлетворению административного искового заявления судом не усматривается. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление Губернатора Приморского края Кожемяко О.Н. к депутату Думы городского округа ЗАТО г.Фокино Приморского края Кипаренко Д.Б. о досрочном прекращении полномочий депутата Думы городского округа ЗАТО г.Фокино Приморского края, – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Фокинский городской суд (с копиями по числу участвующих в деле лиц). Мотивированное решение – в окончательной форме, – изготовлено 04.10.2019. Стороны вправе получить копию решения в суде, начиная с 04.10.2019, срок обжалования решения – до 05.11.2019 включительно.
|